Анализ учетной и экономической рентабельности.

Третьей составляющей понятия «результативность» являются показатели прибыльности или рентабельности.

По данным «Отчета о финансовых результатах» (ф.№2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (RП) — это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

1.Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

где В1 и В0 — отчетная и базисная выручка,

C1 и С0 — отчетная и базисная себестоимость;

KP1 и КР0 — отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 — управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменения себестоимости продажи на рентабельность продаж:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

3.Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

4.Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

Совокупное влияние факторов составит:

Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru

Кроме проанализированного коэффициента рентабельности различают:

Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность).

№п/п Наименование показателя Способ расчета Пояснения
Рентабельность продаж (R1) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности (R2) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает уровень прибыли до выплаты налога
Чистая рентабельность (R3) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки
Экономическая рентабельность (R4) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает эффективность использования всего имущества организации
Рентабельность собственного• капитала (R5) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru   Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировки акций
Частные показатели рентабельности
Валовая рентабельность (R6) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает, сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки
Затратоотдача (рентабельность продукции, R7) Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Анализ учетной и экономической рентабельности. - student2.ru Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат
           


Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности.

Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единственной базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Валовая рентабельность отражает величину валовой прибыли в каждом рубле реализованной продукции (работ, услуг). В зарубежной практике этот показатель называется маржинальным доходом (коммерческой маржой).

Особый интерес для внешней оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности организации представляет анализ не таких традиционных показателей прибыльности, как затратоотдача (R7), которая показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 рубль затрат.

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность, его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг).

Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Заключительная часть.

В заключительной части преподаватель:

1. формулирует общие выводы по лекции;

2. объявляет вопросы, которые обучающиеся должны будут рассмотреть в рамках самостоятельной работы над темой.

Вопросы для самоконтроля

1 Что относится к понятию «финансовый результат» деятельности организации?

2 Какие внешние факторы (не зависящие от деятельности предприятия) влияют на величину прибыли (убытка) организации?

3 Какие внутренние факторы (зависящие от деятельности предприятия) влияют на величину прибыли (убытка) организации?

4 Из чего складываются доходы организации?

5 Как определить и проанализировать прибыль от продаж?

6 В чем сущность анализа динамики прибыли?

7 Как рассчитывается рентабельность продаж организации?

8 Перечислите факторы, влияющие на рентабельность продаж организации.

9 Какие коэффициенты включаются в сводную систему показателей рентабельности организации?

Вопросы для самостоятельного изучения темы

Изучить:

1. факторный анализ рентабельности,

2. вопросы аналитического использования отчета о финансовых результатах в оценке доходности организации

Разработал доцент кафедры

бухгалтерского учета ,анализа и аудита

полковник внутренней службы Аксенова С.А.

Наши рекомендации