В одном месте один раз в год, но уже 10 лет
Экспозицию выставки можно условно разделить на две части - методическую и, так сказать, инструментальную.
Первая представлена разнообразными мероприятиями, конференциями, консультациями и разъяснениями "текущего момента", информационно-практическими семинарами, специальной литературой и пособиями.
Инструментальная часть экспозиции объединила компьютерные ИТ, разработчиков и их продукцию: учетные, аналитические и информационно-справочные системы, КИС, готовые решения, программное обеспечение, столь необходимое всем, кто занимается финансово-хозяйственной деятельностью, особенно бухгалтерам.
Не только залы выставочного центра, в которых проходили семинары и "круглые столы", но и практически каждый стенд представлял собой консультационную площадку.
Выделение налогового законодательства в самостоятельную ветвь правоотношений и активное вовлечение в них не только работников бухгалтерий и финансовых служб предприятий (юридических лиц), но и граждан предопределили необходимость признать налоговое консультирование самостоятельным видом деятельности. В связи с этим для решения вопросов выработки единых правил, стандартов налогового консультирования и механизмов, определяющих взаимоотношения с министерствами, ведомствами и другими структурами, формирующими правовое пространство, создано даже некоммерческое партнерство "Палата налоговых консультантов". Активная консультационная работа специалистов "Палаты" на выставке привлекла внимание не только ее посетителей, но и сотрудников методических отделов фирм - разработчиков программного обеспечения.
На выставке посетители получили ответы на свои вопросы и помощь в решении насущных задач; насколько было возможно, прояснили для себя белые пятна. Более опытные бухгалтеры в разговоре с ведущими специалистами и экспертами проверили правильность своих позиций по сложным и неоднозначным проблемам текущего законодательства, обсудили вопросы учета и отчетности, приняли участие в информационно-практических семинарах. Не остались без внимания и бухгалтеры бюджетной сферы. Руководителям предприятий и финансовым директорам предоставлялась возможность обсудить различные методики финансового планирования и построения бюджетов с учетом требований действующего законодательства, получить комментарии и разъяснения по правовым аспектам ведения бизнеса.
Чем не лаборатория, в которой можно проверить и пополнить свои знания, самостоятельно провести нужный эксперимент, чтобы получить уверенность в правильности и надежности предпринимаемых впоследствии действий и решений!
Бухгалтерия и управление
Нельзя сказать, что представленные на выставке компьютерные программы и комплексы были исключительно "бухгалтерскими", но им уделялось основное внимание. Одни названия говорят сами за себя: "1С:Бухгалтерия", "Алеф-Бухгалтерия", "Инотек Бухгалтер", "ИНФИН-Бухгалтерия", "Инфо-Бухгалтер", "Комплексная бухгалтерия КомТех", "ТБ. Бухгалтерия", "Турбо Бухгалтер", "Флагман: Бухгалтерский учет", "ФРЕГАТ-БУХГАЛТЕРИЯ" и др.
Все эти программы, подсистемы, модули, комплексы относятся к классу учетных. Они позволяют регистрировать данные о фактах финансово-хозяйственной деятельности и в своих базах аккумулируют информацию, обычно достаточную не только для ведения бухгалтерского и налогового учета, но и для принятия определенного круга управленческих решений.
Каждый бухгалтер может подобрать здесь компьютерный инструмент, адекватный размерам своего предприятия, специфике, характеру и объему выполняемых операций. Следует отметить, что все большее значение приобретает возможность использования имеющегося инструмента не только бухгалтерией, но и другими службами предприятия.
Диапазон представленных программ довольно широк. Казалось бы, зачем в них вникать, ведь их функции в части бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям закона, а с налоговым учетом не разобрались пока даже сами его инициаторы.
Однако в различных системах по-разному организуется цепочка действий, в них разная степень технологичности. Можно приводить множество факторов "одинаковости" и "отличия". Важно другое.
Вспомните, почему в вашей программе появились те или иные настройки: это предложение разработчика или ваше требование? Привычка, как известно, вторая натура, самая короткая дорога, которую знаешь. Но, может быть, не следует добираться из Питера в Москву через Владивосток?
Полезно посмотреть и другие программы и сравнить их с возможностями своей, поговорить с разработчиками. Но не для того, чтобы отказаться от своей и начать осваивать новую (хотя и такое бывает). Цель в данном случае - достичь более полного взаимопонимания со своим разработчиком, т. е. более грамотно формулировать свои требования по совершенствованию используемого вами инструмента. Поэтому есть смысл все-таки смотреть.
Программы системы "1С:Предприятие" решают различные задачи бухгалтерского и налогового учета, включая нововведенную упрощенную схему для малых предприятий и предпринимателей, позволяют строить управленческий учет в различных отраслях финансово-экономической деятельности и в основном ориентированы на малый и средний бизнес.
Компания "Алеф Консалтинг энд Софт", напротив, разрабатывает свои решения в основном для предприятий и холдингов со сложной организационной и хозяйственной структурой, в том числе промышленных предприятий и объединений. Об этом говорит и название системы "ТЯЖЕЛАЯ БУХГАЛТЕРИЯ". Она используется там, где нужно вести сложные, специфические отраслевые бухгалтерский учет, расчет себестоимости и расчеты с филиалами, а также формировать различные своды и консолидированную корпоративную отчетность.
Комплексные информационные системы, среди которых можно назвать системы серии "Альфа" (компания "Информконтакт"), "БЭСТ" ("Интеллект-Сервис"), Abacus ("Омега"), "Флагман" ("Инфософт") и др., которые позиционируются как управленческие, концептуально построены на "бухгалтерском" ядре. Иначе говоря, любая операция, зарегистрированная в системе, рано или поздно отражается в виде бухгалтерских проводок в соответствии с Планом счетов.
Такие системы имеют, как правило, модульную структуру, формируемую в соответствии с операциями, выполняемыми на определенных участках. Поэтому их функциональное наполнение может изменяться в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны пользователя.
Как правило, выделяются обычно такие модули или подсистемы, как "склад" или, в более расширенном варианте, "снабжение, склад, сбыт", "основные средства", "зарплата и кадры", "документы и (или) договоры" и т. п. Все чаще комплексные системы дополняются возможностями построения различного вида бюджетов (что придает им свойства, характерные для управления финансами), а также подсистемами, регистрирующими различные факты взаимодействия с клиентами.
Обязательной составной частью таких программ являются различные встроенные или интегрированные механизмы и подсистемы, повышающие технологичность их использования и диапазон решаемых задач. К ним относятся конструкторы, дизайнеры, генераторы форм документов, механизмы контроля и построения графиков и пр. Они позволяют менять конфигурацию системы или ее отдельных частей, изменять их настройку в соответствии с возможностями или полномочиями того или иного пользователя, в разном виде представлять имеющуюся в базах данных информацию, вносить отраслевую специфику и пр.
Однако термин "управленческие" говорит в большей степени о том, что в базах данных систем аккумулируется информация, которая дает руководителям разного уровня возможность принимать те или иные решения.
Но эти решения в большой степени зависят не только или даже не столько от самой системы и ее возможностей, сколько от способности того или иного пользователя анализировать имеющиеся у него данные и на основе такого анализа делать правильные выводы.
Справки и консультации
Информационно-справочные и правовые системы - еще один класс программ из представленных на выставке, который, в частности, необходим и бухгалтеру. В первую очередь это правовые системы. Они содержат не только тексты законодательных документов, но и комментарии к ним, рекомендации по правильному использованию, ответы на часто встречающиеся в бухгалтерской практике вопросы и пр. Для пользователя таких систем большую актуальность приобретает не столько компания-производитель и ее возможности по отслеживанию всех законодательных изменений и актуализации правовых документов, сколько ее партнеры и то, насколько быстро они предоставляют обновления информационных баз.
Среди наиболее известных поставщиков справочных правовых систем первые позиции занимают три компании, конкурируя между собой за пользовательский "электорат", расширяя свои услуги и базы консультациями и комментариями ведущих специалистов и актуальными дополнительными материалами разных компаний. Это "Консультант Плюс", "Гарант" и "Кодекс".
В качестве информационно-справочного инструмента широко используются сайты этих и других компаний, где, например, можно найти консультацию практически по любому вопросу бухгалтерского и налогового учета. Также выпускаются специализированные справочные электронные базы по различным отраслевым нормативным документам ("Кодекс", "ТЕРМИКА") или специальные печатные издания ("Гарант", "Консультант Плюс"). На выставке прошла презентация совместного проекта некоммерческого партнерства информационно-правового консорциума "Кодекс" и корпорации "Парус" для работников бюджетной сферы. Информация подготовлена корпорацией "Парус" на основе разъяснений специалистов федерального казначейства, структурирована на платформе "Кодекс Internet/Intranet" и представлена в интернете в виде консультационного раздела.
В числе программных и информационных решений, презентация которых прошла на выставке, можно отметить автоматизированную систему "ЭкспрессАудит" (консалтинговая компания "ТЕРМИКА"). Это не только инструмент автоматизации аудиторских процедур, удобный для работы "на выезде к клиенту", он позволяет создавать специализированные варианты, которые могут содержать более расширенную методическую основу системы, включающую в себя группу дополнительных вопросов, сформированных заказчиком.
Кроме того, система может интегрироваться с различными "электронными архивами", иначе говоря - системами хранения электронных документов, что обеспечивает не только автоматизацию аудиторских процедур, но и систематизированное и упорядоченное хранение всей рабочей документации. Следует заметить, что система "ЭкспрессАудит" может использоваться самими бухгалтерами для проведения внутреннего аудита, что очень актуально накануне формирования годового отчета, а также для практического обучения начинающих бухгалтеров и студентов.
Представляет интерес информационно-справочная система "1С:Консалтинг. Стандарт" (совместная разработка фирм "1С" и "Инфорас"). Она построена на основе экспертных заключений юристов и аудиторов по конкретным вопросам хозяйственной деятельности, при этом каждый вопрос рассматривается с точки зрения различных аспектов: правового, налогового, бухгалтерского, порядка оформления документов.
Каждая справка в системе снабжена закладками: "документы", "аналитика", "налоги", "учет", "образцы документов". Набор закладок может варьироваться в зависимости от темы. Одно из основных достоинств системы в том, что на момент выхода очередной версии актуализируются все включенные в нее материалы - как нормативно-правовые акты, так и экспертные заключения, аналитические статьи и образцы документов.
Иностранцы в России
Из 140 участников выставки три компании демонстрировали западные системы.
Корпорация Business Management Systems (BMS) представила системы:
· управления производством класса MRP II-MFG/Pro (QAD);
· управления торговыми предприятиеми различного масштаба R2000 (BMS);
· составления корпоративных финансовых планов и бюджетов CPBS (Minerva).
Они обеспечивают управление материальными, финансовыми и информационными ресурсами по всей логистической цепочке предприятия. По заявлению представителей корпорации, в России ими пользуются более 40 организаций.
К сожалению, эти программные продукты вообще "не знают" ни бухгалтерского учета, ни тем более налогового, поэтому российскому бухгалтеру целесообразно еще побеспокоиться об отечественном программном инструменте и всю свою работу вести на нем. Например - с помощью "1С:Бухгалтерии" или бухгалтерского модуля системы "Парус", в которые программные продукты BMS "умеют" передавать часть информации, аккумулируемой в своих базах данных.
Компания Microsoft Business Solutions (MBS), образованная в результате приобретения корпорацией Microsoft компании Navision a/s., предлагала для малых и средних предприятий бизнес-приложения. Они позволяют оптимизировать и более эффективно развивать отношения с клиентами, партнерами, поставщиками и сотрудниками, а также автоматизировать сквозные бизнес-процессы в области финансов, дистрибуции, электронной коммерции, управления проектами, персоналом, производством, цепочками поставок, знаниями, продажами и маркетингом, обслуживания и поддержки клиентов.
На выставке "Бухгалтерский учет и аудит - 2003" были представлены интегрированная система управления для небольших и средних компаний Microsoft Business Solutions-Navision, а также Microsoft Business Solutions-Axapta - интегрированная система класса ERP, дающая возможность "повысить эффективность бизнеса и получить новые конкурентные преимущества".
Компания VDEL Ltd. является официальным дистрибьютором продуктов ACCPAC в России и странах СНГ. Это, пожалуй, наиболее распространенная система в мире. В России у нее уже около 50 клиентов. Система имеет модульную структуру, построенную на общепринятом разделении бизнес-процессов и соответствующих им участков учета.
По мнению специалистов VDEL Ltd., система ACCPAC, имеющая "продуманную бизнес-логику и соответствующая международным стандартам управленческого учета, может стать востребованной и в России".
Отдавая должное достоинствам названных выше систем в части подготовки данных для управленческих решений и маркетинговой активности компаний в рекламных акциях, заметим, что с чисто российскими "бухгалтерскими проблемами" все же лучше справляются отечественные системы.
Работа на перспективу
Выставка потому играет столь важную роль в деятельности бухгалтеров, что поставляет им не только актуальную и разностороннюю информацию, позволяет улучшить качество своей работы и овладеть тонкостями профессии. Она дает возможность в одном месте получить ответы практически на все вопросы по бухгалтерской тематике: к вашим услугам обучение, консультации, справки, деловая литература, методические пособия, периодические издания, программное обеспечение, средства автоматизации и пр.
Сайт выставки www.expos.ru заранее информирует, кто принимает в ней участие и на каких стендах, содержит перечень компаний и направления их деятельности. Поэтому к выставке можно основательно подготовиться, организовать ее коллективное посещение, которое будет полезно многим различным специалистам предприятия.
Как отметил в своем приветствии участникам и посетителям выставки первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, выставка "Бухгалтерский учет и аудит" "служила своеобразным зеркалом, в котором отражались новации бухгалтерского учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности органов территориального управления, предприятий и организаций. На выставке проходили апробацию новые методики, программные продукты, необходимые бухгалтерам и аудиторам, работникам налоговых органов".
Выставка объективно отражает процессы, происходящие на отечественном рынке финансово-экономических услуг. Сегодня в России уже сложился и активно функционирует самостоятельный сегмент национальной экономики - рынок финансово-экономических программ и аудиторских и консалтинговых услуг. И в этом тоже есть заслуга выставки "Бухгалтерский учет и аудит".
Выставка отметила свое десятилетие. Оно ознаменовалось четким пониманием той роли, которую играет выставка, ее места в общем процессе развития всех представленных на ней направлений, структуризацией ее деятельности и комплексностью предоставляемых услуг. Все для бухгалтера (и даже более), все в помощь его деятельности, все для практического освоения новых и модифицированных методик, технологий, инструментов. Это своего рода самый "интеллектуальный полигон", на котором отрабатывается бухгалтерский профессионализм. Иди, обсуждай, сравнивай, принимай решение!
И пока есть такая возможность, используйте "экспериментальную лабораторию" и "интеллектуальный полигон" - выставку "Бухгалтерский учет и аудит", очередная встреча на которой состоится в январе 2004 г.
Бухгалтерская Мекка
10 лет с выставкой "Бухгалтерский учет и аудит"
Сегодня этот международный форум называют самым крупным и представительным мероприятием в жизни бухгалтерской общественности, выставкой года. Она занимает лидирующие позиции в рейтинге специализированных выставок финансово-экономического направления.
Выставка "Бухгалтерский учет и аудит" - это сегодня и витрина, и центр знаний, и профессиональный клуб со своей средой общения, и ярмарка-магазин, т. е. срез определенной ветви древа нашей сегодняшней российской деловой жизни, его своеобразный индикатор и зеркало нашего времени.
Продолжая начатую тему, мы предлагаем более детальное знакомство с некоторыми аспектами, касающимися истории развития самой выставки этого периода и формирования сферы информационных технологий, их прошлого и настоящего.
Вот уже который год подряд в конце января со всех уголков России и прилегающих земель стекаются в своего рода бухгалтерскую Мекку "паломники", так или иначе связанные с этой сферой деятельности, дисциплиной, областью науки и практики. Именно здесь приверженцы и последователи древнего бухгалтерского Учения могут наиболее полно погрузиться в атмосферу действа и припасть к щедрому источнику бухгалтерских и сопутствующих знаний, принять непосредственное участие в различных "церемониях", процедурах и мероприятиях.
Десять лет прошло с тех пор, как впервые в Москве открылась выставка "Бухгалтерский учет и аудит". Много это или мало? По историческим меркам и возрасту самой бухгалтерии - это миг, по делам - уже есть о чем говорить, что показать.