Когда можно провести взаимозачет по пересортице
В некоторых случаях выявленные в ходе одной инвентаризации недостачи и излишки можно зачесть между собой. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49) позволяют, хотя и в исключительных случаях, произвести взаимозачет пересортицы. Для этого должны выполняться одновременно такие условия:
- излишки и недостачи выявлены за один и тот же проверяемый период;
- излишки и недостачи выявлены у одного и того же проверяемого материально ответственного лица;
- излишками и недостачами являются товарно-материальные ценности одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Только при таких условиях можно признать наличие пересортицы.
Внимание! Если у вас возникают затруднения с определением принадлежности товаров или продукции к одному наименованию, рекомендуется использовать Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (Письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. N 07-05-14/217). Документ утрачивает силу с 1 января 2016 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, которым вводится новый Классификатор продукции (ОКПД2) ОК 034-2014.
Решение о зачете принимает руководитель организации. Для этого материально ответственное лицо должно представить инвентаризационной комиссии подробные объяснения о допущенной пересортице.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей оказалась выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Списание превышающей разницы отразите проводками:
Дебет 94 Кредит 10 (07, 41)
- отражена сумма превышения недостачи товарно-материальных ценностей над излишками;
Дебет 73 Кредит 94
- отражена сумма недостачи, подлежащая взысканию с виновного лица.
Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то разницы рассматриваются как недостачи в пределах норм убыли и списываются на издержки обращения и производства.
Данные о пересортице, выявленной при инвентаризации, отражаются в трех документах. Это инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19), а также ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).
Как списать просроченную задолженность
Если в результате инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года), ее списывают с баланса фирмы. При списании дебиторской задолженности сделайте запись:
Дебет 91-2 Кредит 62 (76...)
- списана дебиторская задолженность (если фирма не создавала резерв по сомнительным долгам);
Дебет 63 Кредит 62 (76...)
- списана дебиторская задолженность (если фирма создавала резерв по сомнительным долгам).
При списании кредиторской задолженности сделайте записи:
Дебет 60 (76) Кредит 91-1
- списана кредиторская задолженность.
При этом НДС, ранее правомерно принятый к вычету, восстановлению не подлежит и учитывается в составе внереализационных расходов (пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Как сделать реформацию баланса
Реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете отразят последний факт хозяйственной жизни фирмы.
Операция по реформации баланса состоит из двух этапов:
- закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы и расходы фирмы. Это счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы";
- включают финансовый результат, полученный фирмой за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
Как закрыть счета 90 и 91
В бухгалтерском учете выделяют два вида доходов и расходов:
- по обычным видам деятельности, которые отражают на счете 90 "Продажи";
- прочие, которые учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Финансовый результат по обычным видам деятельности ежемесячно формируют на счете 90 "Продажи".
В соответствии с Планом счетов к нему открывают субсчета:
- 90-1 "Выручка";
- 90-2 "Себестоимость продаж";
- 90-3 "Налог на добавленную стоимость";
- 90-4 "Акцизы";
- 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
31 декабря бухгалтеру необходимо закрыть все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи". Сделайте это так:
а) кредитовое сальдо субсчета 90-1 закрывают проводкой:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
- закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
б) дебетовые сальдо субсчетов 90-2, 90-3, 90-4 и др., кроме 90-9, закрывают проводками:
Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...)
- закрыты субсчета 90-2 (90-3, 90-4...) по окончании года.
В результате сделанных проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны. Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.
Пример. В 2015 г. ООО "Динамит" получило выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров - 255 000 руб. Бухгалтер "Динамита" сделал проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 1 770 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 270 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 900 000 руб. - списана себестоимость проданных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 255 000 руб. - списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 345 000 руб. (1 770 000 - 270 000 - 900 000 - 255 000) - отражена прибыль от продаж.
31 декабря 2015 г. бухгалтер "Динамита" должен закрыть все субсчета к счету 90. Для этого нужно сделать проводки:
Дебет 90-1 Кредит 90-9
- 1 770 000 руб. - закрыт субсчет 90-1 по окончании года;
Дебет 90-9 Кредит 90-2
- 1 155 000 руб. (900 000 + 255 000) - закрыт субсчет 90-2 по окончании года;
Дебет 90-9 Кредит 90-3
- 270 000 руб. - закрыт субсчет 90-3 по окончании года.
При этом субсчет 90-9 закрывается автоматически.
Учет прочих доходов и расходов ведут на счете 91 "Прочие доходы и расходы". К этому счету открывают следующие субсчета:
- 91-1 "Прочие доходы";
- 91-2 "Прочие расходы";
- 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
После того как вы закрыли субсчета к счету 90, вам нужно закрыть все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы".
Сделайте это так:
Дебет 91-1 Кредит 91-9
- закрыт субсчет 91-1 по окончании года;
Дебет 91-9 Кредит 91-2
- закрыт субсчет 91-2 по окончании года.
Пример. В 2015 г. ООО "Маркет" получило доход от сдачи имущества в аренду в сумме 159 300 руб. (в том числе НДС 24 300 руб.). Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, составили 162 000 руб. Сдача имущества в аренду не является для "Маркета" обычным видом деятельности.
Бухгалтер "Маркета" сделал проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 159 300 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",
- 24 300 руб. - начислен НДС с арендной платы;
Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69...)
- 162 000 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей имущества в аренду;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 27 000 руб. (159 300 - 24 300 - 162 000) - отражен убыток от прочей деятельности организации.
31 декабря 2015 г. бухгалтер "Маркета" должен закрыть все субсчета к счету 91. Для этого нужно сделать проводки:
Дебет 91-1 Кредит 91-9
- 159 300 руб. - закрыт субсчет 91-1 по окончании года;
Дебет 91-9 Кредит 91-2
- 186 300 руб. (24 300 + 162 000) - закрыт субсчет 91-2 по окончании года.
При этом субсчет 91-9 закрывается автоматически.