Тема: Побег и система побегов. Стебель – ось побега
Лабораторное занятие 8.
Тема: Побег и система побегов.
Цель работы: Ознакомиться со строением почек их разнообразием; различными типами побегов.
Оборудование: лупа увеличительная, побеги бузины красной, липы мелколистной, ели обыкновенной, тополя бальзамического, кустарников.
Таблицы: «Строение почки»
«Капуста — растение семейства капустных»
«Видоизмененные побеги» и др.
Литература:
Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – С. 89 – 98 .
Ход работы:
1. Прочитать страницы 89-98 практикума по анатомии и морфологии растений
2. Рассмотрите облиственные годичные побеги древесных растений (дуба, липы, клена, тополя и др.) Нарисуйте схему одного из рассмотренных побегов Отметьте стебель, пазушную почку, узел, междоузлие, верхушечную почку.
3. Рассмотрите удлиненные и укороченные побеги. Обратите внимание на сближенные узлы укороченных побегов. Укороченные и удлиненные побеги.
4. Рассмотрите почки на побегах бузины. Зарисуйте участок стебля с почками, отметив листовой рубец, пучки листового следа, пазушные почки. Обратите внимание на размер и форму почек. Препаровальной иглой осторожно снимите почечные чешуи, листья и расположите их в горизонтальный ряд. Подсчитайте число почечных чешуй, найдите переходные листья от почечных чешуй к настоящему листу. Каково происхождение почечных чешуй у бузины?
5. Рассмотрите ветки 2-3 древесных растений и кустарников и заполните таблицу 2 на стр. 95.
6. Рассмотрите ветку ели. Зарисуйте схему строения ветки, отметив верхушечные почки, стебель, листья. Римскими цифрами укажите порядки вевления. ( Моноподиальная система побегов ели обыкновенной).
7. Рассмотрите 2-3 летнюю ветку липы, найдите на ней почечные кольца, листовые рубцы, пазушные почки. Обратите внимание на размер почек и междоузлий (от основания до верхушки годичного побега). Зарисуйте. (Симподиальное нарастание липы мелколистной).
8. Рассмотрите и зарисуйте побеги бузины с тронувшимися в рост почками.
9. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 98.
Лабораторное занятие 9.
Тема: Побег и система побегов.Лист – боковой орган побега.
Цель работы: Ознакомиться с внешним и внутренним строением листа, разнообразием листьев.
Оборудование: микроскоп, коллекция простых и сложных листьев, готовые микропрепараты хвои сосны, препаровальные иглы, бритвы, (или лезвия), скальпели, пинцеты,
Таблицы: «Лист»,
«Видоизменения листьев».
«Лист элодеи»
«Эпидерма листа традесканции»
« Схема строения листа камелии»
Микропрепараты:
«Поперечный срез листа ириса и устьице в разрезе»
«Эпидермис листа герани»
«Лист камелии»
«Хвоя сосны»
Литература:
Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – С. 98 – 110 .
Ход работы:
1. Прочитать страницы 98- 110 практикума по анатомии и морфологии растений
2.Рассмотрите коллекцию листьев. Определите простые и сложные листья, Внешнее строение листьев: форму и характер листовой пластинки (цельные, лопастные, раздельные, рассеченные, форма лопастей, сегментов и долей), форму основания и верхушки листовой пластинки, характер края и жилкование листьев. Зарисуйте листья и подпишите названия растений.
3. Рассмотрите гербарные образцы листьев найдите низовые, срединные и верховые листья водяного лютика, стрелолиста Три формации листьев: низовые, срединные и верховые.
4. По рисункам 5.10, 5.11, 5.12 зарисуйте побег с явно выраженной гетерофиллией.
5. Рассмотрите препарат листа камелии. Отметьте верхний и нижний эпидермис, устьице, столбчатый и губчаты мезофилл, склереиды, ксилему, флоэму, склернхиму , кутикулу. Рассмотрите при малом увеличении препарат поперечного среза ковыля. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение листа Поперечный срез листовой пластинки листа камелии, ковыля перистого.
6. Рассмотрите поперечный срез листа (хвоинки) сосны обыкновенной Найдите и отметьте эпилерму, устьице, гиподерму, смоляной канал, складчатый мезофилл, зндодерму, проводящий пучок, трансфузионную ткань, ксилему, флоэму, склеренхиму.
7. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 110.
Лабораторное занятие 10.
Тема: Побег и система побегов. Стебель – ось побега.
Цель работы: Ознакомиться с внешним и внутренним строением стебля травянистых и древесных растений.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты стебля ржи, кукурузы, липы, сосны, гербарий купены лекарственной, кирказона.
Таблицы:
«Часть поперечного разреза через соломину ржи»
«Стебель липы»
«Коллатеральный открытый проводящий пучок стебля подсолнечника»
«Биколлатеральный открытый проводящий пучок стебля тыквы»
«Схема строения стебля кирказона на разных уровнях и в поперечном разрезе»
«Поперечный разрез стебля яблони»
«Перидерма стебля бузины»
« Стебель ржи»
Микропрепараты:
«Поперечный срез стебля кирказона»
«Стебель кирказона»
«Стебель клевера– поперечный разрез»
«Стебель льна – поперечный разрез»
«Стебель березы – поперечный разрез»
«Стебель ели– поперечный разрез»
«Стебель тыквы – поперечный разрез»
«Стебель кукурузы – поперечный разрез»
«Стебель кукурузы – продольный разрез»
«Продольный разрез стебля кукурузы»
«Ветка бузины»
«Древесина сосны – тангентальный срез»
«Древесина сосны – радиальный срез»
«Лубяные волокна кенафа – поперечный срез»
«Лубяные волокна кенафа – продольный срез»
«Ветка липы»
Литература:
Практикум по анатомии и морфологии растений: Учеб. пособие для студ. высших пед учеб. заведений / В.П.Викторов, М.А.Гуленкова, Л.Н.Дорохина и др.; Под ред. Л.Н.Дорохиной. 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – С.111 – 122 .
Ход работы:
1. Прочитать страницы 14-21 практикума по анатомии и морфологии растений
2. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа стебель купены лекарственной. Зарисуйте отметив эпидерму, первичную кору, центральный цилиндр, закрытый коллатеральные пучки. Склеренхиму, паренхиму.
3. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа стебель кукурузы обыкновенной. Зарисуйте схему строения стебля, сделайте соответствующие подписи
4. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа стебель ржи посевной. Зарисуйте схему строения стебля, сделайте соответствующие подписи.
5. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа стебель кирказона. Зарисуйте схему строения стебля, сделайте подписи: эпидермаа, первичная кора (колленхима, паренхима, эндодерма), центральный цилиндр (проводящие пучки, первичную и вторичную флоэму пучковый камбий, вторичную и первичную ксилему, сердцевинный луч, межпучковый камбий, сердцевину . (См рис. 5.20 на стр. 115)
6. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа строение трехлетнего стебля сосны обыкновенной. Зарисуйте схематически и отметьте: перидерму, первичную кору, центральный цилиндр (вторичную флоэму, камбий, годичные приросты древесины), сердцевину, вторичные лубодревесинные лучи, первичные сердцевинные лучи, смоляные ходы. ( рис. 5.21 на стр. 118
7. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа строение ветки липы. Сделайте соответствующие надписи (См рис. 5.23 на стр. 120
8. Ответьте на вопросы для самоконтроля на стр. 122.