Больше чем птичий корм
Звездчатке средней (chickweed) дали ее имя потому, что птицы и цыплята смакуют ее семена и молодую листву. Зимой в более умеренных климатах стаи маленьких птиц питаются ей. Ее древнее латинское название было «Morsus galmae», что означет «кусочек» или «корм для куриц». На немецком языке это растение — Vogelkraut — «птичье растение»; на французском — Mouron des Oiseaux — «кусочек для птиц»; в Англии у этого растеня есть такие интересные прозвища как chick wittles, chicken's meat, и cluckweed. На испанском языке ее называют pamplina de canariios и hierbapajarera — кормом для канареек и птичьей травой. Другие обычные названия относятся к цветку растения: звездчатка(starweed), атласный цветок(satin flower); и к его лекарственным функциям: stitchwort и scarwort.
Уже в 1597 году Джерард (Gerard) писал в своем Гербарии(Herbal): «Небольшие птицы в клетках, особенно коноплянки, освежаются небольшим количеством звездчатки, когда отказываются принимать пищу.» Джерард также говорил, что Вы должны варить листья звездчатки в воде, пока они не станут очень мягкими, добавляя к этому немного сала, порошка пажитника сенного, молотого льняного семени и немного корней алтея лекарственного — хорошо смешать ингредиенты, чтобы получилась припарка, которая будет использоваться для снятия набухания ног или любого другого воспаления. (Grieves — Modern Herbal 196).
Кулпепер (Culpeper), в его книге «Complete Herbal», изданной в 1600-ых годах, упоминал, что это «прекрасная, мягкая, приятная трава, под доминионом Луны,» еще упоминал различные методы использования, такое как припарка из свежего сока растения непосредственно на печень, чтобы уменьшить ее жар и воспаление; этот же сок должен использоваться при красноте на лице, при зуде, паршах и т. д. Сок непосредственно или растение, превращенное в мазь, помогли бы при судорогах, конвульсиях и параличе. Сок помог бы при красноте глаз, и красноте или вздутию «в половых органах мужчин и женщин.»
Эта трава, он продолжал, превращенная в припарку с листьями красной розы и салом, также уменьшит воспаления и набухания (Herbalist, Sept. 1977:36).
Звездчатку среднюю ценят турецкие цыгане, не только потому, что она главная трава для рассады в горшках, и трава для салата, но потому что это мощное лекарство, содержащее множество успокоительных и тонизирующих сил ржавого вяза (который также является превосходной съедобной травой) (Lev:49). Американские индейцы использовали местную звездчатку среднюю, а также натурализовали разновидности из Европы. Деревенские жители делают из нее припарки от «жестких» суставов, ревматизма и синовита.
Говорят, что нет такой части света, где нельзя было бы найти звездчатку (Grieves — Modern Herbal 195). Это один из самых распространенных сорняков, который растет почти всюду и часто рассматривается как вредитель для сада, хотя его выгода, конечно, перевешивает его неудобства в садах. Она растет в сырых лесах и даже у порогов на городских улицах (Sal: 165). Как только Вы научитесь идентифицировать звездчатку среднюю, Вы часто будете видеть ее везде, куда идете. Семена легко рассеиваются ветром, поэтому Вы можете посадить немного этой травы в своем саду или огороде, и с тех пор у Вас будет вполне достаточное ее количество.
Несколько растений имеют название Chickweed, одно из них принадлежит семейству Портулаковых, а четыре из них — семейству Ясколковый — Mouse Ear Chickweeds — но даже при том, что есть изменения в пределах разновидностей видов Stellaria media, большинство специалистов полагает, что это всего лишь вариации одного типа (Grieves — Modern Herbal 195). Сэр Джозеф Хукер (Sir Joseph Hooker), который классифицировал эту траву, группирует три типа растений, относимых другими людьми к разным типам, в главную категорию Stellaria medica. Однажды, во время его путешествия, он приземлился на небольшой необитаемый остров около Антиподов (Antipodes). Там он нашел дикорастущую звездчатку среднюю! Эту траву нигде больше поблизости не нашел. отследил растение к насыпи, которая отмечала могилу британского моряка, всю покрытую этим растением. Он пришел к заключению, что эта трава, должно быть — потомство семян, прилипших к лопате или мотыге, которой выкапывали могилу (Sir Joseph Hooker, 1817–1911).
Звездчатка средняя — случай того, что мы называем «сном у растений» — каждую ночь листья сворачиваются в нежные зародыши новой поросли, и высшая пара, имеет более длинные ножки, чтобы она могла защитить наконечник поросли (Grieves — Modern Herbal 196). Деннис Маккарти(Dennis McCarthy) говорит: «Это почти так, как будто звездчатка средняя ночью спит, просыпаясь в свете яркого утра» (Sal: 164). Эта уловка сворачивания вокруг новой поросли придает молодым растениям выносливость и позволяет им переживать зимние морозы: в 1892 году Уильям Гамильтон Гибсон (William Hamilton Gibson), в книге Острые глаза (Sharp Eyes), написал очаровательное описание как он обнаружил звездчатку зимой:
«Даже в середине зимы, если Вы знаете ее убежище в солнечном укромном уголке, Вы можете вырыть снег и сорвать ее белые, звездные расцветы — более крупные, и более полные теперь, чем летом. Я вспоминаю красивый эпизод из одной из моих давних зимних прогулок…Я гулял по границам болота, где каждая полость между насыпью и кочкой имела „крышу“ из тонкого, гладкого льда, образовавшегося там за счет отхода воды ниже… часть одной кристаллической крыши открывала вид на пышный рост звездчатки внизу, ее звездные расцветы легко соревновались с окружающим снегом в белизне. Поразительная имитация зимней теплицы — нет, не имитация, а скорее — модель, „холодный парник“, сохраняющий его зимние расцветы еще до того времени, когда это было выдумано флористами…»