Природа в фотообъективе

По утренней росе и в сумерках начинаются и заканчива-
ются экскурсии натуралистов. Их тропы бегут через леса и
перелески, пересекают участки лугов и степных целинок,
вьются вдоль петляющих русел рек и разбросанных в их до-
линах больших и малых болот. Как яркая палитра художни-
ка, природа щедро рассыпает перед нами свои неповторимые
краски, удивляет и восхищает своим совершенством и разно-
образием, ошеломляет обилием загадок. Встречи и присталь-
ное знакомство с ней всегда интересны.

Весной и летом, осенью и зимой, уходя в походы, натура-
лист никогда не расстается со своими верными спутниками—
карандашом и записной книжкой. Все, что он видит, он
постоянно фиксирует в виде подробных записей, позволяю-
щих рано или поздно вернуться к взволновавшей его некогда
загадке природы. Вместе с записями живут в памяти иссле-
дователя впечатления, захватившие его воображение в один
из таких маршрутов. Но проходит время и записи, казавшие-
ся ранее подробными, теперь выглядят неполными.

Опытный натуралист может заметить многое и на многое
дать ответ. Но для более твердого и убедительного ответа,
даже при острой наблюдательности, порой возникает необхо-
димость еще хоть раз взглянуть на объект рассуждений,
пусть даже в застывшем виде.

Фотоаппарат — тот третий предмет, который на равных
с карандашом и записной книжкой должен получить посто-
янную прописку в полевом вооружении исследователя. Он
позволит не только восстановить в памяти подробности на-
блюдаемого в прошлом явления, но и поможет проникнуть
в тайны микроструктур отдельных частей, составляющих
изучаемый объект. На фотобумаге отобразится не только,
например, интересующее исследователя растение, но и путем
использования методов макросъемки станет возможным по-

лучить изображения его отдельных органов в увеличенном
виде. Фотоаппарат поможет следить за жизнью отдельных
растений и целых растительных сообществ, сохранит их точ-
ное изображение в том виде, в каком они наблюдались в
момент исследований.

В настоящее время выбор фотоаппарата не является
сложной проблемой, ибо в стране выпускаются аппараты са-
мых различных конструкций, типов и назначений. Для
съемок в природе может подойти любая фотокамера, пусть
даже самая недорогая. Качество снимков в основном будет
зависеть только от опыта и стараний. Здесь могут быть ис-
пользованы «Юнкор» и «Школьник», «Смена» и «Любитель»,
«Зоркий» и «Зенит».

Наиболее удобными для съемок живых объектов являют-
ся камеры зеркального типа, посколько за ними можно вести
наблюдение, не отрывая глаз от видоискателя фотоаппарата,
но при достаточном опыте качество снимков не будет стра-
дать и при съемке обычными камерами. Из зеркальных ка-
мер одними из лучших являются фотоаппараты типа «Зенит».

Фотографируя в природе, подбирая интересные объекты
для съемок, необходимо постоянно помнить, что качество
будущих фотокопий всецело зависит от правильно выбранной
точки съемки. Ведь не со всех сторон фотографируемый
объект смотрится одинаково полно. Полноту деталей объекта
подчеркивает прежде всего свет. Фотографируя пейзаж или
ландшафт местности, необходимо обязательно учитывать по-
ложение солнца и состояние погоды. Снимки одного и того
же пейзажа полученные с одной точки в разное время дня
смотрятся совершенно различно. Удачно выбранный момент
съемки и освещения позволяет наиболее выразительно пере-
дать характер фотографируемого объекта. Именно в утрен-
ние или вечерние часы, когда солнце располагается невысоко
над горизонтом, детали пейзажа смотрятся четко и рельефно,
игра красок и теней в эти моменты достигает наивысшей
привлекательности.

Особую рельефность и выразительность часто приобрета-
ют объекты переднего плана снятые против солнца или при
чуть боковом освещении. Однако в этом случае следует сле-
дить, чтобы лучи солнца не попадали непосредственно в
объектив фотоаппарата. Избежать этого можно при съемке
из затененного места или использованием специальной на-
садки на объектив именуемой «блендой».

Съемка в пасмурную погоду часто оказывается мало ре-
зультативной, поскольку детали пейзажа из-за равномерности
76 1

освещения теряют впечатление рельефности и контраста и на
фотоснимках оказываются вялыми и плохо различимыми. В
этом случае, включение в снимок переднего плана, обладаю-
щего достаточной яркостью и выразительностью формы,
делает снимок вполне удовлетворительным и ценным.

От съемки ландшафтов и пейзажей у исследователя воз-
никает необходимость перейти к съемке различных расти-
тельных группировок и отдельных растений слагающих их.
В степи, на склонах балок и вблизи оврагов исследователь
встречает куртинки степных целинок. Съемки здесь можно
производить в двух направлениях: либо снимать раститель-
ность целинок широким планом, с тем чтобы отразить на
снимке характер их расположения по отношению к рельефу,
либо концентрировать внимание на самом составе раститель-
ности, а рельеф местности Использовать в качестве фона. В
обоих случаях цель достигается большим или меньшим диа-
фрагмированием и точкой наводки объектива на резкость.
Пленка, на которую производится съемка степных растений
должна быть достаточно высокочувствительной, поскольку
степные травы, как правило, колеблются от ветра и могут
быть засняты лишь при относительно коротких выдержках.
При фотографировании в лесу, когда густое и редкое рас-
положение деревьев затрудняет выбор кадра и точки съемки,
желательна замена обычного объектива фотоаппарата на
широкоугольный, который позволяет расширить границы
съемки. Одновременно с этим такой объектив дает возмож-
ность получить ряд последовательных снимков, которые за-
тем могут быть соединены в панораму леса. Этот же объек-
тив облегчает отдельные виды съемок строго целевого
назначения, например, фотографирование отпрепарирован-
ных корневых систем древесных, кустарниковых и травянис-
тых растений в сравнительно узких шурфах и ямах. Для
более контрастного выделения корней на фоне почвенной
стенки, последние перед съемкой можно подкрашивать свет-
лыми клеевыми красками типа гуашей.

При необходимости заснять крупным планом далеко рас-
положенные и мало доступные растения или их части, напри-
мер, ветвь на вершине дерева, растение в центре болота и
так далее, натуралист может воспользоваться телеобъекти-
вом.

Объять необъятное невозможно. Цель должна быть пре-
дельно ясной и четкой. Фотографировать в природе нужно
не все подряд. В кадре съемки должно быть то главное и

основное, что в конечном итоге составляет центральный
штрих, подчеркивает его содержание и выразительность.
Прежде чем нажимать спуск фотокамеры, нужно в окошке
видоискателя увидеть законченную композицию будущего
снимка.

Производятся съемки на водоемах. Для натуралиста, ко-
нечно, главным элементом здесь будут являться растения и
животные. Однако, фотографируя живые объекты, необходи-
мо позаботиться и о передаче окружающей обстановки сре-
ды, в которой они обитают. Передача на снимке водной
поверхности зависит прежде всего от направления солнечных
лучей освещающих воду. Боковой свет хорошо передает бли-
ки, а растения отражающиеся в воде увеличивают впечатле-
ние ее присутствия.

Определенные трудности возникают при съемках в зимний
период и особенно в пасмурные дни. В утренние и вечерние
часы, когда боковой свет отбрасывает от фотографируемых
объектов длинные и косые тени, подчеркивает рельеф мест-
ности под снежным покровом и передает фактуру самого
снега — фотографировать лучше всего.

Но вот зима постепенно отступает. Пробивающиеся на
проталинках и обогреваемых солнцем склонах мхи и луко-
вичные растения волнуют наблюдателя свежестью тонов и
необычным контрастом весенних красок на фоне тающего
снега, являются одними из самых интересных объектов
съемок в этот период. Использовав при этом, в зависимости
от конструкции фотоаппарата, насадочные линзы ,или кольца,
можно фотографировать в увеличенном виде отдельные час-
ти растений, например, цветы, листья.

Помимо обычных черно-белых и цветных негативных фо-
томатериалов, фотолюбитель-натуралист в своей работе
может широко применять и позитивные, учитывая их даль-
нейшее использование для изготовления диафильмов и диа-
позитивов.

С широким распространением в продаже различных типов
кинокамер, они наряду с фотоаппаратом все чаще находят
место в работе исследователей, т. к. позволяют фиксировать
процессы и явления в динамике.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные черты растительного покрова Днепропетровщимы

По степным целинкам..........................................................................

По лесам и перелескам Днепропетровщины ....

Наши водоемы « болота..............................................................

Среди лугов............................................................................................

Растительность засоленных почв .............................................

Сорные растения в растительных сообществах Днепротетров-

природа в фотообъективе - student2.ru щины .....................................................................................................

Полезные и редкие растения Днепропетровщины и их охрана
Природа r фотообъективе.....................................................................

14
26
45
51

55
67



Производственная практика
по геоботанике

Методическое руководство

Ответственный за выпуск

доктор биологических паук

профессор А. Л. БЕЛЬГАРД

Редактор Н. Г. Ц у р и к о-в а
Техредактор П. В. Морозова
Корректор Л. И. Л у к ь я я е Нк о

природа в фотообъективе - student2.ru Бумага60x90'/i6. Объем 5 п. л. Заказ № 1230. Тираж 600 экз.

природа в фотообъективе - student2.ru Редакционно-издательский отдел ДГУ, г. Днепропетровск, пр. Гагарина, 72.
Типография ДГУ,г. Днепропетровск, ул. Шевчеисо, 59.

Наши рекомендации