Задачи учебной практики
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Агрономия»
Программа
учебной практики по дисциплине «Ботаника»
для студентов I-ого курса очной и заочной форм обучения,
технологического факультета по направлениям:
35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия»,
35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной
продукции»
Ярославль 2015 г.
Составители: доценты кафедры агрономии Т.П. Сабирова, Р.А. Сабиров
Программа предназначена для выполнения программы учебной практики по ботанике и может быть использовано в качестве практического руководства студентами заочного отделения для самостоятельного овладения курсом.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение», 35.03.04 «Агрономия», 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и в соответствии с примерной учебной программой дисциплины.
Рецензенты: доцент кафедры экологии Е.В. Чебыкина
доцент кафедры агрономии А.М. Труфанов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 1Организация, содержание и порядок проведения практики…………........ 1.1 Задачи учебной практики………………………………………………… 1.2 Место практики в структуре ООП бакалавриата………………….......... 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики…………………………………………………… 1.4 Структура практики……………………..……………………………… 1.5 Содержание практики…………………………………………………… 1.6 Самостоятельная работа студентов……………………………………… 2 Методические указания по учебной практике…………………………… 2.1 Общие требования……………………………………………………….. 2.2. Содержание занятий…………………………………………………… Раздел I: «Гербаризация растений»……………………………………… Занятие 1. Сбор растений и оформление гербария…………………… Раздел II: «Полевые агрофитоценозы»…………………………………. Занятие 1. Полевые агрофитоценозы и их полевой состав. Культурные растения агрофитоценоза……………………… Занятие 2. Полевые агрофитоценозы и их полевой состав. Сорные растения агрофитоценоза…………………………… Раздел III: «Растения луга. Луг как растительное сообщество»……… Занятие 1. Пойменные луга и их видовой состав. Хозяйственное использование……………………………… Занятие 2. Материковые луга и их видовой состав. Хозяйственное использование……………………………… 3Содержание отчета и оформление дневника………………………………... ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. А. Морфологические признаки растений…………………………………. Б. Определитель растений……………………………………………………. В. Форма титульного листа отчета……………………………………… Г. Форма титульного листа дневника………………………………........ |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика является завершающим этапом в изучении теоретического курса ботаники. Она способствует закреплению, расширению и углублению теоретических знаний, полученных по пройденному курсу по разделам: морфология растений, систематика и экология растений. Основу практики составляют экскурсии на поле, луг. Во время экскурсий студенты изучают видовой состав, морфологические признаки растений, их взаимосвязь с внешней средой и физиологическое состояние; устанавливают научные названия растений и их систематическое положение; изучают группы растительных сообществ по их составу, продуктивности и кормовой ценности, определяют факторы регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур.
На практике студенты знакомятся не только с культурными растениями в производственных условиях, но и с дикорастущими, которые произрастают на лугах. Собирают и гербаризируют растения. Это позволяет им ознакомиться с разнообразием видового состава растений области, с техникой гербаризации и методами флористических исследований.
В учебной литературе недостаточно уделяется внимания вредным, ядовитым и охраняемым растениям. Однако студенты должны уметь распознавать в природной обстановке эти растения, знать их свойства и места обитания. Кроме того, они должны знать особо охраняемые растения своей области и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, которые не рекомендуются для сбора в гербарий. Приводится список этих растений, а также ядовитых, вредных и рекомендуемых для сбора гербария.
Каждый студент должен хорошо знать морфологические характеристики и биологические особенности основных видов растений Ярославской области, их научное название и практическое использование.
ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИКИ
Задачи учебной практики
Задачами практики являются:
1. Изучить видовой состав растительных сообществ, морфологические признаки растений и их взаимосвязь с внешней средой.
2. Определить вид растений, их систематическое положение.
3. Изучить группы растительных сообществ по их составу, продуктивности и кормовой ценности.
4. Определить физиологическое состояние растений по морфологическим признакам.
5. Определить факторы регулирования роста и развития сельскохозяйственных культур.
За время учебной практики студенты должны научиться описывать и определять растения, изучить структуру фитоценозов Ярославской области; дать хозяйственную оценку растительного покрова на основе его видового состава; определять продуктивность кормового угодья, научиться собирать и правильно гербаризировать растения.
При сдаче зачета по практике студенты должны представить:
1. Систематический гербарий не менее 30 видов растений, хорошо высушенных и правильно смонтированных, этикетированных и подобранных по семействам.
2. Дневник, в котором описывается вся проделанная работа во время экскурсий и в лаборатории согласно заданию.
3. Отчет, в котором приводится морфологическая характеристика собранных растений и растений, занесенных в Красную книгу, встретившихся во время экскурсии.