Задачи учебной практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРОВЕДЕНИЮ МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(бакалавры, II курс, заочное отделение)
Цели учебной музейно-ознакомительной практики
· Начальное формирование профессионального кругозора будущего специалиста-музеолога, стимулирование интереса к будущей профессии
· Приобретение навыков научно-исследовательской работы в системе музейных учреждений
· Стимулирование самообразования, сопутствующего учебному процессу
Задачи учебной практики
· Формирование общего представления о музейной среде Петербурга (для иногородних студентов - другого города)
· Ознакомление с разнообразными типами музеев
· Детализированное знакомство с избранными музеями
· Изучение доступных для самостоятельного ознакомления важнейших функций музея как социо-культурного института
· Формирование у студентов представления о формах музейной работы с различными категориями посетителей
· Применение разнообразных методов изучения музейных учреждений
Формы проведения учебной практики: самостоятельная работа студента, консультации
Место и время проведения учебной практики:практикарассредоточенная, сроки для заочного отделения 06.10.14 - 14.10.14.
Руководитель практики – Татьяна Георгиевна Милова, преподаватель кафедры музеологии и культурного наследия СПбГУКИ.
Контакты: 8-921-320-59-26; 560-74-35; e-mail: [email protected]
Учебная музейно-ознакомительная практика должна способствовать приобретению первоначальных профессиональных представлений об организации и содержании музейной деятельности, в т.ч. в контексте культурного туризма. Проводится в рассредоточенной форме и требует от студента творческого, инициативного подхода и высокой степени самостоятельности.
В результате прохождения учебной практики студент должен составить представление о:
- номенклатуре и структуре музейных ресурсов города
- составе коллекций и истории изучаемых музеев
- основных направлениях деятельности музея
- современных формах работы музея с посетителями
Этапы организации практики:
1. Начальный этап музейно-ознакомительной практики - составление общего представления о музейной сети города и основных направлениях музейной деятельности, в т.ч. о процессах взаимодействия со сферой туризма (на основе литературы и электронных ресурсов)
2. Выбор базовых музеев для детального практического изучения студент осуществляет по собственному желанию (количество – не меньше 4). Рекомендуется изучать музеи различного типа (по статусу, профилю, диапазону и масштабам деятельности)
3. Посещение базовых музеев и изучение их деятельности эмпирическим путем по примерной схеме, включающей ряд вопросов для изучения (см. приложение 3).
4. Поиск дополнительных сведений о музеях и их контактах со сферой туризма по печатным и электронным источникам информации
5. В процессе прохождения практики студент оформляет дневник прохождения практики (образец формы дневника см. в Приложении 1).
6. Письменный отчетначинается титульным листом (образец см. в Приложении 2). Введение отражает цели и задачи практики, мотивацию выбора базовых музеев, методы и проблемы осуществления практической работы. В основной части отчета отражаются накопленные материалы, суждения практиканта, проводятся сравнительные операции*, делаются обобщения и выводы. Заключение обобщает итоги практического знакомства с музеями. В конце отчета помещается список использованных источников информации.
*Как один из методов осмысления изученного материала возможен сравнительный анализ деятельности 2-3-х музеев. Формой его осуществления может быть сведение данных в единую таблицу с общими показателями (см. приложение 4). Таблица является лишь удобной формой свода фактов, поэтому необходима последующая трактовка собранных данных в виде сопоставлений, суждений и выводов.
Формой аттестации по итогам прохождения практики является зачёт.
Основанием для выставления зачета служат дневник и отчет о практике, выполненные в соответствии с требованиями к форме и содержанию. Отчетные документы представляются на зачет в распечатанном (текст) и электронном виде (файл)**. При необходимости рассмотрение отчета сопровождается собеседованием.
**Оба отчетных документа – дневник и отчет – сводятся в единый файл, название файла по общему для всех студентов образцу: Лаврова БЗ 310-2.Без предоставления электронной версии зачет не выставляется.
Время проведения аттестации по итогам прохождения практики: следующая сессия
Литература:
а) основная литература:
· Основы музееведения: учеб пособие. /Под ред. Э.А. Шулеповой. /Рос.ин-т культурологии - Изд. 2-е, испр. – М.: Кн. дом «Либроком», 2010. - 430с.
· Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. /Л.М. Шляхтина. - Москва, 2005. - 183с.
· Российская музейная энциклопедия: в 2 т. /Ред. В.Л. Янин. /Рос.ин-т культурологии.- Москва: Прогресс: Рипол Классик, 2005.- т.1- 416 с.; т.2.- 436с.
· Все музеи Санкт-Петербурга: каталог-справочник. – СПб: Литера, 2005. – 446с.: ил.
б) дополнительная литература:
· Демиденко Ю.Б. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. /Ю.Б. Демиденко. - СПб: Банк Петровский, 1994. – 244с.
· Петров Г.Ф. Миг вечности: Музеи Санкт-Петербурга в потоке времени. / Г.Ф. Петров. – СПб.: Logos, 2005. – 431с.: ил.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
· http://www.museum.by›files/slovar.pdf -Словарь актуальных музейных терминов
· http://www.museum.ru/RME/dict_lit.asp - Российская музейная энциклопедия
· http://www.museum.ru-Портал «Музеи России»
· http://www.museumstudy.ru - Портал «Российское музееведение»
· http://www.museum.ru/wm/list.asp- Портал «Музеи мира»
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
· http://www.ispb.info/guide/excursdb/dblist/ - База данных экскурсоводов и гидов-переводчиков Городского туристско-информационного бюро
· http://yandex.ru/ - поисковая система
· https://www.google.ru/ - поисковая система
Приложение 1
Образец формы дневника прохождения практики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Факультет мировой культуры
Кафедра музеологии и культурного наследия