Часть II. Еда в промежутках между приемами пищи


Значение регулярности в питании


Рукопись 1, 1876:
281. После того как вы поели в свое обычное время, [179] предоставьте желудку пятичасовой отдых. До следующего приема пищи ни один кусочек пищи не должен попасть в ваш желудок. В этот промежуток времени желудок переварит полученное и только потом сможет справиться со следующей порцией.
Ни в коем случае нельзя принимать пищу когда вздумается. Если вы пообедали на час или на два раньше определенного времени, то знайте, что желудок, не успев переварить предыдущую порцию, не готов принять новое бремя, ибо не имеет еще достаточной энергии для переработки новой порции пищи. Таким образом, перенапрягается весь организм.
Нельзя также откладывать прием пищи на час или два, подстраиваясь под определенные обстоятельства или, допустим, желая закончить до обеда определенный объем работы, потому что желудок требует пищи в те часы, в какие он привык получать ее. Когда обед откладывается, жизненная энергия организма снижается, пока наконец не истощается до такой степени, что пропадает всякий аппетит. Если принимать пищу в таком состоянии, желудок не в силах будет должным образом переработать ее. И тогда пища уже не сможет послужить образованию хорошей, здоровой крови.
Если бы все люди ели в строго определенное время и ничего не перекусывали в промежутках между приемами пищи, то они охотно садились бы за стол, получая удовольствие от пищи, которая вознаградит их за серьезное к ней отношение.
СИ, 303, 304:
282. Регулярность в питании имеет жизненно важное значение. Принимать пищу следует в одно и то же время. Когда наступает это время, человек должен съесть столько, сколько требуется его организму, и затем не есть ничего - абсолютно ничего - до следующего приема пищи. Но многие люди едят когда попало, даже тогда, когда их организм совершенно не нуждается в этом, через неравные интервалы между приемами пищи, потому что у них не хватает силы воли сопротивляться этой вредной привычке. Путешествуя, многие жуют всю дорогу, если у них припасено что-нибудь съедобное. Это очень вредно. Если бы находящиеся в дороге в строго определенное время принимали простую, питательную пищу, они не испытывали бы такого сильного чувства усталости и не страдали бы так сильно от слабости.
СИ, 384:
283. Необходимо тщательно соблюдать регулярность в [180] питании. Ничего не следует есть между приемами пищи - никаких сладостей, орехов, фруктов - совершенно ничего. Нерегулярное питание нарушает нормальный ритм работы органов пищеварения, наносит большой ущерб здоровью и плохо влияет на настроение. Вот почему, когда дети садятся за стол, здоровая пища кажется им невкусной, и они просят того, что вредно для них.
СЦ 2, 485:
284. В этой семье не относились должным образом к питанию. Все питались как попало. А следовало бы для каждого приема пищи отвести определенное время. Пищу необходимо готовить самым простым и естественным способом, совершенно без жира; но, с другой стороны, необходимо постараться, чтобы она была питательной, полезной и привлекательной. В этой семье, как и во многих других, для гостей устраивали настоящие пиры, готовили много различных блюд, и часто очень жирных, так что у всех участников застолья появлялось искушение съесть больше обычного. Когда же гостей в доме не было, резко менялось отношение к приготовлению пищи: готовили мало и кое-как. Питание становилось скудным и некалорийным. Члены этой семьи считали, что для них сойдет и это. Вместо того чтобы нормально пообедать, члены этой семьи привыкли часто перекусывать что-нибудь наспех, и, конечно, не могло быть и речи о регулярном питании. В результате здоровье у всех было расшатано. Это грех, если кто-либо из наших сестер устраивает обильные пиршества для гостей и обделяет собственную семью, подавая на стол скудную пищу, лишенную самых необходимых питательных веществ.
СЦ 2, 373:
285. Я просто поражена: несмотря на столь яркий свет, просиявший в этой местности, многие из вас продолжают перекусывать в промежутках между приемами пищи! Не позволяйте даже самому маленькому кусочку попасть в ваш рот между приемами пищи. Ешьте столько, сколько нужно для вашего организма, причем в строго определенное время, а потом терпеливо дожидайтесь следующего приема пищи.
ХВБГ, 50; СЗ, 118:
286. Многие отворачиваются от света и знаний и жертвуют принципом в угоду аппетиту. Они едят в то время, когда организм не нуждается в пище, и не соблюдают правильных интервалов между ее приемами, ибо у них нет [181] нравственной твердости сопротивляться этому искушению. И в результате их желудки восстают против такого отношения к себе, и вслед за этим следуют страдания. Регулярность в питании имеет чрезвычайно важное значение как для физического здоровья, так и для ясности мышления. Между приемами пищи никогда не следует проглатывать даже самого маленького кусочка.
СЦ 2, 374:
287. И теперь он страдает расстройством пищеварения. А почему? Только из-за неправильного образа жизни. Вместо того чтобы соблюдать регулярность в питании, он позволил аппетиту управлять им и постоянно что-то жевал.
Реформатор здоровья, май, 1877:
288. Детям обычно не разъясняют значение того, когда, как и что они должны есть. Им разрешается жевать все, что им хочется, и в любое время, когда только вздумается, брать со стола фрукты, если они искушают их глаза, и есть их с пирожками, пирожными, хлебом с маслом, блинчиками, сладостями. Все это они едят почти беспрерывно и постепенно превращаются в обжор и начинают страдать расстройством пищеварения. Их пищеварительные органы работают, подобно мельнице, беспрерывно и в конечном итоге ослабевают. На помощь желудку, напряженно перерабатывающему излишнюю пищу, мозг посылает свою энергию, в результате чего снижаются мыслительные способности. Неестественное возбуждение и растрата жизненных сил делают свое дело: дети становятся нервными, нетерпеливыми, своенравными, упрямыми и раздражительными.
(Значение регулярности в питании детей - § 343- 346, 348.)
СЦ 3, 564:
289. Многие родители, уклоняясь от своей обязанности терпеливо воспитывать у детей полезные привычки, помогающие обуздывать их прихоти и капризы, вместо того чтобы научить их правильно использовать посылаемые Богом благословения, балуют их, позволяя им есть и пить все что угодно и в любое время. Неумеренный аппетит и эгоистичные наклонности с течением времени будут развиваться и укрепляться все больше, если их решительно не ограничить.
(См. также § 347.)
Ревью энд Геральд, 29 июля, 1884:
290. Для людей нашего мира совершенно обычным является трехразовое питание, а также несоблюдение равномерных интервалов между приемами пищи; последний раз едят обычно перед самым сном и чаще всего очень обильно. Этим самым порядок, установленный природой, изменяется в обратном направлении. В конце дня ни в коем случае нельзя есть так много. Если бы эти люди изменили свой образ жизни и стали питаться дважды в день, [182] а в промежутках между приемами пищи ничего не перекусывали - не ели бы ни яблок, ни орехов, ни других плодов, - то скоро бы стали заметны результаты этой здоровой привычки. У них появился бы прекрасный аппетит и улучшилось бы здоровье.
Ревью энд Геральд, 29 июля, 1884:
291. Во время путешествия некоторые все время жуют, если у них есть что-нибудь вкусное. Это самая вредная привычка. Животные, не имеющие разума, не знающие чувства умственной усталости, могут так поступать, не нанося себе этим вреда, но разумные существа должны жить по другому образцу - образцу, предназначенному Богом для людей.
Реформатор здоровья, июнь, 1878:
292. Роскошные пиршества, беспорядочное питание - все это оказывает влияние на каждую клеточку организма.
СЕ, 174:
293. Многие питаются как попало, не обращая внимания на законы здоровья, и в результате мрак окутывает их разум. Каким образом Божественный свет может проникнуть в сознание людей, если они столь безрассудно привязаны к своим вредным привычкам и не обращают внимания на свет, который посылает Бог относительно законов здоровья? Братья! Разве не пришло еще время, чтобы вы прекратили эгоистично потворствовать себе в ущерб своему здоровью?
Ревью энд Геральд, 8 мая, 1883:
294. Трехразовое питание и ничего абсолютно в промежутках между приемами пищи, даже ни одного яблока, - вот что должно быть наименьшим ограничением потворства своему аппетиту. А те, кто идет дальше этого, нарушают законы здоровья и на себе испытают наказание за их нарушение.
(Проповедники, которые не обращают внимания на это правило, - § 227.)
(Еда в промежутках между приемами пищи на лагерных собраниях - § 124.)
(В промежутках между приемами пищи дети не должны есть конфет, фруктов, орехов и т. п. - § 344.)
(К чему приводит позволение детям есть в любое время - § 348, 355, 361.)
(Результаты неправильного питания учащихся - § 246.)


Раздел X
Пост


Победа Христа, обуздавшего аппетит


ЖВ, 117, 118:
295. В основе первого великого искушения Христа (как [185] и святой четы в Едеме) лежало чревоугодие. С чего началось падение, с того должно было начаться и наше искупление. В чем Адам пал, потворствуя своему аппетиту, в том должен был победить Христос. "И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"".
От времени Адама до дней Христа потворство своим вожделениям постоянно усугубляло силу плотских желаний, пока они не приобрели над человеком практически неограниченную власть. Люди настолько деградировали, что собственными силами не способны преодолеть свои страсти. Ради человека Христос выстоял, одержав победу в чрезвычайно суровом испытании. Ради нас Он проявил самообладание, которое пересилило голод и страх смерти. Эта первая победа означала, что одержан верх и в других сферах, которые неизбежно затрагиваются во всех наших схватках с силами тьмы.
Когда Иисус пришел в пустыню, Он был окружен славой Отца. Поглощенный общением с Богом, Он возвысился над человеческой слабостью. Но слава Отца отошла от Него, и Он остался один на один с искушением. Оно давило на Него каждую минуту. Человеческая природа Христа содрогалась при мысли о предстоящей борьбе. Сорок дней Он постился и молился. Истощенный, слабый от голода, уставший, измученный душевными страданиями, "был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!" (Ис. 52:14). Лукавому представилась редкая возможность, он решил, что теперь-то он победит Христа!
Письмо 158, 1909:
[186] 296. Первым испытанием, которое предстояло перенести Христу, было испытание в вопросе аппетита. Почти шесть недель Он стойко сопротивлялся искушениям в интересах всех людей. Этот продолжительный пост в пустыне должен был стать уроком для падшего человечества на все времена. Христос не был побежден сильнейшими искушениями врага, и это ободряет и укрепляет каждую борющуюся против искушения душу. Наш Господь дал каждому члену человеческой семьи шанс оставаться непоколебимым пред лицом искушений. Все желающие жить благочестивой жизнью смогут победить так, как и Он победил, - Кровью Агнца и словом свидетельства Своего. Этот продолжительный пост Спасителя укрепил Его и помог вынести все последующие испытания. Христос показал человеческому роду, что именно в том вопросе, в котором не устоял человек и согрешил, обрекая всех людей на гибель, - в вопросе аппетита - Он начнет Свое победоносное служение.
СЦ 2, 202, 203:
297. Когда сильнейшие искушения со всех сторон окружали Христа, Он полностью отказывался от пищи. Он всецело посвятил Себя Богу и, благодаря серьезной и горячей молитве, полнейшему подчинению воле Своего Отца, оказался Победителем. Все исповедующие истину, открытую Богом для этих последних дней, должны больше всех мнимых христиан следовать в молитве великому Примеру.
(См. также § 70.)
СЦ 3,486:
298. Искупитель мира знал, что потворство аппетиту вызовет физическое бессилие, подавит способность к восприятию до такой степени, что человек станет безразличен к духовным и вечным истинам. Господь знал, что этот мир предался обжорству и что потворство аппетиту ослабит нравственные силы людей. Чревоугодие настолько сильно овладело людьми, что на преодоление его безгрешному Сыну Божьему потребовалось шесть недель, - какая же работа предстоит христианину, чтобы победить точно так, как Он победил! Сила искушения чревоугодием может быть измерена лишь невыразимыми муками, какие Христос перенес во время длительного поста в пустыне.


Пост как приготовление к изучению Священного Писания


СЦ 2, 692:
299. В Писании есть некоторые трудные для [187] понимания места, которые, по словам апостола Петра, "невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают". Возможно, что в течение нашей жизни мы не сможем понять и объяснить значение каждого стиха Писания, но нет ни одного вопроса, касающегося жизненно важных, практических истин, который бы был покрыт тайной.
Когда для мира наступит, по Божьему провидению, время испытания истиной, люди будут подготовлены и научены Духом Святым постигать Писание в посте и молитве, пока постепенно не извлекут одно звено истины за другим и не соединят их вместе в единую неразрывную цепь.
Всякая подробность, непосредственно относящаяся к спасению душ, прояснится, и не останется заблуждающихся и пребывающих во тьме.
СЦ 2, 650, 651:
300. Сложные вопросы истины для настоящего времени стали понятными и открытыми благодаря кропотливому труду и серьезным усилиям нескольких человек, посвятивших себя этому делу. Пост и горячая молитва побудили Господа открыть Свои сокровищницы истины.
Ревью энд Геральд, 26 июля, 1892; ЖиУ, 47:
301. Все, искренно жаждущие истины, не будут бояться объяснить свою точку зрения и быть открытыми для проверки и критики; исчезнет беспокойство относительно того, что их мнения и идеи будут казаться противоречивыми. Именно такое настроение царило в наших рядах сорок лет назад. Мы, обремененные душевными переживаниями, собирались вместе и молились о единении в вере и учении, ибо знали, что Христос не разделяется. Собираясь, мы избирали для изучения какой-либо один текст из Священного Писания. Этим беседам всегда была свойственна приподнятость. Мы с благоговением открывали Библию. Часто мы постились, чтобы лучше приготовиться к пониманию истины.


Когда нужна особая помощь от Бога


Письмо 73, 1896:
302. При некоторых обстоятельствах жизни рекомендуются и очень нужны пост и молитва. По милости Божьей [188] это очищает сердце и открывает его для восприятия истины. Смиряя наши души пред Богом, мы получаем ответ на наши молитвы.
СЕ, 236:
303. Господь установил порядок, при котором все работники, несущие определенную ответственность, должны почаще встречаться, чтобы советоваться друг с другом и в горячих молитвах просить мудрости, какую только Он один может дать. Сообща поделитесь с Богом своей обеспокоенностью. Старайтесь не говорить много. Сколько драгоценного времени тратится на разговоры, не проливающие никакого света. Братья! Объединяйтесь в посте и молитве, чтобы Бог щедро наделил вас мудростью, которую Он обещал дать просящим у Него.
СЦ 1, 624:
304. Где бы ни возникала необходимость дать отпор противнику продвижения Божьего дела и умножения Его славы, защитники истины должны вступать в борьбу, исполненные истинного смирения. Заглянув в свое сердце, исповедуя свои грехи и с горячей молитвой проведя некоторое время в посте, они должны просить у Бога особенной помощи, чтобы Его спасительная, драгоценная истина одержала великую победу, чтобы заблуждение предстало во всем своем отвратительном виде и пособники его потерпели бы полное поражение.
(Пост Спасителя - это урок для нас, живущих в такое страшное время, - § 238.)


Истинный пост


Письмо 73, 1896; МС, 283:
305. Истинный пост, который нужно рекомендовать всем, предполагает воздержание от возбуждающих блюд и строгую умеренность в употреблении всякой здоровой и простой пищи, которую Бог дал нам в изобилии. Люди должны меньше заботиться о бренной пище, а побольше времени уделять размышлениям о пище небесной, повышающей тонус и дающей жизненные силы всему духовному опыту человека.
Ревью Э11Д Геральд, 11 февраля, 1904:
306. Сегодня и каждый день, вплоть до самого конца времени народ Божий должен быть более настойчивым и более бдительным, полагающимся не на собственную мудрость, но на мудрость своего Вождя. Дети Божьи должны выделить дни для поста и молитвы. Необязательно полностью [189] воздерживаться от пищи, но есть нужно мало, причем самые простые блюда.
Письмо 206, 1908:
307. Все посты в мире не заменят простой веры в Слово Божье: "Просите, - сказал Он, - и дано будет вам". Вас не призывают поститься в течение сорока дней. Господь вынес этот пост в пустыне искушения для вашего блага. С вашей стороны не будет никакой заслуги в таком посте, но вся заслуга - в Крови Христа.
Рукопись 28, 1900:
308. Дух истинного поста и истинной молитвы - это дух, который подчиняет разум, сердце и волю Богу.


Пост - это средство против болезней


СИ, 235:
309. Неумеренность в питании часто становится причиной заболевания, и в чем организм больше всего нуждается, так это в том, чтобы освободиться от лишнего бремени, возложенного на него. Во многих случаях самым лучшим средством лечения больного может быть воздержание от одного - двух приемов пищи, чтобы переутомленные органы пищеварения имели возможность отдохнуть. Фруктовая диета в течение нескольких дней обычно приносит огромное облегчение людям, занятым умственным трудом. Во многих случаях непродолжительное полное голодание и последующее умеренное употребление простой пищи приводило к выздоровлению благодаря лишь естественным силам организма. Умеренность в питании в течение одного - двух месяцев убедила бы многих в том, что путь самоотречения - это путь к здоровью.
СЦ 7, 134:
310. Некоторым гораздо больше пользы принесло бы полное воздержание от пищи в течение одного или двух дней в неделю, чем бесчисленные медицинские процедуры и советы. Однодневный еженедельный пост принесет им неоценимую пользу.
ДД 4, 133, 134:
311. Потворство своему неумеренному аппетиту, когда едят слишком часто и слишком много, перегружает пищеварительные органы, что становится причиной воспалительных процессов. Отравленная кровь обусловливает возникновение различных заболеваний... [190] В таких случаях эти страдальцы могут сами сделать для себя то, чего никто никогда не в состоянии сделать для них. Им необходимо начать освобождать организм от непосильного бремени, которое они возложили на него. Им самим необходимо устранить причину болезни. Воздержитесь от пищи непродолжительное время и дайте возможность желудку отдохнуть. Снизьте повышенную температуру организма, осторожно и разумно принимая воду. Эти усилия помогут естественным силам организма освободиться от того, чем он засорен.
ДД, 4, 130, 131; СЗ, 148:
312. Люди, ублажающие свой аппетит солидными порциями мяса, обильно приправленного подливками, а также различными изысканными пирожными и вареньем, не сразу будут испытывать удовольствие от простого, здорового и калорийного питания. Их вкусы настолько извращены, что они не испытывают аппетита к здоровой пище, состоящей из фруктов, простого хлеба и овощей. И не следует ожидать, что с первого раза им понравится такая еда, которая ничего общего не имеет с той, которой они баловали себя прежде. Если они не найдут ничего приятного в простой пище, попробовав ее первый раз, пусть постятся до тех пор, пока она не станет им нравиться. Подобное воздержание от пищи принесет им гораздо больше пользы, чем лекарства, потому что измученный неправильным питанием желудок наконец обретет долгожданный и желанный отдых, а настоящий голод можно удовлетворить и простой пищей. Необходимо время, чтобы в должной мере восстановился естественный вкус у тех, кто в прошлом злоупотреблял нездоровой пищей. Но настойчивость и упорство в отказе от какого бы то ни было самоугождения в еде и питье приведут к тому, что вскоре простая и здоровая пища покажется им вкусной и приятной, и человек будет испытывать от нее больше удовольствия, чем эпикуреец, за богато и изысканно сервированным столом.


Остерегайтесь, чтобы воздержание не ослабило вас


СЦ 2, 384, 385:
313. В случае высокой температуры воздержание от пищи на короткое время приведет к снижению температурь! и сделает употребление воды более эффективным. Но врач, наблюдающий за больным, должен учитывать состояние своего подопечного и не ограничивать его в пище долго, чтобы организм не ослабел. При высокой температуре пища только раздражает и возбуждает кровь больного, но как только жар спадет, необходимо разумно и осторожно покормить его чем-нибудь питательным. Если же больному не давать пищи продолжительное время, то спазмы пустого [191] желудка снова вызовут жар, которого можно легко избегать, дав больному нужное количество необходимой здоровой пищи. Если же при высокой температуре больному очень захочется поесть, небольшое количество здоровой пищи принесет ему меньше вреда, чем запрещение употреблять пищу. Если больной не может переключить свои мысли на что-либо другое, ему не повредит маленькая порция простой пищи.


Совет пожилому служителю


Письмо 2, 1872:
314. Мне сообщили, что некоторое время ты принимал пищу только один раз в день, но я знаю, что это для тебя нехорошо, потому что мне было показано, что твой организм нуждался в питательной пище, и таким строгим воздержанием ты подвергал себя опасности. Для твоего физического состояния такой чрезмерно строгий режим питания неприемлем...
Я думаю, что ты ошибся, постясь в течение двух дней. Бог не требовал этого от тебя. Прошу тебя, будь осмотрительным и ешь досыта здоровой и питательной пищи два раза в день. Можно без капли сомнения утверждать, что если ты не откажешься от своего чрезмерно скудного питания, ты ослабеешь и станешь неуравновешенным.


Раздел XI
Крайности в питании


Необходимо быть последовательными


ХВБГ, 55; СЗ, 153-155:
315. Многие взгляды, которых придерживаются [195] адвентисты седьмого дня, в корне противоречат воззрениям мира. Поэтому те, кто выступает в защиту непопулярной истины, должны больше всех остальных быть последовательными и проявлять твердость в своей жизни. Прежде всего, они не должны сторониться других людей, но, наоборот, стремиться к самым близким отношениям с теми, на кого они желают оказать соответствующее влияние, чтобы помочь им принять принципы, которые сами так высоко ценят. Подобное поведение будет хорошей рекомендацией тех истин, которые они исповедуют.
Выступающие в защиту санитарной реформы должны весьма внимательно относиться к своему рациону, чтобы явить преимущества здорового образа жизни в наилучшем свете. Люди сами должны служить примером благотворного влияния санитарной реформы, чтобы беспристрастные, искренние умы могли вынести о ней собственное суждение.
Есть большая группа людей, которые готовы отвергнуть любое реформаторское движение, каким бы разумным и целесообразным оно ни было, только потому, что это требует обуздания аппетита. Они прислушиваются к аппетиту, вместо того чтобы обратиться к разуму и законам здоровья. В глазах подобных людей все, кто оставляет проторенный путь человеческих обычаев и выступает за санитарную реформу, встретят только осуждение и сопротивление и будут считаться радикалами, даже если они будут следовать принципам здорового образа жизни. Но пусть никто не позволит оппозиции, насмешникам отвратить себя от реформы или же заставить легкомысленно к ней относиться. Тот, чье сердце исполнено тем же Духом, Который руководил и Даниилом, не будет ограниченным или самодовольным, но решительно и твердо встанет на сторону истины. В любом окружении, будь то братья по вере или другие люди, он не только не уклонится от принципа, но и непременно выкажет благородное, христоподобное терпение. Когда те, кто выступает за санитарную реформу, пустятся в крайности, не следует удивляться, что многие отвернутся от нее. Как часто наши религиозные убеждения из-за наших крайностей навлекают на себя дурную славу, и во многих случаях тех, кто воочию убедится в нашей непоследовательности, [196] уже невозможно будет убедить впоследствии, что санитарная реформа несет пользу и благо. Такие экстремисты за несколько месяцев причинят столько вреда, что для исправления его не хватит и всей жизни. Они делают работу, успех которой радует сатану.
Мне были показаны две группы людей: одни отворачиваются от света, которым Бог озарил их; другие же с фанатичным усердием осуществляют реформу согласно своему однобокому пониманию ее и навязывают ее другим. Имея определенную точку зрения, они упрямо отстаивают ее и почти во всем допускают перегибы.
Одни люди одобряют санитарную реформу, следуя примеру окружающих. Но сами они не осознали полностью ее принципы. Многие из тех, кто исповедуют истину, приняли ее, увидев, что другие разделяют ее положения, но на протяжении всей своей жизни так и не могли утвердиться в своей вере. Такие люди непостоянны. Вместо того чтобы проверять свои побуждения в свете вечности; вместо того чтобы на практике познать принципы, лежащие в основе их действий, вместо того чтобы углубиться в суть и строить свои убеждения на прочном основании, они идут вслед за светом чужого факела и, конечно, оступятся и упадут.
У других же людей сложилось неправильное представление о санитарной реформе. Они очень скудно питаются. Их пища очень низкого качества, в ней нет и намека на питательность. Важно тщательно готовить пищу, чтобы человек с нормальным аппетитом мог наслаждаться ею.
Ввиду того, что мы принципиально не употребляем ничего такого, что раздражает желудок и разрушает здоровье, мы никогда не должны создавать у людей впечатления, что возможно бездумное отношение к нашей пище. Я не рекомендую делать питание скудным. Многие из тех, кто извлек бы для себя большую пользу, следуя здоровому образу жизни, обманываются, считая, что скудный рацион, состоящий из блюд, приготовленных кое-как, на скорую руку, - главным образом каш и так называемых пресных сдобных булочек, плохо пропеченных и липких, - это и есть здоровая пища. Некоторые варят кашу на молоке с большим количеством сахара, думая при этом, что они следуют принципам санитарной реформы. Сочетание молока с сахаром может вызвать брожение в желудке, а это вредно. [197] Избыток сахара в питании засоряет ваш организм, что нередко является причиной заболевания. Некоторые уверены, что подобное меню вполне приемлемо, и ограничивают себя двумя или тремя видами пищи. Но слишком скудная пища, да притом не лучшего качества, не обеспечивает человека необходимыми питательными веществами...
Узость взглядов, излишняя щепетильность в малозначащих вопросах принесли много вреда пропаганде здорового образа жизни. Можно так экономить на питании, что вместо здоровой пищи получится убогая. А каковы последствия? Обедненная кровь. Мне приходилось наблюдать несколько случаев тяжелых заболеваний, трудно поддававшихся излечению, которые были вызваны скудным питанием. Причем не бедность вынуждала этих людей скудно питаться - они пытались претворять на практике свои ошибочные представления о санитарной реформе. Изо дня в день, и на завтрак, и на обед, подавались одни и те же блюда, без всякого разнообразия, что и вызвало расстройство пищеварения и общую слабость.


Ошибочные представления о реформе


СИ, 318-320:
316. Не все признающие на словах необходимость санитарной реформы действительно являются реформаторами в этом вопросе. Для многих людей реформа состоит лишь в том, чтобы отказаться от употребления определенных нездоровых продуктов. У них нет четкого и ясного понимания принципов реформы, и на их столах по-прежнему полно вредных лакомств; они очень далеки от того, чтобы быть примером христианского воздержания и умеренности.
Другие люди в стремлении показать всем правильный пример впадают в противоположную крайность. Некоторые, будучи несостоятельными питаться так, как хотелось бы, не утруждают себя заботой о сбалансированном рационе, а переходят на очень скудное питание. Их пища не обеспечивает организм элементами, необходимыми для образования здоровой крови. Их здоровье страдает, они не могут быть полезными обществу, и такой пример скорее говорит против реформы, нежели в ее пользу.
А еще некоторые думают, что если для здоровья нужно простое питание, то можно совсем не уделять внимания выбору продуктов или приготовлению пищи. Некоторые, ограничиваясь очень скудным питанием, не располагая [198] достаточным разнообразием продуктов для обеспечения нужд организма, страдают от этого впоследствии.


Навязывание своих взглядов


Люди, которые имеют слабое представление о принципах реформы, обыкновенно бывают самыми непреклонными, они не только сами строго придерживаются определенных взглядов, но и навязывают их членам своей семьи и соседям. Последствия их ошибочного представления о санитарной реформе проявляются в плохом здоровье, а настойчивые усилия навязать свои взгляды другим создают ложное представление об этой реформе и приводят к тому, что люди полностью отвергают ее.
Те, кто правильно понимает законы здоровья и следует им, будут остерегаться крайностей как в удовлетворении своих желаний, так и в ограничении их. Их рацион предусматривает не просто удовлетворение аппетита, но и восстановление организма. Они стремятся наиболее полно сохранить всю свою энергию для самого возвышенного служения Богу и людям. Их аппетит контролируется здравым смыслом и сознанием, и в награду за это они наслаждаются здоровьем ума и тела. Поскольку они не навязывают своих взглядов другим в насильственной, оскорбительной, грубой форме, их личный пример самым красноречивым образом свидетельствует о пользе верных принципов. Такие люди оказывают широкое, благотворное влияние на других.
В санитарной реформе есть подлинный здравый смысл. Этот вопрос следует широко и глубоко изучать, и никто не должен подвергаться критике за то, что он поступает не так, как другой. Невозможно предписать твердые правила, чтобы упорядочить привычки каждого человека, и поэтому никто не должен считать себя общепризнанным эталоном. Все не могут питаться одинаково. Пища, которая для одного человека будет питательной и вкусной, может оказаться для другого безвкусной и даже вредной. Одни не могут пить молоко, в то время как другим оно приносит пользу. Некоторые не усваивают горох и фасоль, а другие находят их самыми полезными для себя. Для некоторых продукты из муки грубого помола являются прекрасной пищей, другие же не могут употреблять их.


Избегайте скудного питания


СЦ 2, 366, 367:
317. Но как насчет скудного питания? Я говорила о том, как важно, чтобы качество и количество пищи соответствовало законам здоровья. Но мы не рекомендуем [199] скудное питание. Мне было показано, что многие имеют ошибочное представление о санитарной реформе и питаются слишком скудно. Они питаются продуктами дешевыми, недоброкачественными и без намека на питательность. Очень важно тщательно готовить пищу, чтобы человек с здоровым вкусом мог получать удовольствие от нее. Ведь мы принципиально отказались от употребления мяса, масла, чрезмерно сладких пирожков, ароматических приправ и животного жира - всего того, что раздражает слизистую оболочку желудка и в итоге разрушает здоровье. Нельзя допускать и мысли, что последствия того, как мы питаемся, незначительны.
Некоторые впадают в крайность. Они считают, что необходимо строго определенное количество пищи, и ограничивают себя двумя или тремя ее видами. Они допускают, чтобы на их столах появлялась очень скудная пища, к тому же однообразная. Малое количество пищи, причем не самого лучшего качества, не обеспечит организм необходимыми питательными веществами. Бедная пища не может способствовать образованию здоровой крови. Скудная пища обусловливает образование не обогащенной полезными веществами крови.
ХВБГ, 49, 50; СЗ, 118:
318. Хотя и вредно есть только ради того, чтобы удовлетворить испорченный вкус, но это не означает, что нужно совсем небрежно относиться к питанию. Вопрос питания - это вопрос первостепенной важности. Никто не должен обрекать себя на скудное питание. Многие люди ослаблены болезнью и нуждаются в питательной, вкусно приготовленной пище. Приверженцы санитарной реформы больше других должны заботиться о том, чтобы ни в чем не допускать крайностей. Организм должен получать в достаточном количестве все необходимое для здоровья.
Рукопись 59, 1912:
319. Дорогой брат! В прошлом ты слишком тщательно и скрупулезно претворял в жизнь принципы санитарной реформы, надеясь принести себе пользу. Однажды, когда ты был очень болен, Господь послал мне весть, чтобы спасти тебя от смерти. Ты переусердствовал, ограничив свое питание несколькими блюдами, В то время, когда я молилась о тебе, прозвучали слова о необходимости помочь тебе встать на правильный путь. Мне была послана весть о том, чтобы ты начал питаться лучше и разнообразней. Ничего не говорилось об употреблении мяса, но относительно пищи, которая тебе [200] необходима, были даны четкие указания. Ты принял эти советы, поправился и по-прежнему находишься с нами.
Я часто размышляла о тех наставлениях, которые были даны мне для тебя. Как много драгоценных вестей я получила, чтобы сообщить их больным и страждущим! За это я очень благодарна Богу и славлю Его.


Разнообразьте свое меню


СЦ 2, 63:
320. Мы советуем вам изменить образ жизни, а когда вы начнете осуществлять это, призываем вас к разумным шагам. Я знакома с семьями, которые, отказавшись от употребления мяса, резко перешли к скудному питанию. Их пища настолько убога, что желудок испытывает к ней отвращение, и после эти люди говорили мне, что санитарная реформа им не подходит, что они теряют физические силы. Это еще одна из причин того, что некоторые безуспешно пытаются упростить свое питание. Они обеднили свой стол, готовят пищу без должной прилежности - изо дня в день одни и те же блюда. На стол и не нужно подавать сразу много блюд одновременно, но необходимо следить за тем, чтобы пища была разнообразной изо дня в день. Она должна быть приготовлена просто, но так привлекательно, чтобы возбуждать аппетит. Ни в коем случае нельзя добавлять в пищу животный жир, потому что он осквернит любую приготовленную вами пищу. Употребляйте в пищу в основном фрукты и овощи.
Наставник молодежи, 31 мая, 1894:
321. Многие неправильно истолковали санитарную реформу и имеют искаженное представление о том, что означает правильный образ жизни. Некоторые в своем искреннем простодушии вообразили, что самая наилучшая диета состоит главным образом из жидких каш. Однако частое употребление жидкой каши не гарантирует нормального состояния пищеварительных органов, потому что она мало чем отличается от жидкости.


Учитывайте индивидуальные потребности

Наши рекомендации