Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых

12. В подростковом возрасте школьная успеваемость ухуд­шается: в одиннадцать — пятнадцать лет она в среднем на 25% ниже, чем в возрасте шести — десяти и шестнадцати-семнадцати лет.

13. Закон Йоста. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем по­вторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

14. Закон Йоста. При прочих равных условиях для достиже­ния критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.

Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е.Р. Хилгард).

16. Продуктивность деятельности зависит от уровня сфор­мированности навыков и умений.

Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).

18. Процент сохранения заученного учебного материала об­ратно пропорционален объему этого материала (Г.Эббингауз).

19. При прочих равных условиях эффективность распреде­ленного заучивания материала выше эффективности концен­трированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).

Кибернетические закономерности

Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.

Качество знаний зависит от эффективности контроля.

3. Качество обучения прямо пропорционально качеству уп­равления учебным процессом.

4. Эффективность управления находится в прямой пропор­циональной зависимости от количества и качества управляю­щей информации, состояний и возможностей учащихся, вос­принимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.

5. Продуктивность обучения повышается, если модель дей­ствия, которое необходимо выполнить, — «программа движе­ний» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П.К. Анохин).

Социологические закономерности

Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсив­ности познавательных контактов.

3. Эффективность обучения зависит от уровня «интеллекту­альности среды», интенсивности взаимообучения.

4. Эффективность обучения повышается в условиях позна­вательной напряженности, вызванной соревнованием.

5. Престиж учащегося в классе зависит от: а) позиции, ко­торую он занимает; б) роли, которую он исполняет; в) акаде­мических успехов и достижений; г) индивидуальных качеств.

Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.

Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения класса в целом, каждого учащегося в отдельности.

Организационные закономерности

1. Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая разви­вает у учащихся потребность учиться, формирует познаватель­ные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познава­тельную активность.

2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­порциональны работоспособности учащихся.

4. Результаты обучения зависят от работоспособности учи­теля.

5. Между наполняемостью класса (а), средним объемом контроля поточной успеваемости в расчете на одного ученика (Ь) и среднегрупповой успеваемостью класса (с) существует за­висимость

Vc < Va < Vb (Г.В. Воробьев).

6. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувстви­тельности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).

7. Умственная работоспособность детей зависит от состоя­ния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возрас­та, времени года, дня недели, времени суток (М.В. Антропова и др.).

8. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физичес­кого воспитания и труда (М.В. Антропова и др.).

Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

И.Ф. Харламов

ЗНАТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ – ЗНАЧИТ:

- уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

- уметь воспроизводить его в сокращенном виде;

- уметь выделять в материале главные положения

- уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и др. теоретических обобщений;

- уметь доказывать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу;

- уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;

- уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

- уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры, составлять схемы, выполнять практические задания;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений;

- уметь выделять идеи в изученном и выражать к ним своё отношение.

а.

Наши рекомендации