Политики в области производства продуктов здорового назначения
Разработка общенациональных программ оздоровительного и функционального питания в разных странах получила развитие сравнительно недавно – два десятилетия назад. Эти программы базируются на данных эпидемиологии и современных концепциях укрепления здоровья, в них убедительно доказано, что одним из факторов, активно влияющих на здоровье и болезненность людей, является питание.
Наиболее остро проблема неадекватного питания и возрастания алиментарнозависимых заболеваний распространена среди детей и подростков и наблюдается во многих регионах России.
К неблагоприятным факторам (стрессам), воздействующих на современную молодёжь оказывают: ухудшающаяся экологическая обстановка, специфические условия студентов и школьников, необходимость самостоятельной организации времени, большая нагрузка на психоэмонациональную сферу, учёба в условиях дефицита времени, нарушение режима сна и отдыха, недостаточная двигательная активность, а главное нарушение полноценности и режима питания изменяют привычный уклад жизни.
Важнейшим аспектом проблемы недостаточности макро-, микронутриентов (МН) является значительные изменения структуры питания современного молодого человека, произошедшие за последние несколько десятков лет, которые характерны для населения большинства развитых и развивающихся стран. Можно выделить следующие негативные факторы, характерные для питания современной молодёжи:
1. Существенное снижение потребности в энергии у молодых людей, что, в свою очередь, привело к уменьшению энергетической ценности рациона питания. В ХХ в. резко (почти в 2 раза) сократились энергозатраты, достигнув 2,2 – 2,5 тыс. ккал. в день на человека. Уменьшение энергетической ценности рациона привело к уменьшению потребления пищевых веществ, в т.ч. незаменимых микронутриентов. С одной стороны достижения человечества существенно облегчают жизнь, с другой - приводят к уменьшению подвижности.
2. Употребление пищевых продуктов с длительными сроками хранения, подвергшихся различным методам технологической, кулинарной обработки, направленные на повышение безопасности пищевых продуктов, с одной стороны, а с другой стороны - снижает пищевую ценность продуктов, в т.ч. витаминов, микронутриентов и биологически активных веществ.
3. Однообразное или недостаточное (по количеству), разбалансированное питание также является фактором, вызывающим дефицит микронутриентов в организме человека. Причиной такого питания может быть недостаток материальных средств, а зачастую элементарное нежелание молодых людей правильно питаться ввиду низкого уровня культуры питания.
4. Возрастание степени загрязнения продуктов питания ксенобиотиками химического и биологического происхождения;
5. Высокий уровень фальсификации продуктов питания и продовольственного сырья при слабо разработанной процедурной и методологической базе их идентификации.
Организм человека, являясь саморегулирующейся системой, способен очень тонко улавливать даже незначительные изменения внутренней среды, возникающие из-за дефицита или избытка тех или иных компонентов пищи, и частично компенсировать их, используя имеющиеся резервы. К сожалению, резервные возможности организма не беспредельны, в нём начинают развиваться различные нарушения. Учёный А.А. Писарев в 1980 году заметил: «Измените, питание человека, и он изменится сам».
Указанные факторы на фоне низкого уровня качества продуктов, составляющих ассортимент столовых при образовательных учреждениях, во многом обусловливают высокий уровень заболеваемости и болезненности детей школьного уровня в России.
Неблагоприятные экологические условия, такие как возрастающая пестицидная нагрузка, воздействие солей тяжёлых металлов, вредные факторы, действующие на организм детей и подростков в процессе обучения и трудовой деятельности, требуют значительного напряжения адаптационных систем организма.
Проблема осложняется тем, что в условиях глобального экологического загрязнения окружающей среды, когда получить экологически чистую продукцию в результате выращивания сельскохозяйственных культур и животных практически не возможно, предельно допустимые концентрации (ПДК), позволяющие нормировать содержание ксенобиотиков в продуктах питания детей до настоящего времени не разработаны.
Таким образом, проблемы эпидемиологии питания детей и подростков являются предметом пристального внимания и изучения специалистов Института питания РАМН, ведущих диетологов различных регионов России, органов управления образования и науки.
Наряду с макро- и микронутриентами, содержащимися в продуктах питания, официальная медицина признала важность физиологического действия ряда физиологически активных веществ: фосфолипидов, флавоноидов, органических кислот, пищевых волокон и др., дефицит которых в рационе приводит к снижению резистентности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, формированию иммунодефицитных состояний, повышению риска развития распространённых заболеваний, снижению качества жизни и эффективности лечебных мероприятий.
Следует отметить, что соответствие или несоответствие рациона питания ребёнка его физиологическим потребностям во многом определяется материальными возможностями семьи.
«Правильное питание должно обеспечивать нормальный рост и развитие детей, способствовать профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создавать условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Но только чуть больше половины российских школьников сегодня могут позволить полноценный горячий обед»,- цитата из выступления Д.А. Медведева в 2011 году в г. Казани.
В настоящее время сформировался очевидный отход от традиционных принципов питания российских школьников. Современные дети и подростки окружены огромным количеством импортной пищевой продукции, которая отличается несбалансированностью по химическому составу: сниженным содержанием животных белков, более высоким содержанием жира, рафинированных углеводов.
Традиционные для России фрукты и овощи заменяются продуктами импортного производства, количество витаминов в которых снижено вследствие длительного хранения и условий транспортировки. Изменился и химический состав привычных для потребителей продуктов питания. Большинство продуктов питания выпускаются по техническим условиям (ТУ) или стандартам организаций (СТП), что позволяет произвольно изменять их химический состав, например, необоснованно заменять животные белки на растительные, дополнительно вводить углеводы, различные пищевые добавки. Всё это, несомненно, отражается на пищевой ценности потребляемых продуктов.
Международные организации ФАО/ВОЗ/ООН постоянно проводят анализ состояния отдельных сторон питания детей и взрослых в разных странах мира, прогнозируют их развитие, разрабатывают нормы и критерии потребления основных пищевых веществ и энергии, необходимых для обеспечения полноценного здоровья.
Важнейшим результатом этой работы в области здорового питания явилось принятие Постановления Правительства Российской Федерации (№917 от 10 августа 1998 г.) «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 – 2010 г г.». Концепция разработана в соответствии с решением конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия,1992г.), декларации Международной конференции по питанию (Рим, 1992 г.), резолюции Международной конференции по политике в области здорового питания населения России (Москва, 1997 г.).
Для решения вопросов улучшения структуры питания был разработан и принят Федеральный закон от 2 января 2000 г. №29 – ФЗ. «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Объектом государственной политики в области здорового питания утверждается гражданин Российской Федерации – потребитель и изготовитель пищевых продуктов, а также продавец, реализующий продовольственное сырьё или пищевые продукты. Сохранение здоровье человека признаётся важнейшим приоритетом государства. Сырьё или компоненты для производства пищевых продуктов должны быть выращены, произведены или обработаны в условиях, исключающих образование и накопление в них веществ, способных причинить вред здоровью человека. Питание должно не только удовлетворять потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи.
Департамент образования и науки Тюменской области в 2008 году выступил заказчиком разработки областной Программы по совершенствованию организации питания обучающихся образовательных учреждений в Тюменской области. Попов В.Г., автор данного пособия, возглавлял рабочую группу по проведению исследований и разработке мероприятий, направленных на улучшение качества и полноценности питания, обучающихся образовательных учреждениях Тюменской области.
Цель программы: создание экономически эффективной системы управления и организации питания школьников, позволяющей обеспечить каждого обучающегося в образовательных учреждениях полноценным, сбалансированным, безопасным горячим питанием, направленным на сохранение здоровья детей и подростков.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. принят новый основополагающий документ «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года», в котором обозначены механизмы реализации государственной политики, направленные на тесную связь между укреплением здоровья, продолжительностью жизни и рациональным питанием. Этим документом предусматривается увеличение производства доли отечественных продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, развитие производства функциональных продуктов лечебного и оздоровительного питания.
Здоровье детей и подростков формируется под влиянием факторов, объединённых в две основные парадигмы здоровья – биомедицинскую и социоэкологическую. Биомедицинская модель рассматривает здоровье индивида в зависимости от его личной ответственности за плохое здоровье, включающей генетическую предрасположенность, образованность, информированность, невежество, условия проживания, воспитания, а также наличие культуры питания.
Социоэкологическая модель направлена на коллективную ответственность общества, государственных органов, формирующих условия для здорового образа жизни населения, разработку законодательной и нормативной базы. Внедрение мониторинга за состоянием питания и здоровья различных социальных групп, программ по разработке функциональных продуктов питания, обладающих повышенной пищевой и биологической ценностью. Созданием условий для разработки новых технологий и ассортимента продуктов, полученных инновационными способами для различных видов деятельности особенно для детей и подростков. Повышение заинтересованности ответственных лиц за организацию доступного, качественного и полноценного питания обучающихся в образовательных учреждениях.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите негативные внешние и внутренние факторы, воздействующие на организм современного человека.
2. В чём заключаются негативные факторы питания современного российского населения.
3. Объясните, в чём разница в рационах питании современного населения от традиционных принципов питания.
4. Каковы существенные особенности биомедицинской и социоэкологической парадигмы здоровья.