Выберите один правильный ответ

Оглавление

Предисловие... 5

Тема 1. Введение в патологическую анатомию. Содержание и алгоритм изучения предмета «Патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.... 7

Основные этапы истории развития патологической анатомии.... 7

История кафедры патологической анатомии МГМСУ им. А.И.Евдокимова. . 13

Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация микропрепаратов и электронограмм 16

Демонстрация биопсийной лаборатории.... 19

Демонстрация патологоанатомического вскрытия... 20

Тестовые задания к теме 1.... 20

Тема 2. Повреждение и гибель клеток и тканей. Некроз. Апоптоз.. 23

Оснащение занятия... 23

Краткое содержание темы..... 24

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 35

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 2.... 37

Тема 3. Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. Часть 1.... 41

Патология накопления (дистрофии). Нарушения белкового, липидного и углеводного обмена. Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения... 41

Оснащение занятия... 41

Краткое содержание темы..... 42

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 49

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 3.... 51

Тема 4. Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. Часть 2.... 55

Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.... 55

Оснащение занятия... 55

Краткое содержание темы..... 56

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 62

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 4.... 64

Тема 5. Расстройства кровообращения и лимфообращения. Часть 1.... 68

Нарушения кровенаполнения (полнокровие, малокровие). Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости.... 68

Оснащение занятия... 68

Краткое содержание темы..... 69

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 74

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 5.... 75

Тема 6. Расстройства кровообращения и лимфообращения. Часть 2.... 79

Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Эмболия. Ишемия. Инфаркт... 79

Оснащение занятия... 79

Краткое содержание темы..... 80

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 87

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 6.... 89

Тема 7. Воспаление. Часть 1.... 93

Воспаление, общая характеристика. Острое воспаление. Экссудативное воспаление 93

Оснащение занятия... 93

Краткое содержание темы..... 94

Описание макропрепаратов, микропрепаратов, электронограмм.... 98

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 7.... 101

Тема 8. Воспаление. Часть 2.... 104

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулёмы (туберкулёз, сифилис, лепра, риносклерома).. 104

Оснащение занятия... 104

Краткое содержание темы..... 105

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 109

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 8.... 111

Тема 9. Патология иммунной системы. Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз. Первичные и вторичные иммуннодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция) 115

Оснащение занятия... 115

Краткое содержание темы..... 116

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 123

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 9.... 126

Тема 10. Процессы регенерации и адаптации. Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия... 130

Оснащение занятия... 130

Краткое содержание темы..... 131

Процессы адаптации и компенсации.... 133

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 137

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 10.... 139

Тема 11. Опухоли.... 143

Введение в онкоморфологию. Опухоли из эпителия. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Стадии прогрессии. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия: принципы классификации, клинико-морфологическая характеристика, особенности метастазирования 143

Оснащение занятия... 143

Краткое содержание темы..... 144

Морфогенез опухолей.... 149

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 158

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 11.... 161

Тема 12. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования 165

Оснащение занятия... 165

Краткое содержание темы..... 166

Описание макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.... 172

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 12.... 174

Тема 13. Болезни перинатального периода. Недоношенность. Переношенность. Задержка внутриутробного роста и развития плода. Родовая травма и родовые повреждения. Болезни лёгких. Врожденные пороки развития. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденного. Муковисцидоз. Опухоли у детей. Хористомы, гамартомы, тератомы 178

Оснащение занятия... 178

Краткое содержание темы..... 179

Описание макропрепаратов и микропрепаратов... 182

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 13.... 184

Тема 14. Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении. Побочные лекарственные реакции.... 187

Оснащение занятия... 187

Краткое содержание темы..... 188

Описание макропрепаратов и микропрепаратов... 193

Тестовые задания и ситуационная задача к теме 14.... 195

Предисловие

Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии соответствует требованиям действующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности «лечебное дело».

Руководство основано на многолетнем личном врачебном и педагогическом опыте авторов и продолжает традиции отечественных учебных пособий для практических занятий по патологической анатомии (Серов В.В., Дрозд Т.Н., Варшавский В.А., Татевосянц Г.О. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии, 1987; Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии, 2002; Руководство к практическим занятиям по патологии / под ред. М.А. Пальцева, 2006; и др.).

Руководство содержит тестовые задания и ситуационные (клинико-анатомические) задачи с эталонами ответов, предназначенные для самоконтроля и контроля усвоения студентами материала в ходе изучения дисциплины на практических занятиях, дистанционно и на экзаменах. При подготовке ситуационных задач использованы клинические ситуации, позволяющие применять полученные компетенции по патологической анатомии для их клинико-морфологической интерпретации. Тестовые задания и ситуационные задачи дают возможность выявить умение студента оценить сложную клиническую, лабораторную и исследовательскую ситуацию, провести дифференциальный диагноз.

Руководство ориентировано на изучение патологической анатомии с клинической точки зрения и направлено на развитие навыков по применению полученных компетенций по патологической анатомии в клинике, на формирование клинического мышления у студентов.

Руководство подготовили сотрудники кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России: О.В. Зайратьянц (ред.), Л.Б. Тарасова (ред.), Е.И. Рябоштанова, Л.А. Зотова, Б.А. Колонтарев, Л.Г. Миринова, К.В. Опаленов, К.В. Тарасов, К.А. Бойков, Н.А. Швец, А.М. Токмаков, Г.О. Зайратьянц, Е.Е. Хохлова, С.С. Маркин, Д.А. Дорофеев, А.В. Журавлева, О.П. Мишутченко, Н.А. Грекова, М.А. Пшеничникова, О.К. Кошелева, Г.И. Макарняева, Ж.Л. Ганеева.

Руководство предназначено для студентов и преподавателей кафедр патологической анатомии лечебных факультетов образовательных организаций высшего образования, а также для дополнительного профессионального образования.

Примечания.

1. В зависимости от действующих стандартов образовательных организаций высшего образования, часть тем может быть выделена для самостоятельного изучения студентами или, наоборот, изучена на двух и более практических занятиях. Перечни макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм проиллюстрированные уникальными фотографиями (секционный, операционный, биопсийный материал), главным образом, из архива кафедры патологической анатомии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова носят рекомендательный характер.

2. В подписях к микропрепаратам окраска гематоксилином и эозином не указана, но отмечены другие окраски и реакции. Отдельные фотографии использованы по согласованию с авторами [1], в тексте использованы ссылки на [2, 3, 4] работы соответственно.

Тема 1. Введение в патологическую анатомию. Содержание и алгоритм изучения предмета «Патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии

Предметом патологической анатомии является морфологический (анатомический, структурный) субстрат болезней и патологических процессов. Патологическая анатомия — анатомия больного организма. Вместе с патологической физиологией патологическую анатомию объединяют в науку «патологию».

Морфология (от греч. morphe — «форма» и logos — учение) — комплекс наук, изучающих форму и строение различных объектов (от нормальной и патологической анатомии человека, животных, растений до строения минералов, а также до раздела лингвистики).

Патология (от греч. pathos — «страдание» и logos — учение) — учение о болезнях и патологических процессах, это наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней, основанная на фактическом материале различных медико-биологических дисциплин.

Патологическая анатомия и патологическая физиология — две неотделимые взаимосвязанные части патологии. Связь между ними основана на принципе единства структуры и функции. Кроме того, многие современные молекулярно-биологические методы исследования и диагностики болезней невозможно отнести только к патологической анатомии или только к патологической физиологии.

Обучение на кафедре патологической анатомии, как и работа в патологоанатомическом отделении, требует строгого соблюдения норм медицинской этики и деонтологии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии

Патологическая анатомия столь же древняя наука, как хирургия или терапия. Название «патологическая анатомия» утвердилось лишь с середины XVIII в. — до этого долгое время она называлась практической или медицинской анатомией. Развитие патологической анатомии к середине ХХ в. привело во многих странах к новому изменению ее названия на «клиническую патологию», что лучше отражает ее важную современную роль в прижизненной диагностике заболеваний и развитии теоретических основ медицины.

Историю патологической анатомии условно принято делить на четыре периода:

I период — анатомический или макроскопический (с древности и до начала XIX в.);

II период — микроскопический (с начала XIX в. до 50-х гг. XX в.);

III период — ультрамикроскопический (с 50-х по 70-е годы XX века);

IV период — современный, период прижизненной патологической анатомии или патологической анатомии живого человека.

Выделение двух периодов (макроскопического и микроскопического) развития патологической анатомии было впервые предложено Р. Вирховым (Морганьи и анатомическая мысль, 1895). В дальнейшем отечественные патологоанатомы А.И. Абрикосов, И.В. Давыдовский, Д.С. Саркисов, В.В. Серов продолжили эту периодизацию до настоящего времени.

Многие века морфологические знания о болезнях не выделялись в самостоятельную медицинскую дисциплину.

Первый период истории развития патологической анатомии — наиболее длительный, неоднородный и противоречивый. Он изучен недостаточно, хотя имеется множество отрывочных сведений о хорошем знании нормальной и патологической анатомии жрецами и целителями различных древних цивилизаций (Древнего Египта, Малой Азии, Индии, Китая, Древней Греции и Рима и др.), а также учеными-медиками средневековья в Европейских и других странах. Многие морфологические знания неоднократно утрачивались и вновь накапливались при смене различных цивилизаций. Такого термина, как «патологическая анатомия» до середины ХVIII в. не существовало, морфологические знания о субстрате болезней были составной частью медицины (врачебной профессии) в целом или, в ХIII–XVIII в. в Европе — частью практической (медицинской) анатомии.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Вскрытие. Средневековая гравюра

Ы Верстка: вставить рисунок.

Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452–1519)

Ы Верстка: вставить рисунок.

Картина Рембрандта ван Рейна «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс). Групповой портрет был заказан гильдией амстердамских врачей, один из которых, Николас Тульп, демонстрирует анатомию мышц руки человека

Развитие патологической анатомии как науки фактически началось после издания в 1761 г. пятитомного труда Джованни Морганьи (G. Morgagni, 1682–1771) «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом». Профессор университетов Болоньи и Падуи, ученик анатома Вальсальвы, Дж. Морганьи впервые провел клинико-анатомические сопоставления по результатам 700 патологоана-томических вскрытий, представил патоло-гоанатомические описания многих заболеваний, указал правильное место патологической анатомии среди клинических дисциплин. Мари Биша (M. Bishot, 1771–1802) внедрил патологическую анатомию в клиническую практику, предложил изучать повреждение на тканевом уровне, создал классификацию видов тканей (соединительная, мышечная, жировая, костная и др.).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Морганьи Джованни Батиста (Morgagni Giovanni Battista), 1682–1771

Филипп Пинель (Ph. Pinel, 1755–1826) впервые обосновал единство структуры (морфологического субстрата) и функции (функциональных нарушений) при разных заболеваниях, предложил искать анатомическую локализацию проявлений болезней.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Пинель Филипп (Pinel Philippe), 1755–1826

Жан Крювелье (J. Cruvellier, 1771–1873), ученик Дюпюитрена, первый профессор патологической анатомии Парижского университета, в 1829–1835 гг. выпустил первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.

Завершился первый период истории развития патологической анатомии в 1842–1846 гг. с появлением многотомного «Руководства по частной патологической анатомии» основоположника гуморальной патологии чешского ученого Карла Рокитанского (С. Von Rokitansky, 1804–1878).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Рокитанский Карл (Carl von Rokitansky), 1804–1878

С позиций гуморальной патологии в основе заболеваний лежит так называемая дискразия — неправильное смешение и нарушения химического состава жидкостей организма (однако впоследствии К. Рокитанский принял идеи целлюлярной патологии Р. Вирхова). В 1844 г. К. Рокинтанский организовал в Вене первую в мире самостоятельную кафедру патологической анатомии с крупнейшим в мире музеем макропрепаратов, впервые систематизировал и изложил частную патологическую анатомию по органному принципу, представил изменения в органах в соответствии с различными стадиями развития всех известных тогда важнейших заболеваний, впервые использовал методы статистики в патологической анатомии. Р. Вирхов назвал К. Рокитанского «Линнеем патологической анатомии». С его именем связано окончательное выделение патологической анатомии в самостоятельную научную дисциплину и врачебную специальность.

Второй период истории развития патологической анатомии (микроскопический) связан с именем основателя клеточной (целлюлярной) патологии Рудольфа Вирхова (R. Virchow, 1821–1902) и с изданием в 1858 г. его руководства «Целлюлярная патология».

Этот период стал возможен благодаря изобретению микроскопа и утверждению в 1838–1839 гг. клеточной теории строения организмов Якоба Шлейдена (J. Schleiden, 1804–1881) и Теодора Шванна (Th. Schwann, 1810–1882).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Шлейден Якоб (Jacob Schleiden), 1804–1881

Ы Верстка: вставить рисунок

Шванн Теодор (Schwann Theodor), 1810–1882

Р. Вирхов — основатель кафедры патологической анатомии и института патологической анатомии Берлинского университета. Руководство «Целлюлярная патология» явилось сборником его лекций с детальным микроскопическим описанием морфологических изменений органов и тканей при различных заболеваниях. Организм впервые рассматривался как совокупность живых клеток, организованных подобно государству. Работы Р. Вирхова о морфологических основах болезней сыграли важную роль в развитии представлений об их природе и заложили фундамент современной медицины и патологической анатомии.

Ы Верстка: вставить рисунок

Вирхов Рудольф Людвиг Карл (Virchow Rudolf Ludwig Karl), 1821–1902

Изобретение электронного микроскопа позволило в 50-е гг. ХХ в. перейти к изучению патологических процессов на ультраструктурном уровне и положило начало третьему периоду истории развития патологической анатомии — ультрамикроскопическому.

В дальнейшем к электронно-микроскопическому методу исследования добавились иммуноморфологический, радиографический и другие, что позволило изучать тончайшие внутриклеточные изменения, сблизило патологическую анатомию с молекулярной патологией, патологической физиологией и биохимией, генетикой и иммунологией, положило конец разделению болезней на «структурные» и «функциональные».

Начиная с 70–80-х гг. ХХ в. большее значение приобрели прижизненные морфологические методы исследования органов, тканей и клеток. К концу третьего периода истории развития патологической анатомии исследования биопсийного материала стали преобладать над вскрытиями. Наступил четвертый период истории развития патологической анатомии — период прижизненной патологической анатомии или патологической анатомии живого человека. Не случайно во многих странах термин патологическая анатомия уступил место названию клиническая патология. Патологоанатомические исследования производятся с использованием широкого спектра морфологических и молекулярно-биологических методов исследования биопсийного материала, который может быть получен из любых органов и тканей, однократно или повторно, в ходе лечения заболевания. Перспективны тонкоигольные биопсии с последующим цитологическим исследованием полученного материала. В клинике широкое развитие получили также иные методы прижизненных структурных исследований, основанные на других физических принципах — виды ядерно-магнитного резонанса, компьютерной томографии, ультрасонографии и др. По-видимому, дальнейшее развитие этих методов сблизит их с патологической анатомией (клинической патологией) и приведет к возможности изучать молекулярные, субклеточные и клеточные изменения в живом организме без взятия биопсии и травмирования тканей.

Ы Верстка: вставить рисунок (поставить а и б).

а — Мультиспиральная компьютерная томография. б — Порок развития артерии правой почки (слева), рак правой почки (справа)

В России предпосылкой для развития патологической анатомии явилась организация госпиталей, которые одновременно были и учебными заведениями. Первый Российский госпиталь с прозектурой — «анатомическим театром» был организован в 1706 г. в Москве, в Лефортове, по указу Петра I (сейчас — Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко) голландским врачом, приглашенным на российскую службу в 1702 г., лейб-медиком Николаем Бидлоо (1671–1735), который и проводил первые патолого-анатомические и судебно-медицинские вскрытия.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Бидлоо Николай Ламбертович (Bidloo Nicolaas), 1674–1735

Регулярными патологоанатомические вскрытия в лечебных учреждениях России стали после выхода по настоянию врача и анатома, лейб-медика П.З. Кондоиди (1710–1760) в 1754 г. Инструкции Правительствующего Синода «Об обязательных вскрытиях умерших в госпиталях» и открытия в 1755 г. медицинского факультета Московского университета.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Кондоиди Павел Захарович (Condoidi Panajota), 1710–1760

Также как и организация регулярных вскрытий, становление патологической анатомии, как самостоятельной научной дисциплины, началось в России раньше, чем в Европе, в конце XVIII в. Еще до того, как в Италии в 1761 г. был опубликован знаменитый труд Дж. Морганьи, в 20–50-е годы XVIII в. российские врачи и анатомы П.З. Кондоиди, Н. Бидлоо, И.Б. Фишер и др. сами производили патологоанатомические вскрытия, учили студентов-медиков клинико-анатомическому анализу (сопоставлениям), активно пропагандировали необходимость проведения вскрытий и развития патологической анатомии как научной и клинической дисциплины. Позже, уже в начале и середине ХІХ в., исключительная роль в развитии патологической анатомии в России, пропаганде вскрытий и клинико-патологоанатомического анализа, принадлежит Д.С. Самойловичу (1744–1805), И.М. Костомарову (1802–1889) и Н.И. Пирогову (1810–1881).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Пирогов Николай Иванович (1810–1881)

До введения в 1865 г. в Московских городских больницах штатных должностей врачей-патологоанатомов, вскрытия производили сами клиницисты, причем первыми среди них были такие известные врачи и анатомы, как Е.О. Мухин (1766–1850) — учитель Н.И. Пирогова, Х.И. Лодер (1753–1832) — основатель знаменитых клиники Лодера и коллекции макропрепаратов Лодера в Московском университете, Л.С. Севрук (1804–1852) — автор первых лекций по патологической анатомии в Московском университете, А.И. Овер (1804–1864) — ученик М.Я. Мудрова, автор первого российского патологоанатомического атласа и др.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Мухин Ефрем Осипович (1766–1850)

Ы Верстка: вставить рисунок.

Лодер Христиан Иванович (Loder Justus Christian), 1753–1832

Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинских факультетах был поставлен в 1805 г. М.Я. Мудровым (1776–1831) в его письме к попечителю Московского университета М.Н. Муравьеву. М.Я. Мудрову принадлежит известная фраза: «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден».

Ы Верстка: вставить рисунок.

Мудров Матвей Яковлевич (1776–1831)

Однако первой в Российской Империи, в 1845 г., при содействии Н.И. Пирогова, была открыта кафедра патологической анатомии на медицинском факультете университета Святого Владимира в Киеве.

Кафедра патологической анатомии в Московском университете была создана специальным правительственным указом в 1845 г., но начала работать только с 1849 г., ее заведующим был утвержден А.И. Полунин (1820–1888). А.И. Полунин явился родоначальником московской школы патологоанатомов. Ему принадлежат первый перевод труда Р. Вирхова «Целлюлярная патология» на русский язык (первый учебник для студентов по патологической анатомии на русском языке).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Полунин Алексей Иванович (1820–1888)

Кафедра патологической анатомии в Санкт-Петербурге была основана в 1859 г. в Военно-медицинской академии, также благодаря предложению Н.И. Пирогова. Таким образом, именно Н.И. Пирогов внес исключительный вклад в создание кафедр патологической анатомии в разных университетах России.

История кафедры патологической анатомии МГМСУ им. А.И.Евдокимова

Кафедра патологической анатомии МГМСУ им. А.И. Евдокимова (носившего тогда название Московского медицинского стоматологического института, позже — им. Н.А. Семашко) была организована в 1939 г. на базе патологоанатомического отделения Сокольнической Красносоветской больницы (ныне — туберкулёзной клинической больницы № 7). Основателем и первым руководителем этой кафедры стал ученик А.И. Абрикосова Ю.М. Лазовский (1902–1949).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Лазовский Юлий Матвеевич (1902–1949)

Однако ее история, как и история патологической анатомии стоматологических заболеваний в России, начинается с лекционного курса по патологической анатомии полости рта и зубов, прочитанного в 1912 г. в 1-й Московской зубоврачебной школе А.И. Абрикосовым (1875–1955), который заведовал с 1920 по 1953 г. кафедрой патологической анатомии 1-го ММИ (сейчас — 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Абрикосов Алексей Иванович (1875–1955)

А.И. Абрикосову принадлежат фундаментальные исследования морфологии туберкулёза, опухолей и т.д. Им написаны учебники и многотомное руководство по патологической анатомии для врачей.

А.И. Абрикосов — организатор и первый председатель Российского (Всесоюзного) общества патологоанатомов (1921), инициатор создания в 1935 г. журнала «Архив патологии».

Чрезвычайно большое влияние на развитие кафедры и отечественной патологической анатомии стоматологических заболеваний оказал Борис Иванович Мигунов (1899–1983), ученик А.И. Абрикосова, который заведовал кафедрой с 1950 по 1963 гг. В этот период базой кафедры стало патологоанатомическое отделение клинической инфекционной больницы № 2 («Соколиная гора»).

Ы Верстка: вставить рисунок.

Мигунов Борис Иванович (1899–1983)

Б.И. Мигунов прошел путь от асситента до профессора на кафедрах патологической анатомии Центрального института усовершенствования врачей, 2-го ММИ, заведовал прозектурой Городской клинической больницы им. С.П. Боткина. В годы Великой Отечественной Войны работал в составе армейской и центральной патологоанатомической лаборатории. В период с 1948 по 1956 гг. возглавлял патологоанатомическую службу страны, являясь главным патологоанатомом МЗ СССР (первым после утверждения этой должности в Министерстве здравоохранения СССР).

Научные исследования Б.И. Мигунова были посвящены разнообразной стоматологической патологии, создана коллекция макро- и микропрепаратов, сохранившаяся до наших дней. В 1963 г. Б.И. Мигунов издал монографию «Патологическая анатомия заболеваний зубочелюстной системы и полости рта», которая многие годы служила в качестве учебного руководства для студентов и врачей.

Лариса Еремеевна Кременецкая, ученица Б.Н. Могильницкого, много лет проработавшая на кафедре патологической анатомии ММА им. И.М. Сеченова, исполняла обязанности заведующего кафедрой патологической анатомии стоматологического факультета с 1976 по 1981 гг. Л.Е. Кременецкая — соавтор широко известного учебника по патологической анатомии под редакцией А.И. Струкова и, позже — В.В. Серова.

В 1969 г. в ММСИ им. Н.А. Семашко был организован лечебный факультет, в связи с чем произошло разделение кафедры патологической анатомии на две — стоматологического и лечебного факультетов. С 1971 г. базой кафедры стоматологического факультета стала Городская клиническая больница № 50.

В 1972 г. на базе Городской клинической больницы № 36 была создана кафедра патологической анатомии лечебного факультета под руководством профессора Сергея Константиновича Лапина (1922–1981) — ученика А.И. Струкова.

Анатолий Иванович Струков (1901–1988) руководил кафедрой патологической анатомии 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова с 1953 по 1972 гг. Он автор работ по туберкулёзу, ревматическим болезням, иммуноморфологии, онкологии, патологии лёгких, сердечно-сосудистой системы, вопросам общей патологии. Написанным им учебник по патологической анатомии неоднократно переиздавался.

С.К. Лапин в течение года был проректором, а в течение 5 лет — деканом вечернего лечебного факультета. Главным направлением его научной работы была патологическая анатомия приспособительных и компенсаторных процессов в центральной и периферической нервной системе при различных ее заболеваниях и поражениях.

Станислав Ипполитович Харлампович (1929–1987) руководил кафедрой лечебного факультета с 1981 по 1987 гг., его работы были посвящены особо опасным инфекционным заболеваниям. В этот период сотрудниками кафедры были усовершенствована программа преподавания курса патологической анатомии.

В 1987 г. кафедры стоматологического и лечебного факультетов были объединены в единую (межфакультетскую) под руководством Андрея Александровича Чумакова (1930–2002), до этого, с 1981 г., руководителя кафедры на стоматологическом факультете, главного патологоанатома Минздрава РСФСР, ученика И.В. Давыдовского.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Чумаков Андрей Александрович (1930–2002)

А.А. Чумаков является автором работ по патологии сердечнососудистой системы и стоматологических заболеваний. По поручению Минздрава РФ под руководством А.А. Чумакова на кафедре проводилась работа по совершенствованию преподавания патологической анатомии.

Ипполит Васильевич Давыдовский (1887–1968), один из основоположников отечественной патологической анатомии, заведовал кафедрой патологической анатомии 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова (в настоящее время РНИМУ им. Н.И. Пирогова), его исследования были посвящены проблемам общей патологии, атеросклероза, инфекционным болезням, геронтологии. В 1921 г. И.В. Давыдовский возглавил Московскую патологоанатомическую службу, положил в основу изучения патологической анатомии нозологический принцип, с 1930 г. ввел в практику клинико-анатомические конференции и основные принципы сличения клинического и патологоанатомического диагнозов.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Давыдовский Ипполит Васильевич (1887–1968)

С 2003 г. межфакультетской кафедрой патологической анатомии МГМСУ им. А.И. Евдокимова заведует Олег Вадимович Зайратьянц, ученик В.В. Серова, с 1995 по 2012 гг. работавший главным патологоанатомом Департамента здравоохранения г. Москвы.

Виктор Викторович Серов (1924–2007) возглавлял кафедру патологической анатомии 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова с 1972 по 1990 гг. Его основные труды посвящены проблемам нефрологии, гепатологии, общей патологии, болезням иммунной системы.

Ы Верстка: вставить рисунок.

Серов Виктор Викторович (1924–2007)

В.В. Серов внес большой вклад в развитие преподавания патологической анатомии, соавтор А.И. Струкова в последних переизданиях учебника по патологической анатомии. «Задачи, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, ставят ее среди медицинских дисциплин в особое положение: с одной стороны — это теория медицины, с другой — это клиническая морфология для диагноза. Дальнейшее содружество патологической анатомии с клиникой будет все более тесным, а поле деятельности патологоанатома — все более широким» (Серов В.В. Актовая речь. 1982).

Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация микропрепаратов и электронограмм

Общая патология изучает общепатологические процессы, частная патология — конкретные болезни. Также и предмет патологической анатомии делят на общий курс — патологическую анатомию общепатологических процессов и частный курс — патологическую анатомию болезней.

Общая патологическая анатомия, как и общая патология, изучает общепатологические (типовые, стереотипные для всех болезней) процессы:

Ú повреждение;

Ú нарушения крово- и лимфообращения;

Ú воспаление и иммунопатологические процессы;

Ú процессы адаптации (компенсаторные и приспособительные процессы) и регенерации;

Ú опухолевый рост (онкология и онкогенез).

Задачи патологической анатомии — изучать и диагностировать причины и условия (этиологию), механизмы развития (патогенез и морфогенез) болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, в случае смерти — определить причину смерти и механизм умирания (танатогенез).

Этиология (от греч. aitia — «причина») — причины и условия развития болезней или патологических процессов.

Патогенез — механизмы возникновения и развития болезней, комплекс последовательных структурно-функциональных изменений на разных стадиях развития болезней или патологических процессов.

Морфогенез — структурные основы патогенеза, последовательные структурные изменения на разных стадиях развития болезней или патологических процессов.

Патоморфоз — изменения клинико-морфологической картины болезней вследствие изменений окружающей среды или самого человека (естественный патоморфоз), а также под влиянием медицинских мероприятий, в частности, лекарственных препаратов (индуцированный, лекарственный патоморфоз).

Танатогенез (от греч. thanatos — «смерть») — механизм умирания, комплекс последовательных структурно-функциональных изменений при умирании.

Объектами исследований в патологической анатомии служат:

Ú материал диагностических биопсий;

Ú операционный материал;

Ú материал, получаемый при вскрытии трупов;

Ú цитологический материал;

Ú экспериментальный материал;

Ú клеточные и тканевые культуры.

Операционный и биопсийный материал используется для прижизненной диагностики широкого круга болезней (например, онкологических, заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, почек и т.д.), что делает патолога незаменимым участником диагностического процесса в клинике и придает ему статус клинического патолога.

Биопсия (от греч. bios — «жизнь» и opsis — «зрение») — прижизненное патологоанатомическое (патогистологическое, морфологическое) исследование тканей. Исследуются биоптаты — срезы тканей (замороженные, парафиновые и др.).

В отличие от биопсийного, при цитологическом исследовании изучают не срезы тканей, а цитологический материал — тонкоигольные пунктаты органов и тканей, мазки, мазки-отпечатки или центрифугаты.

Термины «биопсия», «биопсийный материал» в широком смысле обозначают любой прижизненный диагностический или операционный материал, а также плаценты (последы). Кроме того, на практике операционный материал нередко является одновременно и диагностическим, если до оперативного вмешательства не проводилось биопсийное исследование.

Вскрытие трупа, или аутопсия (от греч. autopsia — «видение собственными глазами») — исследование тела умершего, заключающееся в последовательном извлечении и препаровке органов и тканей с выявлением имеющихся в них патологических изменений и установление причины смерти. Вскрытие трупа патологоанатомическое — вскрытие трупа врачом-патологоанатомом с целью установления патологоанатомического диагноза (причины смерти) и сопоставления с ним заключительного клинического диагноза. Оно включает в себя макроскопическое и микроскопическое (гистологическое) исследования. При необходимости используются и многие другие методы исследования: иммуноморфологическое, биохимическое, бактериологическое и т.д.

Патологоанатомическое вскрытие трупов умерших позволяет исследовать заболевания на разных уровнях — от организменного и системного до молекулярного, а также изучать патоморфоз болезней. Патологоанатомическое вскрытие — вид экспертизы качества диагностики и лечения больных, а также основа медицинской статистики причин смерти населения.

Уровни изучения патологических процессов могут быть различными и зависят от используемых методов: организменный; системный; органный; тканевой; субклеточный; генетический и молекулярный.

Методы патологической анатомии:

Ú аутопсия;

Наши рекомендации