Рай как место предсуществования человеческих душ и тел
Принятая концепция эволюционизма заставляет епископа Василия весьма своеобразно трактовать библейские стихи о Шестодневе и о жизни Адама в первозданном Раю. Так владыка оригинально трактует слова: и бысть тако (Быт.1, 30), которыми бытописатель завершает повествование о шестом дне творения. Он почему-то соотносит эти слова пророка Моисея с библейскими словами: раститеся и множитеся и наполните землю (Быт. 1, 28), произнесенные Богом в начале шестого дня:
«“Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю”... “и стало так”... Да, так! Рай наполнился нами– вне нашего времени и нашего пространства, а когда согрешили – таким же вневременным изгнанием в “Биг бэнге” на эту землю в “несовершенной” вселенной – в долгом эволюционном многовековом прошествии, и наконец пришествии ради спасения и восстановлении в будущем Царстве Божием!» [21, с. 80].
Эту мысль епископа Василия следует отметить. Он утверждает, будто до грехопадения, еще пребывая в райском состоянии, Адам и Ева исполнили Божье повеление плодиться и размножаться, и «Рай наполнился нами», то есть всеми вообще людьми сущими от Адама. Потом мы все «согрешили», в результате чего оказались участниками эволюционного исторического процесса в этой «несовершенной» вселенной. Но такая трактовка противоречит Слову Божьему. В самом деле, хотя заповедь раститеся и множитеся была дана праотцам еще в Раю до грехопадения, Библия определенно говорит о том, что лишь после изгнания из Рая Сладости (Быт. 3, 24) у Адама и Евы родился первенец Каин (Быт. 4, 1). Святитель Иоaнн Златоустпишет об этом так: «Адам же позна Еву жену свою. Замечай, когда это случилось. После преслушания, после изгнания из Рая – тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили как ангелы, не было речи о сожитии» [52, с. 160].
Ни Священное Писание, ни Святые Отцы не позволяют думать, будто вместе с Адамом и Евой в Раю пребывали и их потомки, все «мы». Тем не менее, епископ Василий парадоксальным образом утверждает это, и даже умудряется, хотя и бездоказательно, объявить эту свою точку зрения исконно «каппадокийской».
Владыка Василий подтверждает свое представление о пребывании всех людей в Раю до грехопадения, когда раскрывает читателю «тайну» апостольского учения, содержащуюся в первой главе послания к Ефесянанам святого Павла. Апостол говорит про избрание нас во Христе прежде создания мiра (Еф.1, 4). Отметим сразу, святитель Феофан Затворникзначение этого выражения объясняет словами: «От вечности, ибо прежде сложения мiра не было времени» [150, с. 54].
Для лучшего уяснения смысла апостольских слов приведем их по-гречески и по-славянски: избра нас в Нем прежде сложения мiра – яро хато^о^ хоаиог, (точно такое же выражение употребляется в Евангелии: Мф.13, 35 и Мф. 25, 34). Греческое слово хостов имеет новозаветное значение – «основание», «сотворение», «начало», что в синодальном переводе передано словом «создание». При этом глагол хатарйПш, помимо значения «полагать основание», имеет главный смысл противоположный – «сбрасывать», «низвергать», «отвергать». Славянское слово «сложение» также может иметь два значения: можно «сложить» из дров поленницу (то есть упорядочить кучу), а можно «сложить» полномочия (то есть снять, скинуть с себя ответственность).
Комментируя рассматриваемый стих из послания к Ефесянам, святитель Феофан Затворникпишет: «Сложение хатаРоЛл значит бросание вниз» [150, с. 54]. Он также приводит любопытные слова святителя Иоанна Златоуста: «Прекрасно назвал апостол сотворение мiра хатаРоЛл – низвержение с высоты. Подлинно велика и неизреченна высота Божия, не в отношении к месту, а в отношении к безграничности природы Божественной; и -велико расстояние между тварью и Творцом» [150, с. 54]. Мы видим, что по мнению церковного учителя хатаРоЛл означает не столько «созидание» мiра, сколько «низвержение» мiра. Феофан Затворник присовокупляет, что «то же делают замечание и все древние восточные толковники и блаженный Иероним» [150, с. 54].
С изложенным нами мнением Святых Отцов согласен и епископ Василий (Родзянко), только он добавляет к сказанному, будто настоящая «каппадокийская» вера «возможна только при наличии веры в “первобытную доброту” во Адаме всего сотворенного в нем человечества» [21, с. 120]. Под человечеством владыка понимает совокупность всех людей, якобы пребывавших в Раю до общего в Адаме грехопадения. Но именно эта мысль у Cвятых Отцов нигде не встречается и совершенно чужда апостольской традиции. Именно эту мысль от себя привносит в церковную традицию епископ Василий, и тем искажает смысл православного вероучения. Апостольское ϰαταβολή, мудро растолкованное Святыми Отцами как «низвержение с высоты», относится к мiру, в котором был Адам, но не было еще нас – потомков Адамовых. Бог прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом (Еф. 1, 5) по Своей Премудрости и Предведению, а вовсе не потому, что мы якобы были в Эдемском саду вместе с Адамом. Привнося в церковное учение мысль о предсуществовании всех людей – с душой и телом – епископ Василий коренным образом меняет все православное вероучение.
Примечательно то, что Святые Отцы, о которых с почтением высказывается епископ Василий, не только не подтверждают его мыслей о совокупном нашем общем с Адамом пребывании в Раю и совокупном же общем с ним падении в «Big Bang», но прямо опровергают возможность такого представления. Приведем мнение преподобного Симеона Нового Богослова,которое явно «недоучел» владыка Василий.
«Такой уж по падении установился закон, что как каждый из нас бывает Адамом, то есть человеком тленным и смертным, не по причине собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя нашего Адама, от семени которого происходим; так опять каждый из нас бывает Христом, нетленным и бессмертным, не ради добродетелей своих, но ради послушания второго Адама, который есть Христос, Господь наш, сошедший с неба, соделываясь кость от костей Его и плоть от плоти Его. И как тление и смерть из рода в род переходят от ветхого Адама, так нетление и бессмертие переходят в христиан от нового Адама» [125, с. 316].
Куда проще и яснее: Ветхий Адам, находясь в Раю, согрешил, и вот тленная и смертная его природа переходит к нам, его потомкам, не знавшим никогда райского блаженства. Причем наша тленность проявляется «не по причине собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя нашего Адама».
Епископ Василий приводит слова преподобного Симеона Нового Богослова, непосредственно предшествующие только что процитированным нами. Вот эти слова: «Если кто из нас не познает, что он есть Адам, тот, который согрешил перед Богом в Раю; то как может он признать и думать, что нисшествие Сына и Слова Божия было для него?» [125, с. 316]. Контекст речи преподобного Симеона не позволяет эти слова вместе с епископом Василием воспринимать как личностное тождество наше с Адамом, сперва в Раю, а потом в мiре сем. Мысль преподобного Симеона иная: нам нужен Христос, поскольку мы имеем поврежденную грехом ветхую Адамову природу.