Учебно-методические указания по проведению семинарских занятий
Методические рекомендации
При подготовке к семинарским занятиям студенты должны прочитать конспекты лекций и изучить рекомендуемую литературу.
Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: составить конспект основных определений и понятий по учебной дисциплине на основе изученной рекомендуемой литературы, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание вопросов семинарских занятий.
Каждую тему занятий важно увязывать с предыдущим учебным материалом и спецификой будущей профессиональной деятельности.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления по темам семинарских занятий.
Сокращенная форма обучения
№ занятия | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира | ||
Пространство и время. Физический вакуум | ||
Современная физическая картина мира. Мега, макро и микро миры | ||
Химический уровень организации материи | ||
Биологический уровень организации материи | ||
ИТОГО |
Занятие №1
«Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира»
Вопросы для обсуждения
1. Научный метод.
2. Естествознание и его роль в культуре.
3. Естественнонаучные картины мира.
Вопросы для проверки
1. Какие методы относятся к общенаучным методам?
2. В чем заключается сущность принципов верификации и фальсификации?
3. Назовите критерии научности.
4. Чем различаются модели развития науки Т. Куна и И. Лакатоса?
5. В чем заключается глобальный эволюционизм?
6. Что такое синергетика?
Рекомендуемая литература
1. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2006.
2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарика, 2006.
3. Рузавин Г.И. Методология научного познания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. - М.:
Прогресс-Традиция, 2003.
Занятие №2
«Пространство и время. Физический вакуум»
Вопросы для обсуждения
1. Эволюция представлений о пространстве и времени.
2. Принципы симметрии и законы сохранения.
Вопросы для проверки
1. Как представлялось пространство и время в доньютоновский период развития науки?
2. В чем заключаются особенности взглядов на пространство и время в ньютоновский период развития науки?
3. Какие новые элементы в теорию пространства и время внес А. Эйнштейн?
4. Что такое стрела времени?
5. Что такое хиральность?
6. Что включает в себя социальное пространство?
7. Что такое физический вакуум?
8. Назовите основные законы сохранения.
9. В чем заключается принцип симметрии?
Рекомендуемая литература
1. Вонсовский СВ. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во гуманитарного университета, 2005.
2. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.
3. Лакатос И. Методология исследовательских программ. - М.: ACT: Ермак, 2003.
4. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: URSS, 2005.
Занятие №3
«Современная физическая картина мира. Мега, макро и микро миры»
Вопросы для обсуждения
1. Микро-, макро-, мега миры.
2. Законы классической механики.
3. Эволюция теории строение микромира и модели строения атома. Корпускулярно-волновой дуализм. Квантовые числа и принцип неопределенности В. Гейзенберга.
Вопросы для проверки
1. В чем заключается концепция классической физики?
2. Каковы основные положения волновой теории X. Гюйгенса?
3. В чем заключаются особенности электромагнитной картины мира?
4. Что понимал под квантом М. Планк?
5. В чем заключается корпускулярно-волновой дуализм?
6. Что такое теория «большого взрыва»?
7. Что такое метагалактика?
8. Какие три типа галактик существуют?
9. Что такое звезда?
Рекомендуемая литература
1. Азимов А. Популярная физика. - М.: Центрполиграф, 2006.
2. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - ML, 1993.
3. Льоцци М. история физики. - М: Мир, 1972.
4. Карпенко С.Х. Концепция современного естествознания. - М.: Высшая школа,
2002.
5. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. - М.: Наука, 1977.
6. Грин Б. Элегантная Вселенная. - Ижевск, 2001.
Занятие №4
«Химический уровень организации материи»
Вопросы для обсуждения
1. История развития химии.
2. Химические системы и типы химического взаимодействия.
3. Химические процессы.
Вопросы для проверки
1. В чем заключается положительное и отрицательное влияние алхимии на
развитие химической науки?
2. Назовите основные типы химического взаимодействия.
3. В чем заключается химическая форма движения материи?
4. Что такое реакции Белоусова-Жаботинского?
5. Что такое катализ и автокатализ?
Рекомендуемая литература
1. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. - СПб.: Питер, 1999.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М: Прогресс, 1994.
3. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М.: Прогресс, 1985.
4. Сиама Д. Физические принципы общей теории относительности. - М.: мир,
1971.
Занятие №5
«Биологический уровень строения материи»
Вопросы для обсуждения
1. Биология, этапы ее развития и происхождение жизни на Земле.
2. Клетка, ее строение и функционирование. Ген и генетика.
3. Теории биологической эволюции.
Вопросы для проверки
1. Дайте определение понятия «живого».
2. Какова причина эволюции живого в теории Ч. Дарвина?
3. В чем заключается теория Менделя?
4. Назовите основные уровни организации живого.
5. Что такое клетка?
6. Чем отличается геном от гена?
7. Что такое мутация?
8. Что такое вирус?
9. Какой вклад в развитие биологии внесли К. Линней и Ж. Ламарк?
Рекомендуемая литература
1. Арутюнов B.C. и др. Ступени эволюции. - М.: Наука, 2006.
2. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М: Тайдекс
Ко, 2003.
3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. - М.: Academia, 2001.
4. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. М.: Альфа-М.,
ИНФРА-М, 2007.
Пятилетняя очная форма обучения
№ занятия | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Научный метод и структура научного познания | ||
Пространство и время. Физический вакуум | ||
Современная физическая картина мира Макро и мега миры | ||
Современная физическая картина мира. Микромир и теория фундаментальных взаимодействий | ||
Химический уровень организации материи | ||
Биологический уровень строения материи | ||
Экология и проблемы здоровья человека | ||
Биосфера. Ноосфера. Человек | ||
Теория самоорганизации материи | ||
ИТОГО |
Занятие №1
«Научный метод и структура научного познания»
Вопросы для обсуждения
1. Научный метод.
2. Естествознание и его роль в культуре.
3. Естественнонаучные картины мира.
Вопросы для проверки
1. Какие методы относятся к общенаучным?
2. В чем заключается сущность принципов верификации и фальсификации?
3. Назовите критерии научности.
4. Чем различаются модели развития науки Т. Куна и И. Лакатоса?
5. В чем заключается глобальный эволюционизм?
6. Что такое синергетика?
Рекомендуемая литература
1.Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2006.
2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарика, 2006.
3. Рузавин Г.И. Методология научного познания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. - М.:
Прогресс-Традиция, 2003.
5. Вонсовский СВ. Современная естественнонаучная картина мира. -
Екатеринбург: Изд-во гуманитарного университета, 2005.
6. Капица СП., Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы
будущего. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
7. Лакатос И. Методология исследовательских программ. - М.: ACT: Ермак, 2003.
Занятие №2
«Пространство и время. Физический вакуум»
Вопросы для обсуждения
1. Эволюция представлений о пространстве и времени.
2. Принципы симметрии и законы сохранения.
Вопросы для проверки
1. Как представлялось пространство и время в доньютоновский период
развития науки?
2. В чем заключаются особенности взглядов на пространство и время в
ньютоновский период развития науки?
3. Какие новые элементы в теорию пространства и время внес А. Эйнштейн?
4. Что такое стрела времени?
5. Что такое хиральность?
6. Что включает в себя социальное пространство?
7. Что такое физический вакуум?
8. Назовите основные законы сохранения.
9. В чем заключается принцип симметрии?
Рекомендуемая литература
1. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. - СПб.: Питер, 1999.
2. Пригожий П., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: Прогресс, 1994.
3. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М.: Прогресс, 1985.
4. Сиама Д. Физические принципы общей теории относительности. - М: Мир,
1971.
5. Карпенко С.Х. Концепция современного естествознания. - М.: Высшая школа,
2002.
Занятие №3
«Современная физическая картина мира. Макро и мега миры»
Вопросы для обсуждения
1. Законы классической механики.
2. Микро-, макро-, мега миры.
Вопросы для проверки
1. В чем заключается концепция классической физики?
2. Каковы основные положения волновой теории X. Гюйгенса?
3. В чем заключаются особенности электромагнитной картины мира?
4. Что понимал под квантом М. Планк?
5. В чем заключается корпускулярно-волновой дуализм?
6. Что такое теория «большого взрыва»?
7. Что такое метагалактика?
8. Какие три типа галактик существуют?
9. Что такое звезда?
Рекомендуемая литература
1. Шкловский И.С. Звезды, их рождение, жизнь и смерть. - М.: Наука, 1977.
2. Грин Б. Элегантная Вселенная. - Ижевск, 2001.
3. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - М., 1993.
4. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: URSS, 2005.
5. Азимов А. Популярная физика. - М.: Центрполиграф, 2006
Занятие №4
«Микромир и теория фундаментальных взаимодействий»
Вопросы для обсуждения
1. Эволюция теории строение микромира и модели строения атома.
2. Квантовые числа и принцип неопределенности В. Гейзенберга.
3. Элементарные частицы и их классификация. Понятие о кварке.
Вопросы для проверки
1. В чем заключаются основные отличия атомных моделей Томпсона и Э.
Резерфорда?
2. В чем заключается физический смысл квантовых чисел, характеризующих
электроны в атоме?
3. В чем сущность принципа неопределенности В. Гейзенберга?
4. В чем заключается отличие фотонов от лептонов?
5. Как называются элементарные частицы с дробным спином?
6. Назовите основные типы взаимодействия?
Рекомендуемая литература 1. Льоцци М. История физики. - М.: Мир, 1972.
2. Карпенко С.Х. Концепция современного естествознания. - М.: Высшая школа,
2002.
3. Азимов А. Популярная физика. - М.: Центрполиграф, 2006
4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС» 21 век»: ООО
«Издательство «Мир и образование», 2003.
Занятие №5
«Химический уровень организации материи»
Вопросы для обсуждения
1. История развития химии.
2. Химические системы и типы химического взаимодействия.
3. Химические процессы.
Вопросы для проверки
1. В чем заключается положительное и отрицательное влияние алхимии на
развитие химической науки?
2. Назовите основные типы химического взаимодействия.
3. В чем заключается химическая форма движения материи?
4. Что такое реакции Белоусова-Жаботинского?
5. Что такое катализ и автокатализ?
Рекомендуемая литература
1. Соловьев Ю. И. История химии: Развитие основных направлений современной
химии. Кн. для учителя - 2-е изд., М.: Просвещение, 1984.
2. Глинка Н.Л. Общая химия: - 2-е изд. М.: Высшая школа, 2007.
3. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. М.: Альфа-М.
ИНФРА-М,2007.
Занятие №6
«Биологический уровень строения материи»
Вопросы для обсуждения
1. Биология, этапы ее развития и происхождение жизни на Земле.
2. Клетка, ее строение и функционирование. Ген и генетика.
3. Теории биологической эволюции.
Вопросы для проверки
1. Дайте определение понятия «живого».
2. Какова причина эволюции живого в теории Ч. Дарвина?
3. В чем заключается теория Менделя?
4. Назовите основные уровни организации живого.
5. Что такое клетка?
6. Чем отличается геном от гена?
7. Что такое мутация?
8. Что такое вирус?
9. Какой вклад в развитие биологии внесли К. Линней и Ж. Ламарк?
Рекомендуемая литература
1. Арутюнов B.C. и др. Ступени эволюции. - М.: Наука, 2006.
2. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М.: Тайдекс
Ко, 2003.
3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. - М.: Academia, 2001.
4. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. М.: Альфа-М.
ИНФРА-М, 2007.
Занятие №7
«Экология и проблемы здоровья человека»
Вопросы для обсуждения
1. Проблема антропогенеза.
2. Биологическое и социальное в онтогенезе.
3. Экология и здоровье человека.
Вопросы для проверки
1. Чем отличается креационистская концепция от эволюционной теории Ч. Дарвина?
2. Перечислите основных предшественников человека.
3. Что такое наука евгеника?
4. Чем отличается панбиологизм от пансоциологизма в решении проблемы развития человека?
5. Чем отличается генотип от фенотипа?
6. Что является важнейшим фактором человеческого изменения и существования по 3. Фрейду.
Рекомендуемая литература
1. Козлова М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее. - М: Наука, 2006.
2. Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности/ под ред. Ю.В. Хен. -М., 2005.
3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М.: Наука, 2002.
4. Пехов П.П. Биология с основами экологии. - М.: Наука, 2006.
Занятие №8
«Биосфера. Ноосфера. Человек»
Вопросы для обсуждения
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
2. Понятия ноосферы и техносферы.
3. Биосфера и космос.
Вопросы для проверки
1. Что понимается под термином биосфера?
2. Что такое биоценоз и экосистемы?
3. Что такое географическая среда?
4. Что такое географический детерминизм?
5. Что такое техносфера?
6. Какое влияние оказывает Солнце на биологические и социальные процессы на Земле по А. Чижевскому?
Рекомендуемая литература
1. Казначеев В.П. Учение В.П. Вернадского о биосфере и ноосфере. -
Новосибирск: наука, 1989.
2. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. - М.: Мысль, 1995.
3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976.
4. Концепции современного естествознания/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.
ЮНИТИ, 2007.
Занятие №9
«Теория самоорганизации материи»
Вопросы для обсуждения
1. Характеристики самоорганизующихся систем.
2. Закономерности самоорганизации.
3. Глобальный эволюционизм.
Вопросы для проверки
1. В чем заключается открытость самоорганизующихся систем?
2. Какие процессы доминируют во Вселенной?
3. Что такое диссипативность?
4. Что такое точка бифуркации?
5. В чем состоит сущность глобального ускорения развития?
Рекомендуемая литература
1. Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. М.:Альфа-М.
ИНФРА-М, 2007.
2. Пригожин И. От существующего к возникающему. М. - 1985.