Учение об «Адамовых осколках»
Библейский Адам был создан как венец Божьего творения. Понимая это, епископ Василий (Родзянко) начало эволюции мiра относит не к Адаму в Раю, а к моменту грехопадения, отождествляемому с “Big Bang,ом”. Но что же произошло с Адамом? Каким образом он оказался включенным в процесс вселенской эволюции от «Большого взрыва» до высших форм органической и духовной жизни?
Епископ Василий в своей книге дает следующий ответ: Адам «раскололся». Такое выражение оказывается возможным, если полагать, будто Адам – «наименование всей совокупности человечества – все-Адам (с приставкой “кол” древних еврейских толкований)» [21, с. 59]. Но Церковь не знает такого толкования. Такую трактовку никак нельзя рассматривать как православную и истинную.
Правда здесь лишь в том, что такое учение об Адаме Кадмоне, совокупном вселенском человеке действительно содержится в талмудическом иудаизме, и является характерной чертой учения еврейской Каббалы. Л. А. Тихомиров в этой связи отмечает: «Позднейший толкователь Каббалы, Исаак Лория, полагает, что вместе с Адамом было создано множество душ, которые составляли коллективно одну душу, так что падение Адама было общим грехом всех душ. В этом виде Каббала сходна с Гермесом Трисмегистом, в учении которого, впрочем, нет коллективной души, а есть лишь коллективное падение» [132, с. 229].
Приведем любопытное свидетельство Дм. Щедровицкого. «Согласно учению Каббалы, все души были некогда соединены в Адаме: он и принимается как прообраз человечества, совокупность всех человеческих душ. Падение Адама каббалисты уподобляют выпадению из рук Творца зеркала, в котором отражался Лик Божий, почему Адам и называется “созданным по образу и подобию” Творца. Зеркало раскололось на множество осколков – на отдельные души людей. И лишь Мессии предстоит в будущем заново собрать, соединить все эти осколки, чтобы в зеркале снова отразился Лик Божий» [168, с. 66].
Но ни в Писании Ветхого и Нового Завета, ни творениях Отцов Церкви подобного взгляда нет и никогда не было. Если бы такое учение в православной традиции встречалось, епископ Василий не преминул бы подтвердить его хотя бы одной цитатой. Но ни однаиз приведенных автором святоотеческих цитат не подтверждает его мысли. Все «доказательство» основывается на авторском комментарии в виде следующей сомнительной вставки, вклинивающейся зачем-то в текст святителя Григория Богослова: «Термин “целый Адам” и “человек” у всех каппадокийцев равнозначны, тождественны в толковании Библии как “все человечество”» [21, с. 94].
Не находя возможности подкрепить свои рассуждения высказываниями Святых Отцов, епископ Василий прибегает к весьма рискованному аргументу: «Есть в Предании изображающий грехопадение образ, приписываемый святителю Василию Великому. Специалисты утверждают, что в дошедших до нас сочинениях свт. Василия такого текста нет; однако другой его подлинный текст, выражающий такую же мысль, косвенно указывает на возможное первоавторство» [21, с. 59]. Какой «другой его подлинный текст» имеется в виду, так и остается загадкой. Несомненно лишь то, что здесь епископ Василий (Родзянко) обращается к преданию не святоотеческому, а каббалистическому. Он приводит образ псевдо-Василия Великого: «Представьте себе драгоценный сосуд, падающий и разлетающийся на мелкие куски. Осколки падают одни ближе, другие дальше и, соответственно, быстрее и дольше, в зависимости от расстояния. Сосуд – Адам» [21, с. 59]. Смысл данного образа сводится к тому, чтобы признать всех людей за «Адамовы осколки».
Но сам святитель Василий Великийнигде не говорит о раскалывании души Адама на души своих потомков-осколков. Напротив, он ясно говорит о смерти Адама, постигшей его лично за грех преслушания. «Он, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха. Оброцы бо греха смерть (Рим. 6, 23). В какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти, потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога, по написанному: яко се удаляющии себе от Тебе погибнут (Пс. 72, 27)» [18, с. 155]. Епископ Василий (Родзянко) пытается приписать свою мысль святителю Василию Великому, но делает это весьма неискусно.
После явно неудавшейся попытки опереться на авторитет святителя Василия Великого делается еще менее оправданная попытка опереться на авторитет апостола Павла. Из того, что святой апостол Павел называет Христа новым Адамом, епископ Василий делает обескураживающий вывод: «Трудно себе представить, чтобы апостол Павел, хорошо знавший Св. Писание и Св. Предание древних евреев, употребил эту аналогию без мысли об Адаме как о «Все-Человеке», поскольку именно в этом ее суть» [21, с. 60].
Владыка Василий в своих мыслях созвучен с иудеями-каббалистами, но вовсе не со Святыми Отцами. Еврейские мудрецы учат, что «все души будущих людей находились в Адаме в момент его грехопадения» [168, с. 66]. Дм. Щедровицкий в этой связи отмечает: «Изложенное воззрение Каббалы помогает нам лучше понять и рассуждение апостола Павла о “двух Адамах” – “перстном” и “небесном”, причем под вторым подразумевается Мессия – Иисус Христос (1 Кор. 15, 44–49). По-видимому, и учитель Павла, иудейский мудрец Гамалиил (Деян. 22, 3), знал это каббалистическое учение» [168, с. 66]. Но даже если допустить, что каббалистическое учение об Адаме как Все-Человеке уже было сформировано и осмыслено иудейскими книжниками в апостольскую эпоху, нет никаких оснований объявлять это чуждое церковной традиции учение христианским.
Следующий вывод епископа Василия столь же несостоятелен: «Таким образом, предание о все-человечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к апостолу Павлу и от него дошедшим к святителю Василию» [21, с. 60]. Можно ли так спокойно приписывать каббалистическое учение авторству апостола Павла и «яко апостолов едино-нравным» Святым Отцам? Почему же тогда их не возносят в Талмуде? Апостол Павел ни разу в своих посланиях не называет ветхого Адама «Все-Человеком». Такого словоупотребления Православная Церковь вообще не знает.
Читая книгу епископа Василия, не перестаешь удивляться, насколько его собственные мысли идут вразрез с теми святоотеческими цитатами, которые он приводит. Выводы владыки Василия никак не вытекают из утверждений Отцов Церкви. Приведем пример такого неожиданного умозаключения. Епископ Василий приводит отрывок из толкования святителя Григория Нисского на Песнь Песней Соломона: «... Се добра еси искренняя моя (Песн. 4, 1). Потому прежде сего не была ты добра, что, став чуждою Первообразной красоты, от дурного сближения с пороком изменилась до гнусности. Смысл же сказуемого таков: естество человеческое сделалось готовым принимать все, что ему по мысли; и к чему приведет его наклонность произвола, в то и изменяется...» [21, с. 118]. Сразу после конца цитаты, без абзаца и каких-либо разделений, епископ Василий делает свой вывод: «Так свт. Григорий видит и падение (во Адаме), и спасение человечества (во Христе) в лицах, а не просто в “естестве” безлично: “невеста”, “дева”, “душа”... в борении со злом на пути к добру» [21, с. 118]. Но святитель Григорий сам свидетельствует против подобных взглядов, когда пишет, что в Адаме мы пали не как личности, но «естествочеловеческое сделалось готовым принимать все, что ему по мысли». Изменилось от грехопадения Адамово (и как следствие – наше) человеческое естество, природа, но вовсе не мы пали как личности. Не было такого. Первородный грех совершен не нами, а Адамом. Адам-праотец как личность за свой грех – единственный известный нам его грех – каялся. «Седе Адам прямо Рая, и свою наготу рыдая, плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но, о Раю ктому твоея сладости не наслаждуся, ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя, в землю бо пойду, от неяже и взят бых, Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшего!» (Триодь постная [137, c.141], Неделя сыропустная, славник на «Господи, воззвах»). Мы же все, в отличие от первозданного Адама, в Раю изначально не были, дело покаяния до конца не совершили и райское достоинство себе не стяжали.
Справедливости ради следует отметить, что святитель Григорий Нисскийвсегда четко выражался в отношении общности природы всех людей и различии в лицах: «Тот, кто разумеет, и кто смертен, и способен к думанью и знанию, назван “человеком” равно в случае Адама и Авеля, и это название их природы не изменяется ни тем, что Авель явился в бытие через порождение, ни тем, что Адам это сделал без порождения» [26, с. 299]. «Первый человек и происшедший от него получили бытие, каждый различно, – один от сочетавшихся родителей, другой от создавшего Христа, – и по отношению к сущности двоими признаем их, и не делим друг от друга, ... понятие человечества в рассуждении Адама и Авеля от различия в рождении не различается, так как ни порядок, ни образ осуществления не производят никакого различия в естестве» [26, с. 299].
Созвучно учил В.Н.Лосский: «В роде Адама умножение личностей, из которых каждая сообразна Богу, можно было бы сказать множественность образа Божия во множестве человеческих ипостасей, совершенно не противоречит онтологическому единству природы, общей всем людям» [84, с. 92].
Владыка Василий пишет: «В Адаме было сотворено все человечество» [21, с. 50]. Но, к сожалению, епископ Василий изволит понимать «человечество» не по природе, а по ипостаси, то есть личностно: «Если Адам – “осколок”, то что же мы, все остальные? “Осколки”! Все люди, когда-либо жившие на земле, находящиеся на ней теперь и будущие, -“Адамовы осколки”» [21, с. 59]. Нет! Ни Библия, ни Святые Отцы ничего не писали про «раскалывание» личности Адама. Адам не «раскололся», а умер: И быша еси дние Адамовы, яже поживе, лет девять сот и тридесять; и умре (Быт. 5, 5). Точно такое же выражение поживе... и умре употребляет Библия и про потомков Адамовых. Священное Писание и Отцы говорят про Адамово падение. Изменение природы в результате грехопадения – было. Потеря райского достоинства – была. Ризы кожаные -были получены. Но чтобы «раскололась» личность Адама – где это написано? Адам как личность остался самим собой и после рождения Каина и Авеля. Странно думать иначе. Природа Адама передается потомкам не путем «раскалывания», а путем рождения.
Все мы унаследовали не личность, а именно природу Адамову, его падшую, пораженную грехом природу. Мы имеем, по слову святого Максима Исповедника, «удобопоползновение ко греху». Подобным образом дети всегда унаследывают (получают в наследство) не личность, а природу своих родителей. Напрасно епископ Василий пытается уверить нас, будто святой апостол Павел думал иначе.
Учение об «Адамовых осколках» удобно для обоснования эволюционизма, но ставит трактат епископа Василия вне православной богословской традиции.