Основные подходы к проблеме человека и его потребностей мыслителей XX в
В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались, на основе потребностей животныхю
Социальный дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т.Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем — Герберт Спенсер (1820-1903).
Другой вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен великим австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939)'. Согласно созданному им учению — психоанализу,— в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение — либидо, скрытое в подсознательных слоях психики.
В науке XX в. получила широкое подтверждение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой доятельности, — трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»1. Специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции, своеобразный выход живого за свои собственные пределы и формирование новой, социальной формы материи. Это крупнейший араморфоз в истории живого1. Ведущий советский биолог-эволюционист академик И. И. Шмальгаузен (1884-1963)
С несколько другой стороны подошло к объяснению природы человека научное направление, получившее название «русский космизм». Концепции русского космизма созвучна возникшая в 70-х гг. XX в. идея связи человека и Вселенной, которая получила название антропный принцип(от «антропос» — человек).Антропный принцип впервые был сформулирован астрономом Б. Картером.
Придать миру смысл, считают экзистенциалисты, может только сам человек. Никто и ничто не сделает этого за нас. На человеке лежит огромная ответственность — делать выбор, принимать решения, наполнять смыслом жизнь всего общества и свою собственную. Экзистенциалисты утверждают, что смысл человеческого бытия — в бунте против бессмысленности и абсурдности окружающего мира. А. Камю и другой классик экзистенциализма — Жан Поль Сартр (1905-1980).
Глубокая концепция человека и его положения в современном мире была разработана во второй половине XX в. выдающимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гуманистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980)
§ 2. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?
Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь! развития.
1. Человек является микрокосмом — концентрированной копией,миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной.
2. Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ee развития.
3.Это гуманистическая идеология, считающая главной целью общества всестороннее развитие человеческой личности
4.Человек является материальныи социальным существом. Потребности его делятся напервичные – биологические и вторичные – социальные.
5.Человек удовлетворяет свои потребности посредствам труда , материального производства.
6.Еще одна потребность осознается в 20 веке – это потребность в освоении космоса.
7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи.
§ 3. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей1
Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественно различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически.
Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному.
Социальная
Биологическая
Химическая
Физическая
Рис. 2. Основные формы материи
В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и Все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространства, чем живая материя.
Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Развитие физической, химической и биологической форм материи происходило за счет усложнения их субстрата.
Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.
|
Рис. 4. Воздействие социальной формы материи на более простые
ее формы
Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его мощения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм материи, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем.
Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности.