Современной науки. Инфляционные
Сценарии развития Вселенной
В современной космологии
Современная космология рассматривает в качестве одного из наиболее вероятных сценариев эволюции Вселенной, в рамках которого удается решить большинство космологических проблем, сценарий, включающий инфляционную стадию. Основная идея инфляционной теории состоит в том, что расширение Вселенной и весь последующий ход ее эволюции рассматривается из состояния, когда вся материя была представлена только физическим вакуумом. Вакуум нашей Вселенной обладает вполне конкретными свойствами, определившими характер взаимодействий, специфику явлений, протекающих в нашем мире, размерность пространства, в котором мы живем. Возможно, наша Вселенная — это лишь мини-Вселенная, обитаемый островок, на котором возникла жизнь нашего типа. Инфляция (от латинского слова inflatio) означает «вздутие». Инфляционная стадия предполагает процесс вздутия Вселенной. При этом вакуум той эпохи Вселенной — «ложный вакуум». Он отличается от истинного вакуума (считается, что истинный вакуум — это состояние с наинизшей энергией) тем, что обладает огромной энергией. Квантовая природа наделяет «ложный вакуум» стремлением к гравитационному отталкиванию, обеспечивающему его раздувание. Этот «ложный» вакуум представляет собой симметричное, но энергетически невыгодное, нестабильное состояние, что на языке физики означает стремление его к распаду. Эволюция Вселенной предстает в контексте инфляционной теории как синергетический самоорганизующийся процесс. Если встать на точку зрения модели Вселенной как замкнутой системы, то процессы самоорганизации могут быть рассмотрены в ней как взаимодействие двух открытых подсистем — физического вакуума и всевозможных микрочастиц и квантов полей. Считается, что в процессе расширения из вакуумного суперсимметричного состояния Вселенная разогрелась до Большого Взрыва. Дальнейший ход ее истории пролегал через критические точки -точки бифуркации, в которых происходили спонтанные нарушения симметрии исходного вакуума. В эти моменты энергия из вакуума перекачивалась в энергию тех частиц и полей, которые из вакуума же и рождались. Причем ход этой эволюции, выбор путей дальнейшего развития в моменты бифуркаций оказались именно такими, что в результате появилась жизнь нашего типа.
Выделенность вакуума, его особая роль в космологических процессах возникновения и развития физического мира позволяет рассматривать его в качестве исходной абстракции в теоретической физике. Именно физический вакуум принимает непосредственное участие в формировании и качественных и количественных свойств физических объектов. Такие свойства, как спин, масса, заряд проявляются именно во взаимодействии с определенным вакуумным конденсатом вследствие перестройки вакуума в результате спонтанного нарушения его симметрии. Это вносит коррективы в представление об историзме физических объектов. Ибо любой физический объект со своими характеристиками рассматривается в современной теории как момент, элемент космологической эволюции Вселенной.
Антропный принцип
И диалектическая концепция
Взаимопревращения материи
И сознания
Попытка связать основные особенности того мира, в котором мы живем, с самим фактом существования человека познающего этот мир, привела к формулированию принципа, который вряд ли можно назвать строго физическим принципом, но который, тем не менее, основывается на неоспоримом факте существования человека в нашей Вселенной. Этот принцип был назван антропным.
Антропный принцип в физике впервые был сформулирован в 1961 г. Д. Дикке, а в дальнейшем развит Б. Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип». Антропный принцип утверждает, что мир таков, каков он есть, потому, что в противном случае некому было бы спрашивать о том, почему мир таков. Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что наблюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного центрального положения в науке о Вселенной. Как бы без внимания оставался и тот факт, что необходимой предпосылкой . нашего существования являются специально благоприятные условия (температура, химический состав окружающей среды и т.д.), возникновение которых оказалось возможным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле. Наше положение в мире, если и не является центральным, то неизбежно является привилегированным. И можно заранее до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что-то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип, как принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселенной.
Антропный принцип концентрирует внимание на следующем обстоятельстве: свойства окружающего нас мира явились результатом определенной согласованности соответствующих фундаментальных констант, интервал возможных значений которых, обеспечивающий нам мир, пригодный для жизни, очень мал.
Корни его имеют начало в самих ранних этапах истории человеческой культуры. Однако «переоткрытие» антропного принципа современной космологией имеет важное значение в становлении нового постнеклассического типа научной рациональности. Существуют различные версии антропного принципа: слабый антропный принцип, сильный, финалистский антропный принцип, антропный принцип, включающий соучастника-наблюдателя. Появляются и теологические нотки при обсуждении антропного принципа. Все это повлияло на то, что многие физики-ученые с настороженностью относятся к этому принципу, рассматривая его как ненаучный. Однако положение резко меняется, если антропный принцип рассматривать в контексте синергетического самоорганизующегося процесса эволюции Вселенной. Здесь на первый план выдвигается идея о корреляции свойств наблюдателя и свойств мира. То есть речь идет о вероятности того, что мир имеет наблюдаемые нами свойства. А это значит, что можно сравнивать вероятности оказаться в разных мирах с разными свойствами. Следовательно, антропный принцип получает нетеологическое объяснение при условии существования множества миров. Надо сказать, что инфляционные сценарии раздувания Вселенной содержат в себе результаты, предсказывающие разбиение Вселенной на неограниченно большое число мини-Вселенных — огромных областей, внутри которых реализуется свои типы физических вакуумов, размерностей пространства-времени, цепочек спонтанного нарушения симметрии. Так что вероятность возникновения из этого огромного числа разных мини-Вселенных, которые подобны нашей, в которых возможна жизнь, подобная нашей, существует.
Современная физика с использованием антропного принципа как бы расширяет границы своего традиционного рассмотрения вопросов. Человек, рассматриваемый ранее лишь в качестве непосредственного потомка прогрессивной эволюции жизни в биосферных условиях, предстает уже в качестве непосредственного продукта космологической эволюции Вселенной. И, как считают многие физики, трудности в построении единой теории поля могут быть связаны как раз с тем фактом, что такое свойство материи, присущее ей на всех уровнях организации, как отражение, и высшая форма его развития — сознание, остаются вне рамок исследования. Не окажется ли, что поставленная современной физикой задача принципиально неразрешима вне исследования тех факторов, которые привносит с собой в ход мирового процесса мыслящий дух? Иными словами, антропный принцип с методологической точки зрения является предвестником более глубокого диалектического понимания взаимопревращения материи и сознания.
Раздел IV