Постепенность – или мгновенность формирования видов?
Существенным естественно-научным аргументом против теории эволюции является полное отсутствие переходных форм между видами и классами животных. Объяснить этот феномен пока не удалось никому из ученых. Нет переходных форм между человеком и обезьяной. Нет переходных форм между рептилиями и млекопитающими, а также птицами. Нет переходных форм между одноклеточными и многоклеточными организмами. И вообще переходных форм, лишенных совершенства и гармонии, мiр не знает. Каждое творение по-своему прекрасно и совершенно.
Тем не менее теория эволюции настаивает на том, что каждый вид формировался в течение длительного времени – порядка миллионов лет.
Церковное отношение к этому постулату прямо противоположное и иное: каждый вид живых существ и вообще каждое творение в видимом и невидимом мiре появились мгновенно.
В Библии написано о повелении Творца и немедленном исполнении каждого его замысла. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9).
Творения возникали вмиг, а не высиживались, подобно птенцам в яйцах.
Святитель Афанасий Великий:«Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением» [цит. по 166, с. 254].
«Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелениемвсе призваны в бытие. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений...» [8, Т. 2, с. 325].
«Из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением» [8, Т. 2, с. 341].
Святитель Василий Великийподчеркивал мгновенность каждого творческого Божьего акта: «Творец всяческих, изрекши слово Свое, мгновенновложил в мiр благодать света. Да будет свет. И повеление стало делом» [19, с. 33].
«Да прорастит земля. Представь себе, что по малому речению и по столь краткому повелению холодная и бесплодная земля вдругприближается ко времени рождения, подвигнута к плодородию, и, как бы сбросив с себя печальную и горестную одежду, облекается в светлую ризу, веселится своим убранством, и производит на свет тысячи родов растений» [19, с. 70].
«Да прорастит земля. Краткое сие повеление тотчасстало великою природою и художественным словом, быстрее нашей мысли, производя безчисленные свойства растений» [19, с. 83].
«Вышло повеление; и тотчасреки производят и озера рождают свойственные себе и естественные породы; и море чревоболезнует всякого рода плавающими животными. Где только ни была вода, в болотах и тенистых местах, – она не остается бездейственною и не участвующей в размножении тварей. Ибо нет сомнения, что из воды воскипели жабы, мошки и комары» [19, с. 107].
Преподобный Ефрем Сирин:«Растения во время своего творения были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов» [41, с. 222–223].
«Земля по Божию повелению немедленноизвела гадов, зверей полевых, зверей хищных и скотов, сколько нужно их было на служение тому, кто в тот же день преступил заповедь Господа своего» [41, с. 225–226].
Святитель Иоанн Златоуст:«Во мгновение окасотворил Он всех скотов и зверей – и льва, и медведя, и дракона, и быка, и коня, и сколько других полезных и годных на служение людям! Такова мудрость Создателя! Все сотворил Он в шесть дней: свет, небо, землю, море, солнце, луну, звезды, горы, морских и земных» [56, с. 856].
«Показав, в каком порядке сотворены вещи, – что сотворено прежде, что потом ... что же говорит Писание?.. – что не существовавшее дотоле получило бытие и не бывшее явилось вдругпо слову и велению Его» [52, с. 95].
«Как о земле сказал только: да произрастит, – и явилось великое разнообразие цветов, трав и семян, и все произошло по одному слову, так и здесь сказал: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающие по земли по тверди небесной (Быт. 1, 20) – и вдругпроизошло столько родов пресмыкающих, такое разнообразие птиц, что исчислить словами невозможно. Слово кратко, речение одно, а роды животных многочисленны и разнообразны. Но не изумляйся, возлюбленный: это слово Божие, а слово Божие даровало бытие всему существующему. Видишь, как Он все приводит из небытия в бытие? Видишь обстоятельность учения? Видишь, снисхождение Господа к роду нашему? Откуда бы мы могли узнать это так обстоятельно, если бы Он, по великому и неизреченному человеколюбию Своему, не благоволил устами пророка научить род человеческий, чтобы мы знали и порядок создания тварей, и силу Творца, и то, как слово Его стало делом, и повеление Его дало тварям состав и указало способ происхождения?» [52, с. 52].
Святитель Амвросий Медиоланский:«При этом повелении воды немедленноизвели свои порождения. Реки стали родить. Озера принесли свою долю жизни. Само море стало плодить все роды пресмыкающихся... Мы не способны записать множество имен всех тех видов, которые Божественным повелением были приведены к жизни в мгновение времени. В один и тот же мигприведены к бытие вещественная форма и принцип жизни... Кит, также, как и лягушка, пришли в бытие в одно и то же времяодной и той же творческой силой» [цит. по 119, с. 61].
«Моисей, как и следовало, добавил: И сотвори Бог, чтобы не подумали, что в творении была отсрочка. Более того, чтобы люди увидели также, сколь несравненен Создатель, Который выполнил столь великое дело в кратчайший мигСвоего творческого акта, настолько, что действие Его воли опередило ощущение времени» [цит. по 119, с. 29].
Святитель Григорий Богословотмечал, что для Бога «помыслить или изречь значит уже совершить дело» [24, Т. 1, с. 657].
Святитель Григорий Нисский:«Все увенчалось свежею травою и разнообразною прелестью деревьев, которые только чтовышли из земли, но сразу жедостигли совершенной красоты» [25, с. 12].
«Творение столь великого мiра и его частей... как бы импровизировалось божественной силой, утверждаемое одновременнос повелением» [25, с. 14].
Преподобный Исаак Сирин:«И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мiра, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему внезапнопривел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве» [62, с. 101].
Преподобный Максим Грек:«Ибо что невозможно для творческой Его силы, которою Он вдругукрасил небо бесчисленными миллионами звезд и сразупривел из небытия в бытие множество четвероногих земных, рыб морских и птиц небесных, а землю всю украсил бесчисленными цветами и различными садами и лесами?» [92, Ч. 2, с. 330–331].
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:«Он говорит, и слово Его тотчасстановится многовидным и многоразличным бытием» [цит. по 166, с. 254].
Святитель Николай Сербский: «Как кривой позвоночник выпрямился, не сломавшись? Как неподвижная шея повернулась без боли? Должны были пройти миллионы лет, говорят бессловесные умы в наше время, чтобы обезьяний позвоночник выпрямился и обезьяна стала человеком! Говорят так, не зная силу и могущество Бога Живаго. Взгляните, потребовалось, вероятно, всего секунда, чтобы от одного слова Господа нашего Иисуса Христа выпрямился позвоночник этой женщины, намного более кривой, чем обезьяний! Но как выпрямился позвоночник? Как повернулась шея?.. Обо всем этом не спрашивай, но иди и славь Бога, как славила эта женщина» [106, с. 398–399].
Первые представители всех видов флоры и фауны не имели предков и появились сразу как совершеннолетние и великовозрастные. Курица появилась прежде яйца.
Преподобный Ефрем Сирин:«Злаки, во время сотворения своего, были порождениями одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев. Также и дерева, во время сотворения своего, были порождениями одного дня, но по совершенству и по плодам, обременявшим ветви, казались порождениями годов» [41, с. 222–223].
«Как дерева, травы, животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды: стары – по виду членов и составов их, молоды по времени своего сотворения; так и луна была вместе и стара и молода; молода, потому что едва была сотворена, стара, потому что была полна, как в пятнадцатый день» [41, с. 224].
Совершенно бессмысленно определять возраст первых сотворенных существ ко дню их сотворения, поскольку еще вчера их не было, а сегодня они уже выглядят как совершенновозрастные. Первых представителей растительного и животного мiра невозможно в принципе оценивать, как их потомков, по известным науке признакам (деревья – по годичным кольцам, зверей – по отросткам на рогах или по особенностям зубов и так далее). Сказанное в полной мере относится и к первому представителю вида Homo sapiens – к Адаму. Он, как и Ева, из него произведенная, был сотворен совершеннолетним.
Преподобный Ефрем Сирин:«Заповедь, данная прародителям, свидетельствует о зрелом их возрасте» [41, с. 235]. Не мальчик, но муж способен нарекать имена животным. Адам не переживал грудного возраста. Не младенцу было поручено в райском саду делати его и хранити (Быт. 2, 15).
Подобным образом о мгновенности и изначальном совершенстве творения высказывались и другие Святые Отцы.
Эволюционизм не может допустить этого. Он предполагает для формирования каждого вида наличие определенного, достаточно долгого, времени, что необходимо для появления и закрепления новых качественных признаков. Не вмиг же рыба потеряла жабры, выйдя на берег и «превратившись» в сухопутное животное!