Особенности в развитии современной науки
Наука не открывается каждому без усилий. Подавляющее число людей не имеет о науке никакого понятия. Она доступна лишь немногим.
К. Ясперс
Основной структурой познания в наиболее развитых отраслях естествознания является анализ предмета исследования, выражение абстрактных элементарных объектов и последующий логический синтез из них единого целого в виде теоретической модели.
Два обстоятельства затрудняют понимание обществом современного естествознания. Во-первых, применение сложнейшего математического аппарата, который надо предварительно изучить. Во-вторых, невозможность создать наглядную модель современных научных представлений: искривленное пространство; частицу, одновременно являющуюся частицей и волной, и т. д. Выход из ситуации прост — не надо и пытаться это сделать. Естествознание XX в. заставляет нас отказаться не только от непосредственной наглядности, но и от наглядности как таковой. Отказ от наглядности научных представлений является неизбежной платой за переход к исследованию более глубоких уровней реальности, не соответствующих эволюционно выработанным механизмам человеческого восприятия.
Фундаментальной особенностью структуры научной деятельности является разделенность науки на относительно обособленные друг от друга дисциплины. Это имеет свою положительную сторону, поскольку дает возможность детально изучить отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между ними, а в природе все между собой взаимосвязано и взаимообусловлено. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, когда выявилась необходимость комплексных интегративных исследований окружающей среды. Природа едина. Единой должна быть и наука, которая изучает все явления природы.
Еще одна фундаментальная черта науки — стремление абстрагироваться от человека, стать максимально обезличенной. Эта в свое время положительная особенность науки делает ее ныне неадекватной реальности и ответственной за экологические трудности, поскольку человек является самым мощным фактором изменения действительности.
В дополнение к отмеченному выше: преобладанию анализа в науке, ее обезличенности, абстрагирующего характера, чрезмерной специализации, дисгармоничности в развитии ее отдельных частей, выходы за рамки наглядности и в ту область, где все решается не объективными законами, а случайностью и свободной волей — можно добавить упрек в том, что наука и техника способствуют социальному угнетению, в связи с этим раздаются призывы об отделении науки от государства.
К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (вида жизни, невоспроизводимые ресурсы).
Но главное, наука теряет надежду сделать людей счастливыми и дать им истину.
Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции, при этом она должна находиться в гармонии с эволюцией мира. Должен образоваться контур обратной связи между наукой и другими сторонами жизни, который регулировал бы развитие науки. Увеличение разнообразия науки должно сопровождаться интеграцией и ростом упорядоченности, а это и называется становлением науки на уровень целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы.
В современном мировоззрении сформировались две ориентации на отношение к науке и научно-технической революции.
Первая ориентация, которая получила название сциентизма (от лат. scientia — наука). Именно в наше время, когда роль науки поистине огромна, появился сциентизм, связанный с представлением о науке, особенно естествознании, как высшей, если не
абсолютной ценности. Эта научная идеология заявила, что лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая и бессмертие. В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области.
В противоположность этому направлению также громко заявил о себе во второй половине XX в. антисциентизм, который обрекает науку либо на вымирание, либо на вечное противопоставление природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Она утверждает, что хотя наука и повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от ядерного оружия и загрязнения природной среды.
Естествознание является продуктом цивилизации и условием ее развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.
Естествознание — один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства, естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в XVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в XX в. теории атомного ядра, а вслед за ней — открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине XX в. молекулярной биологией
природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др. Большая часть современной материальной цивилизации невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.
В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, озоновая дыра над планетой, резкое сокращение видов растений и животных — все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.
Наука — это сложный социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных и прежде всего экологических проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И поэтому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры.
ВЫВОДЫ
1. Наука является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Ныне научно-техническая революция является главным фактором развития человечества.
2. В настоящее время общепринято деление наук на естественные, гуманитарные, математические и прикладные. Предмет естественных наук составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.
3. Существуют три механизма эволюции: диссипативные структуры в неживом мире, естественный отбор и борьба за существование в живой природе, развития культуры в человеческом обществе. Но наука не знает, как произойдет становление нового, поскольку это уникальный, неизведанный процесс.
4. Классическое естествознание уделяло внимание понятиям, характеризующим замкнутые системы и линейные соотношения. Современная наука, признавая правомерность изученных ранее моделей, перешла к исследованию открытых систем, которые обмениваются с окружением энергией, веществом, информацией. Такие системы, более распространенные в природе, характеризуются разнообразием, неустойчивостью, нелинейными соотношениями.
5. Наука ограничена с четырех сторон. К эмпирической, теоретической и предметной ограниченности прибавилось ограничение экологического характера. Развитие науки может привести к уничтожению биосферы и ее самой.
6. Появились новые общенаучные концепции и подходы: системный, структурный, вероятностный, синергетический и т. п.
7. Научные достижения XX в. позволяют структурно разделить естественно-научную картину мира на микромир, макромир и мегамир.
8. Внутренняя целостность естествознания и его связь с гуманитарными, техническими и экономическими науками должна быть прочной и гибкой. Социальные системы сегодня возможно описать сложившимися в естествознании языком и понятиями. Ценность науки должна определяться гибкостью ее функционирования как единой системы. Единство естествознания и стремление к нему открывают новые возможности познания мира и самого человека.
вопросы для контроля знаний
1. Каковы общие закономерности современного естествознания?
2. В чем состоит научно-техническая революция?
3. Какова современная классификация естественных наук?
4. Какие три механизма эволюции окружающего мира вы знаете?
5. Каковы основные ограничения в развитии современной науки?
6. Какие открытия в естествознании XX в. привели к научным революциям?
7. Каковы основные закономерности развития мира?
8. Какие общенаучные концепции и подходы появились в XX в.?
9. Какую естественно-научную картину мира представляет современная наука?
10. Какие трудности и парадоксы, наблюдаются в развитии современной науки?
11. Какие основные этапы можно выделить в развитии науки?
12. Когда и при каких обстоятельствах возникает наука?
13. Что такое научная революция? Какие научные революции в истории общества вам известны?
14. Каковы сущность и основные особенности научно-технической революции?
15. Каковы особенности развития науки в XX в.?
16. Что такое научная революция?
17. Какие научные революции в истории общества вам известны?
18. Какие основные этапы, можно выделить в развитии науки?
19. Когда и при каких обстоятельствах возникает наука?
20. Каково мировоззрение сциентизма и антисциентизма?
Литература
Основная
1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 1997.
2. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2005.
3. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Практикум по курсу "Концепции современного естествознания". — Махачкала: Юпитер, 2000.
4. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮКЭЛ, 1997.
5. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. — М: ЮНИТИ, 1997.
6. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. Практикум. — М.: ЮНИТИ, 1998.
7. Карпенков С. X. Основные концепции естествознания. — М.: ЮНИТИ, 1998.
8. Концепции современного естествознания / Под рук. С. А. Самыгина. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.
9. Концепции современного естествознания / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 1997.
10. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания — М.:
ЮНИТИ, 1997.
Дополнительная
1. Абдулкадыров Ю. Н. Концепции современного естествознания. — Махачкала, 1996.
2. Амбарцумян В. А. Загадки Вселенной. — М.: Педагогика, 1987.
3. Аминьева Т. П., Сарычева Л. Н. Фундаментальные взаимодействия и космические лучи. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Аршинов В. И., Буданов В. Г., Суханов А. Д. Естественно-научное образование гуманитариев: на пути к единой культуре // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 113.
5. Бакулип П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. — М.: Наука, 1977.
6. Бронштейн В. А. Планеты и их наблюдение. — М.: Наука, 1984.
7. Вайскопф В. Наука и удивительное (как человек понимает природу). — М.: Наука, 1965.
8. Вернадский В. И. Биосфера. — М., 1967.
9. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. — М.: Наука, 1995.
10. Винер Н. Кибернетика. — М., 1968.
11. Вселенная, астрономия, философия. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
12. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. — М.: 1989.
13. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. — М.: Наука, 1980.
14. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. — М.: Знание, 1991.
15. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: ACT, 2006.
16. Гусейнов Р. М., Исмаилов И. Ш. Концепции современного естествознания. — Махачкала: Юпитер, 1998.
17. Гусейханов М. К., Раджабов У. А. Рациональное и религиозное в космологических концепциях. — Махачкала, 1996.
18. Дагаев М. М., Демин В. Г., Климишин И. А., Чаругин В. М. Астрономия. — М.: Просвещение, 1983.
19. Дагаев М. М., Чаругин В. М. Астрофизика. — М.: Просвещение, 1988.
20. Данин Д. С. Вероятностный мир. — М.: Знание, 1981.
21. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с начала XIX века до середины XX века. — М.: Наука, 1979.
22. Евсюков В. В. Мифы о мироздании. — М.: Политиздат, 1986.
23. Ефремов Ю. Н. В глубине Вселенной. — М.: Наука, 1977.
24. Зельдович Я. Б., Хлопов М. Ю. Драма идей в познании природы. — М.: Наука, 1988.
25. Иванов Б. Н. Законы физики — М.: Высшая школа, 1986.
26. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. — М., 1983.
27. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М.: Наука, 1974.
28. Капица С. П., Курдюмов С. П., Миленецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
29. Кипра Ф. Дао физики. — СПб.: Орис, 1994.
30. Карапетьянц М. X., Дракин С. И. Строение вещества. — М.: Высшая школа, 1970.
31. Кемпфер Ф. Путь в современную физику. — М.: Мир, 1972.
32. Кендрью Дж. Нить жизни. — М., 1968.
33. Клейн М. В поисках истины. — М.: Мир, 1987.
34. Климишин И. А. Астрономия наших дней. — М.: Наука, 1986.
35. Климишин И. А. Открытие Вселенной. — М.: Наука, 1987.
36. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994.
37. Колтун М. Мир физики. — М.: Детская литература, 1984.
38. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. — М.: Наука, 1994.
39. Краткий миг торжества. — М., 1989.
40. Крутъ И. В. Введение в общую теорию Земли. — М., 1978.
41. Кузнецов Б. Г. Пути физической мысли. — М.: Наука, 1968.
42. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
43. Левитан Е. П. Астрономия. — М.: Просвещение, 1994.
44. Линднер Г. Картины современной физики. — М.: Мир, 1977.
45. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
46. Медников Б. М. Дарвинизм в XX веке. — М., 1975.
47. Менделеев Д. И. Основы химии. — М.: Гостехиздат, 1947. Т. 1.
48. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические
реки. — М., 1995.
49. Мухин К. Н. Занимательная ядерная физика. — М., 1969.
50. Мухин Л. М. Мир астрономии. — М., 1987.
51. Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. — М.: Мир, 1975.
52. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной. — М.: Недра, 1990.
53. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. — М.: Мир, 1993.
54. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. — М.: Мир, 1990.
55. Николис И. Д., Пригожин И. Познание сложного. — М.: Мир, 1990.
56. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. — М.: Наука, 1983.
57. Омаров О. А., Гусейханов М. К. История и методология физики. — М.: Эко, 2005.
58. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
59. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. — М., 1974.
60. Пригожий И. От существующего к возникающему. — М.: Наука, 1986.
61. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос и квант. — М.: Прогресс, 1994.
62. Проблемы поиска жизни во Вселенной. — М.: Наука, 1986.
63. Пуанкаре А. О науке. — М., 1983.
64. Раджабов О. Р., Гусейханов М. К. Вселенная: происхождение и эволюция мира. — Махачкала, 1997.
65. Раджабов О. Р., Гусейханов М. К. Концепция современного естествознания. — Махачкала: Юпитер, 1997.
66. Савенков В. Я. Новые представления о возникновении жизни на Земле. — Киев: Biцi. школа, 1991.
67. Сарданишвили Г. А. Современные методы теории поля. Т. 1 -4. — Эдиториал УРСС, 2001.
68. Сафаралиев Г. К. Гусейханов М. К. Современная естественно-научная картина мира. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.
69. Селъе Г. От мечты к открытию. — М., 1987.
70. Ceтpoв М. И. Организация биосистем. — М., 1971.
71. Сноу И. Две культуры. — М., 1973.
72. Спасский Б. И. Физика для философов. — М.: МГУ, 1989.
73. Спиридонов О. П. Фундаментальные физические постоянные. — М.: Высшая школа, 1991.
74. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. — М.: Высшая школа, 1992.
75. Тарасов Л. В. Современная физика в средней школе. — М.: Просвещение, 1990.
76. Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1973.
77. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М., 1992.
78. Турсунов А. Беседы о Вселенной. — М.: Политиздат, 1984.
79. Турсунов А. Человек и мироздание. — М.: Советская Россия, 1986.
80. Уилл Ф. О. Семья Солнца. — М.: Мир, 1984.
81. Фаталиев X. М. Диалектический материализм и вопросы естествознания. — М.: Советская наука, 1958.
82. Фейнберг Е. А. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992.
83. Философские проблемы астрономии XX века. — М., 1976.
84. Философские проблемы естествознания. — М.: Высшая школа, 1995.
85. Фолт Я., Нова Л. История естествознания в датах. — М.: Мир, 1987.
86. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
87. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Наука, 1976.
88. Шарден П. Т. Феномен человека. — М.: Прогресс, 1987.
89. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М., Наука, 1977.
90. Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь, смерть. — М.: Наука, 1984.
91. Шкловский И. С. Проблемы современной астрофизики. — М.: Наука, 1982.
92. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физики. — М.: Атомиздат, 1972.
93. Эбелинг В., Энтелъ А., Файствен Г. Физика процессов эволюции. Синергетический подход. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
94. Эйнштейн А. Инфелъд Л. Эволюция физики. — М., 1965.
95. Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т. 24.
96. Эрден-Груа Т. Основы строения материи. — М.: Мир, 1976.
97. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М., 1959.
98. Эшби У. Р. Конструкция мозга. — М., 1964.
99. Юнг К. Архидея и символ. — М., 1971.
100. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. — М.:
Высшая школа, 1988.
Главный редактор — А. Е. Илларионова
Художник — В. А. Антипов
Верстка — А. А. Толли
Корректор — Г. М. Мубаракшина
Ответственный за выпуск — С. А. Булатова
Книга издана в авторской редакции