Технология педагогических мастерских

Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами.

Сущность технологии «Педагогических мастерских»: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО – объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ребенка.

Принципы построения педагогических мастерских:

1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).

3. Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.

4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.

5. Необходимую информацию он подает малыми дозами.

6. Исключает официальное оценивание работы учеников (не хвалит, не ругает, не ставит оценок), но через афиширование работ дает возможность самооценки ученика и ее изменения, самокоррекции.

35. Технологии модульного обучения.

Эта технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. XX века.

Основные отличительные особенности модульного обучения:

- теоретический материал изучается дедуктивно, укрупненными блоками-модулями; Каждый ученик получает советы как рациональнее действовать. Где найти нужный учебный материал и т.д.

- учебная деятельность учеников представлена в виде алгоритмов;

- в процессе обучения ученик самостоятельно или с некоторой помощью педагога выполняет учебную деятельность в соответствии с индивидуальным темпом работы, достигая конкретной поставленной цели при работе с модулем;

- самоконтроль и коррекция знаний, рефлексия их деятельности.

Модуль –это программа обучения, разработанная индивидуально под каждого по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Реально модуль как средство обучения представляет собою типографским или иным способом отпечатанный буклет, разделенный на содержательные элементы в виде сформулированных задач, необходимого содержания (текст, рисунки) и алгоритма действий. Модуль совпадает с темой учебного предмета.

При переходе на блочно-модульное обучение необходимо учитывать определенные условия: 1) готовность учителя к подаче материала большими блоками, 2) готовность школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности, 3) материальные возможности школы в тиражировании модулей.

Задача учителя – осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью школьников через модуль и непосредственно консультировать.

Групповые технологии.

Групповые технологии по иному называются «мозговой штурм». Авторами этой технологии являются американские ученые.

Учитель решает следующие организационные задачи:

1. Подбор состава групп.

2. Обеспечение групп четкими конкретными заданиями. Эти задания представляют собой специально подготовленный дидактический материал.

3. Полезны выполняемые группой задания проблемного характера. На таких заданиях есть возможность научиться доказывать и опровергать.

4. Планируется время групповой работы.

5. Разрабатывается порядок работы: ученикам дается план действий.

6. Специально готовится кабинет: подготавливается оборудование столов.

7. Разрабатывается система контроля и учета. Применяется афиширование: сообщение всему классу о найденных вариантах решения задачи.

Технологии развивающего обучения.

Основаны на идее Л.С. Выготского (30е гг. 20 века) об обучении, идущем впереди развития и ориентированном на развитие ребенка как основную цель.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Общие основы технологии развивающего обучения:

1. учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;

2. педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;

3. ребенок является полноценным субъектом деятельности;

4. направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

5. происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

В системе развивающего обучения урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции и форма организации могут существенно варьировать.

Особенности урока: Ход познания – от учеников; Характер заданий – пробудить учеников к мыслительной работе, т.е. они наблюдают, сравнивают и т.д.; Интенсивная самостоятельная работа учеников, с помощью со стороны учителя; Коллективный поиск истины, направляемый учителем; Гибкая структура урока.

Наши рекомендации