Никотиновый рецептор, формирующий ионный канал
Субъединицы, полипептидные цепи которых четыре раза пронизывают липидный бислой, с внешней стороны гликозилированы, а внутри взаимодействуют с белками цитоскелета. Связывание АХ с двумя a-субъединицами холинергического рецептора вызывает конформационные изменения в олигомерном комплексе, в результате чего Na+ входит внутрь клетки.
Мускариновый рецептор является мембранным протеином. При его активации медиатором он действует через вторичный посредник и увеличивает вероятность открытия дискретных ионных каналов. В связи с таким опосредованным механизмом, быстродействие мускариновых рецепторов ниже, чем никотиновых. Мускариновые рецепторы преобладают на высших уровнях центральной нервной системы, в то время как никотиновые рецепторы превалируют в нейронах спинного мозга и нейромышечных соединениях скелетных мышц.
Активируемые ацетилхолином никотиновые каналы обладают лишь относительной специфичностью. Они обеспечивают диффузию любых катионов. Поскольку покоящаяся мембрана имеет потенциал близкий к равновесному потенциалу для калия K+, то это означает, что будет диффундировать много больше ионов натрия Na+ и кальция Ca2+ внутрь клетки, чем калия K+ наружу. Это может стать причиной деполяризации и возбуждения постсинаптического нейрона или мышечной клетки. Относительно мускариновых рецепторов известно, что они активируют калиевые каналы с помощью вторичных посредников.(также см лекцию по белкам – раздел - Ингибиторы белков-рецепторов в холинергических синапсах)
Наряду с ацетилхолином в организме имеются и другие медиаторы, в частности норадреналин. Он участвует в проведении импульса в гладких мышцах, которые иннервируются симпатическими нервами. К медиаторам симпатической нервной системы отдельные авторы относят также адреналин и дофамин. Все эти медиаторы синтезируются из тирозина в нервных клетках и накапливаются в нервных окончаниях.
- Медиаторы при возбуждении клетки выходят в синаптическую щель и далее взаимодействуют с α- и β-адренорецепторами постсинаптической мембраны. После проведения импульса они теряют свою активность под действием ферментов моноаминооксидазы и метилтрансферазы. Возможно также и обратное поглощение норадреналина адренэргическими нервными окончаниями с повторным использованием медиатора.
Имеются данные, что катехоламины (норадреналин, дофамин) участвуют в проведении нервного импульса через «включение» аденилатциклазной системы в постсинаптической мембране. Активация этой системы норадреналином приводит к увеличению синтеза цАМФ (циклического АМФ), который, в свою очередь, катализирует фосфорилирование белка в постсинаптических клетках. С фосфорилированием белка изменяется ионная проводимость мембраны.
Медиатором тормозных процессов в нервной ткани является γ-аминомасляная кислота. Она образуется путем декарбоксилирования глутаминовой кислоты:
Концентрация γ-аминомасляной кислоты в мозге значительно превышает суммарную концентрацию других медиаторов. Разрушается эта кислота ферментативным путем, превращаясь в конечном счете в янтарную кислоту. Под влиянием γ-аминомасляной кислоты усиливаются энергетические процессы, улучшается кровообращение и использование глюкозы в тканях головного мозга.
Серотонин является нейромедиатором, который образуется главным образом нейронами гипоталамуса. Полагают, что он имеет отношение к процессам сна и поведения животного. Серотонин образуется из триптофана. Его действие осуществляется через аденилатциклазную систему, подобно механизму, рассмотренному выше для норадреналина.
Серотонин разрушается путем дезаминирования с образованием оксииндолилуксусной кислоты.
Гистамин — продукт декарбоксилирования гистидина, обладает сосудорасширяющими свойствами и тем самым вызывает приток лейкоцитов в местах воспаления. Его присутствие связано с развитием болевого синдрома, явлениями аллергии. Гистамин усиливает секрецию желудочного сока, повышая секрецию обкладочных клеток.
Кроме того, выявлены различные пептиды, оказывающие влияние на передачу нервных импульсов. Поскольку эти пептиды обладают обезболивающим действием, они получили название опиатных пептидов. Первые пептиды, обнаруженные в экстрактах мозга, состояли из пяти аминокислот и отличались лишь одной аминокислотой. Они получили название энкефалины. Позднее были обнаружены пептиды большей длины, обладавшие тем же, но более выраженным обезболивающим эффектом. Так, полипептид β-эндорфин содержит 31 аминокислоту. Характерно, что во всех этих пептидах встречаются участки с одной и той же аминокислотной последовательностью. Например, тир-гли-гли-фен-мет (так называемый метионин-энкефалин), тир-гли-гли-фен-лей (лейцин-энкефалин). Биологически активные пептиды являются фрагментами более длинных цепей белков-предшественников, не обладающих опиатной активностью. Эти белки содержатся в гипофизе. Они связаны с опиатными рецепторами мембран клеток ЦНС, проявляя морфиноподобную активность. Эти пептиды могут выполнять роль «передатчиков» импульсов на уровне синапсов.