Предметные области науки

Структурировано - иллюстрированный курс лекций

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

СТРУКТУРИРОВАННО-ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Учебное пособие

Учебное пособие представляет собой вариант изложения концептуальных основ современного естествознания. Оно содержит структурно-логические схемы и иллюстрации с комментариями к шести разделам авторского структурированного лекционного курса «Концепции современного естествознания».

Данное пособие рекомендуется к использованию как на традиционных лекционных занятиях, так и на занятиях с применением компьютерных технологий, а также для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 050501.65 «Профессиональное обучение», 080507.65 «Менеджмент организации», 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.65 «Прикладная информатика».

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине.

При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке.

Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента.

Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира.

Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики.

Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы.

Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы.

Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»

I. Наука как часть культуры Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Тема 1.2. Наука как способ познания мира. Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания.
II. Основные физические концепции материального мира Тема 2.1. Корпускулярное и континуальное описания природы. Тема 2.2. Пространство и время. Тема 2.3. Физические концепции развития природы.
III. Структурная организация неживой природы Тема 3.1. Квантово-механическая концепция материи. Тема 3.2. Химические и физико-химические системы. Тема 3.3. Системная организация и эволюция Вселенной.
IV. Жизнь Тема 4.1. Происхождение и сущность жизни. Тема 4.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
V. Человек как объект естественно-научного познания Тема 5.1. Антропогенез и антропосоциогенез.  
VI. Мир как целостная система Тема 6.1. Человек и Вселенная. Тема 6.2. Единая картина мира – путь к единой культуре.  

Раздел I

Предметные области науки - student2.ru НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Структура мира человека

Сверхъестественный мир (бог, светлые, темные силы…)
Искусственный идеальный мир (знание, язык…)
Естественный материальный мир (природа: тела, процессы, состояния …)
Искусственный материальный мир (техника, предметы быта, здания и сооружения …)
  общество  
Человек



Предметные области науки

О природе (физика, химия, биология, астрономия)
Об обществе (история, экономика, юриспруденция) педагогика)
О человеческом сознании (психология, логика) философия)
О количествен- ном отношении величин (математика)
Естествознание
Технические
Гуманитарные
Математические
Фундаментальные
Прикладные
Медицинские
Педагогические
Социологические
Наука как система знаний

Наши рекомендации