Структурировано - иллюстрированный курс лекций
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
СТРУКТУРИРОВАННО-ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Учебное пособие
Учебное пособие представляет собой вариант изложения концептуальных основ современного естествознания. Оно содержит структурно-логические схемы и иллюстрации с комментариями к шести разделам авторского структурированного лекционного курса «Концепции современного естествознания».
Данное пособие рекомендуется к использованию как на традиционных лекционных занятиях, так и на занятиях с применением компьютерных технологий, а также для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 050501.65 «Профессиональное обучение», 080507.65 «Менеджмент организации», 030301.65 «Психология», 030501.65 «Юриспруденция», 080105.65 «Финансы и кредит», 080801.65 «Прикладная информатика».
ПРЕДИСЛОВИЕ
Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине.
При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке.
Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента.
Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира.
Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики.
Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы.
Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы.
Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»
I. Наука как часть культуры Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Тема 1.2. Наука как способ познания мира. Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания. |
II. Основные физические концепции материального мира Тема 2.1. Корпускулярное и континуальное описания природы. Тема 2.2. Пространство и время. Тема 2.3. Физические концепции развития природы. |
III. Структурная организация неживой природы Тема 3.1. Квантово-механическая концепция материи. Тема 3.2. Химические и физико-химические системы. Тема 3.3. Системная организация и эволюция Вселенной. |
IV. Жизнь Тема 4.1. Происхождение и сущность жизни. Тема 4.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. |
V. Человек как объект естественно-научного познания Тема 5.1. Антропогенез и антропосоциогенез. |
VI. Мир как целостная система Тема 6.1. Человек и Вселенная. Тема 6.2. Единая картина мира – путь к единой культуре. |
Раздел I
НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Структура мира человека
Сверхъестественный мир (бог, светлые, темные силы…) |
Искусственный идеальный мир (знание, язык…) |
Естественный материальный мир (природа: тела, процессы, состояния …) |
Искусственный материальный мир (техника, предметы быта, здания и сооружения …) |
Предметные области науки
О природе (физика, химия, биология, астрономия) |
Об обществе (история, экономика, юриспруденция) педагогика) |
О человеческом сознании (психология, логика) философия) |
О количествен- ном отношении величин (математика) |