Цель и задачи учебной практики
Методические указания
к прохождению учебной практики по почвоведению для бакалавров направления 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель»
Улан-Удэ, 2013
УДК 631.6:631.9 (07)
4-625
Утверждено методическим советом БГСХА
Рецензент:
Зав. кафедрой мелиорации, рекультивации и охраны земель ФГБОУ ВПО Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, им. В.Р.Филиппова. к.б.н., Малханова Е.В.
Чимитдоржиева И.Б.
Методические указания к прохождению учебной практики по почвоведению для бакалавров направления 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» /И. Б. Чимитдоржиева, С. В. Хутакова. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВПО, Изд-во БГСХА им. В. Р.Филиппова, 2013. - 60 с.
Методические указания предназначены для бакалавров Института землеустройства, кадастров и права, мелиорации рекультивации земель, по направлению 280401 «Природообустройство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель». Особое внимание уделяется изложению методик изучения и описания почв, в связи с условиями почвообразования и сельскохозяйственной деятельности. Освещается круг вопросов, который позволит студентам преодолеть затруднения, наиболее часто встречающиеся в процессе самостоятельных полевых исследований.
УДК 631.631.9 (07)
4-625
И.Б.Чимитдоржиева, С.В. Хутакова, 2013
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р.Филиппова», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4
1. Цель и задачи учебной практики………………………………………..5
2. Объект изучения………………………………………………………….6
Почвы гидроморфного ряда…………………………………………...6-8
Почвы засушливых зон………………………………………………...8-9
Почвы галогенного ряда……………………………………………....9-10
3. Подготовительный период…………………………………………..10-11
4. Полевые работы………………………………………………………11-17
Техника полевого исследования почв……………………………….11-17
Морфологические свойства почв…………………………………….17-21
Строение почвенного профиля……………………………………….17-21
Окраска почвы и ее горизонтов………………………………………….22
Влажность почвы…………………………………………………………24
Структура почвы……………………………………………………....24-28
Сложение почвы……………………………………………………….23-30
Включения и новообразования……………………………………….30-32
Гранулометрический состав почвы…………………………………..32-36
Степень выраженности перехода из одного горизонта в другой…..36-37
Методика взятия почвенных образцов………………………………….37
Техника отбора образцов………………………………………………...37
Полевое название почвы…………………………………………………38
Установление общей картины пространственного размещения
почвенных типов………………………………………………………….39
5. Камеральная обработка материала, составление и защита
отчета……………………………………………………………………....41
Литература………………………………………………………………...42
Приложения…………………………………………………………....43-59
Введение
Почвой называется самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительных, животных и микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущими строением, составом и свойствами.
Что такое почва? Долгие годы люди думали, что почва - это рыхлая горная порода, близкая по происхождению песку, суглинку или глине. Однако в конце 80-х годов прошлого века великий русский ученый, основоположник науки о почве - почвоведения - Василий Васильевич Докучаев в результате своих исследований определил, что почва, хотя и образовалась из горных пород, но по виду и свойствам существенно от нее отличается. Основным же отличием почвы от горных пород является ее плодородие,т.е. способность снабжать растения в максимально потребном количестве водой и питательными веществами. Поэтому В.В. Докучаев выделил почву как особое естественноисторическое тело со своими законами развития.
В сельскохозяйственной практике почва относится к основным средствам производства и является предметом труда. В отличие от известных средств производства (например, сельскохозяйственные машины) почва - практически не воспроизводимое тело природы. Как предмет труда, она может приобрести и положительные (повышение плодородия) и отрицательные (потеря плодородия) качества в зависимости от способов и методов ее эксплуатации. Поэтому всестороннее и тщательное изучение почв - необходимая основа мероприятий по землеустройству и повышению производительности сельского хозяйства. Изучение почвенного покрова дает материал для решения целого ряда важнейших проблем производства и проведения практических мероприятий в земледелии. К ним относится и правильная организация земельной территории хозяйств.
Цель и задачи учебной практики
По ФГОС ВПО полевую учебную практику по почвоведению по направлению «Природообустрйоство и водопользование», профиль «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» проводят по 60-часовой программе, которая состоит из подготовительного периода (8 ч.), полевых работ (40 ч.), и камерального периода со сдачей отчетов (12 ч.).
Главной цельюучебной практики является закрепление и систематизирование теоретических знаний, полученных студентами по курсу «Почвоведение», ознакомление с методами полевого исследования, приобретение навыков самостоятельного изучения почв, в процессе будущей профессиональной деятельности, умение работать с крупномасштабными почвенными картами.
В задачи учебной практики по почвоведению входит следующее;
■ ознакомление с основными типами почв на территории Республики
Бурятия;
■ изучение в полевых условиях факторов почвообразования;
■ усвоение правил выбора мест для расположения почвенных разрезов и
приемов их заложения;
■ закрепление навыков морфологического описания почвенного профиля и
определения названий почв;
■ овладение методикой и техникой взятия почвенных образцов, их
регистрации;
■ изучение основных методов полевой диагностики почв;
■ установление общей картины пространственного размещения почвенных
типов;
■ определение влияния почвенного покрова на состояние культурной
растительности и изменения самой почвы в агрикультурных условиях;
■ приобретение навыков документирования результатов полевых
наблюдений, лабораторной обработки и оформления отчета.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики по дисциплине: «Почвоведение». Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных (ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-8);профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-11, ПК-13, ПК-16).
Объект изучения
Объектом изучения являются как наиболее используемые в сельскохозяйственном производстве и перспективные для использования почвы (каштановые, черноземы, серые лесные, дерново-карбонатные и дерново-подзолистые), так и почвы, нуждающиеся в мелиоративном воздействии (болотные, солончаки, солонцы). Строение морфологических профилей некоторых типов почв приведены, на рисунках в приложении 7 и 8.