Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»
Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине «микробиология»
Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)
К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 3
ТЕМА: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
Составители:
к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.
к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.
Красноярск
Занятие № 3
Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция».
2. Форма организации занятия:лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы: Контроль микробиологической чистоты – важная составляющая качества, которой уделяют большое внимание на этапе регистрации лекарственных средств (ЛС), при их производстве и реализации. Чтобы ГЛС соответствовали требованиям нормативных документов, необходимы мероприятия по обеспечению норм микробиологической чистоты при их производстве, хранении и применении. Для стерильных ЛС – это прежде всего выбор и валидация метода стерилизации, надлежащие условия производства, определенные требования к первичному упаковочному материалу, МЧ исходного сырья, ограничения срока хранения после вскрытия упаковки и др. Для нестерильных ЛС, кроме надлежащих условий производства, основным фактором, обеспечивающим МЧ при производстве, хранении и применении ГЛС, является эффективность действия антимикробных консервантов. Для предотвращения контаминации ЛС необходимо применение антисептиков и дезинфектантов. При этом в соответствии с современными требованиями на этапе регистрации необходимо представить экспериментальные данные, доказывающие эффективность антимикробных консервантов.
4. Цели занятия:
- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
- учебная: знать методы, приборы и режимы стерилизации питательных сред; методы, приборы и режимы стерилизации лекарственных средств; методы, приборы и режимы стерилизации аптечной посуды, прочих вспомогательных материалов; контроль режима стерилизации; основные группы дезинфектантов и антисептиков, механизм их действия, область и способ применения; методы микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств;
уметь выбрать способ и режим стерилизации в соответствии с конкретными задачами; выбрать средства и режим дезинфекции в соответствии с конкретными задачами; интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств;
владеть навыками интерпретации результатов микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств; навыками выбора метода и способа стерилизации.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Собеседование по контрольным вопросам:
- Бактериостатическое и бактерицидное действие высоких температур на микроорганизмы.
- Понятие стерилизации.
- Методы, аппаратура и режимы стерилизации, их выбор в зависимости от свойств стерилизуемого объекта.
- Значение стерилизации в фармацевтической практике.
- Влияние химических веществ различных классов на микроорганизмы. Антисептики и дезинфектанты.
- Понятия: дезинфекция, асептика, антисептика.
- Основные группы дезинфектантов и тактика их применения в аптечном учреждении.
- Основные группы антисептиков и тактика их применения.
Тесты.
1. Уничтожение определенных групп патогенных микроорганизмов в окружающей среде:
а) асептика
б) стерилизация
в) дезинфекция
г) антисептика
д) пастеризация
2. Система мероприятий, предупреждающих внесение микроорганизмов из окружающей среды в ткани:
а) дезинфекция
б) асептика
в) стерилизация
г) антисептика
д) тиндализация
3. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов:
а) асептика
б) антисептика
в) стерилизация
г) дезинфекция
д) пастеризация
4. Методы стерилизации (верно все, к р о м е):
а) кипячение
б) автоклавирование
в) прокаливание
г) фильтрование через бактериальный фильтр
д) ионизирующее облучение
5. Вещества, используемые для дезинфекции (верно все, к р о м е):
а) хлорамин 3%
б) спирт 960
в) септабик
г) жавелион
д) аламинол
6. При повышении концентрации эффект усиливается у всех нижеперечисленных дезинфектантов, к р о м е:
а) хлорамина
б) перекиси водорода
в) гипохлорит
г) хлорной извести
д) спирт 700
7. Спектр действия дезинфектантов (верно всё, к р о м е):
а) споры
б) вирусы
в) насекомые
г) грибы
д) бактерии
8. Эффективность дезинфекции зависит от (верно всё, к р о м е):
а) физико-химические свойства дезинфектанта
б) устойчивости микроорганизмов
в) освещённости
г) уровня микробной контаминации
д) способа обработки (протирание, погружение и др.)
9. Наиболее устойчивы к дезинфектантам:
а) споры бактерий
б) микобактерии туберкулёза
в) нелипидные (мелкие) вирусы
г) грибы
д) вегетативные бактерии
10. Причины снижения эффективности дезинфектантов (верно всё, к р о м е):
а) наличие органических загрязнений (кровь, гной, мокрота, фекалии и др.)
б) высокий уровень микробной контаминации
в) параллельное использование спирта
г) формирование устойчивых штаммов микроорганизмов
д) нарушение технологии приготовления дезинфектанта
11. Возможное действие дезинфектантов (верно всё, к р о м е):
а) бактерицидное
б) вирулицидное
в) фунгицидное
г) инсектицидное
д) спороцидное
Правильный ответ: г
12. Правила работы в учебных комнатах кафедры микробиологии предусматривают (верно всё, к р о м е):
а) мытьё рук
б) наличие халата, колпака, сменной обуви
в) запрет приёма пищи
г) хранение личных вещей в специально отведенном месте
д) работу с микроорганизмами Ι группы патогенности
1. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов:
а) асептика
б) антисептика
в) стерилизация
г) дезинфекция
д) пастеризация
2. Стерильными должны быть лекарственные средства для (верно все, к р о м е):
а) внутривенного введения
б) внутримышечного введения
в) приема в рот взрослыми
г) приема в рот новорожденными
д) закапывания в глаза
3. Физические методы стерилизации (верно все, к р о м е):
а) кипячение
б) автоклавирование
в) прокаливание
г) ультрафиолетовое облучение
д) ионизирующее облучение
4. К методам «холодной» стерилизации относятся все, к р о м е:
а) стерилизация паром под давлением
б) ионизирующее облучение
в) использование бактериальных фильтров
г) ультрафиолетовое облучение
д) стерилизация в парах формалина
5. В печи Пастера стерилизуют:
а) инструментарий
б) жидкие среды
в) одноразовые шприцы
г) санитарную одежду
д) резиновые перчатки
6. Действующее начало в автоклаве и сухожаровом шкафу:
а) давление
б) температура
в) пар
г) время
д) γ – лучи
7. Для контроля режима стерилизации при каждом цикле автоклавирования используют:
а) биологические индикаторы – бактериальные споры
б) время стерилизации
в) показания манометра
г) биологические индикаторы – культуры неспорообразующих бактерий
д) химические индикаторы – ИС-120, ИС-132
Составители тестов:
зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.
ст. преподаватель Степанова А.И.
Основные понятия и положения темы
Стерилизация – полное уничтожение микроорганизмов в стерилизуемом объекте (в переводе с латинского – обеспложивание).Стерилизацию производят различными способами: 1. физическими (воздействиями высокой температуры, излучением); 2. механическими (фильтрование); 3. химическими. При стерилизации фармацевтической продукции требуется обеспечить высокий уровень гарантированной стерилизуемости объектов. После стерилизации не допускается снижение биологической активности препарата более, чем на 1-2% по сравнению с исходным уровнем.
Дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение или резкое подавление численности патогенных и условно-патогенных микроорганизмов во внешней среде, в том числе на объектах и изделиях. Целью дезинфекции является предупреждение или прерывание передачи возбудителей от инфицированного индивидуума к интактному через объекты внешней среды (факторы передачи). Практически чаще всего используют комбинацию нескольких методов в различных сочетаниях с учетом конструкции объекта, предполагаемой массивности микробной контаминации, свойств дезинфектанта и т. п.
Асептика включает в себя совокупность прямых (стерилизация, дезинфекция, антисептика) и косвенных методов воздействия на микроорганизмы с целью создания безмикробной зоны или зоны с резко сниженной численностью микроорганизмов для проведения медицинских вмешательств и исследовательских манипуляций.
Антисептика – это система мер быстрого подавления патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на коже и слизистых хирургов, оперируемых, раневых, персонала особо чистых производств. В принципе антисептика – это щадящая дезинфекция применительно к человеку.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1.Ознакомиться с приборами, используемыми для стерилизации в медицинской и микробиологической практике: паровой стерилизатор (автоклав), печь Пастера.
2. Выбрать приборы и режимы стерилизации лекарственных средств, аптечной посуды.
3. Ознакомиться с дезинфектантами, используемыми в медицинской, фармацевтической и микробиологической практике. Выбрать дезинфектанты и режим дезинфекции для предлагаемых объектов.
4. Интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств.
Методические указания к выполнению исследовательского задания: