Тема 2.2.Медико-биологические условияобучения дошкольников
Основные понятия и термины по теме: рост, развитие, вакцинация,
адаптация, компенсация, ткани, органы, резистентность, сосудистая
дистония, возбуждение, торможение, близорукость, дальнозоркость,
дальтонизм,
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1.Группы здоровья и условия обучения детей.
2.Готовность к обучению в школе. Виды трудовой деятельности
(в быту, по хозяйству, на природе и др.).
3.Требования к оборудованию, инвентарю и предметам детского обихода.
4.Зрение и профилактика его нарушений.
Краткое изложение теоретических вопросов:
1.Группы здоровья и условия обучения детей.
Группировка позволяет проводить сопоставление здоровья детей в момент
обследования и при динамическом контроле для проверки эффективности
проводимых профилактических мероприятий. В зависимости от состояния
здоровья детей подразделяют на 5 групп здоровья:
1. здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций,
не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.
2. здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям. Сюда относят реконвалесцентов (переболевших детей),
особенно перенесших инфекционные заболевания и с общей задержкой
физического развития, с дефицитом массы и часто (больше 4 раз/год)
болеющие, но без эндокринных заболеваний.
3.дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями организма
4.дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации,
со сниженными функциональными возможностями
5.дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации,
со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Они не посещают ДУ общего профиля и не охвачены массовыми осмотрами.
Разделение по группам достаточно условно. Иногда трудно разграничить
3 и 4 группы, все зависит от степени выраженности патологического
процесса с учетом функциональных возможностей организма. Однако,
практически такое разделение имеет достаточную информативность,
например, для характеристики санитарного состояния детей при действии
различных факторов (учебных ,спортивных, климатических, атмосферных и
др.) и оценки эффективности различны методов воспитания и оздоровления.
Оказалось важным выделение 2 группы, т.к. дети нуждаются в
оздоровительных мероприятиях и при отсутствии врачебного контроля
функциональные отклонения могут перейти в болезнь. Работникам ДДУ
необходимо помнить, что быстрый рост и развитие определяют большую
пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к
положительным, так и отрицательным воздействиям окружающей среды.
Даже слабые, подпороговые раздражители могут изменить функциональное
состояние тканей организма и в критические периоды (реконвалесценции,
поствакцинальный, адаптационный и др.) привести к более длительному и
неблагоприятному течению острых заболеваний, т.е. сказаться на здоровье
ребенка и его развитии.
Развитие детей на 2-м году. У здорового ребенка 2-го года жизни
происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом
развитии. Ежемесячная прибавка в массе тела составляет 200-250 г., в росте 1
см. Совершенствуются функции внутренних органов, костной и мышечной
систем, деятельность ЦНС, повышается работоспособность нервных клеток.
Длительней становится бодрствование: от 1 до 1,% лет -3-4- ч, от 1,5 до 2 лет
4-5,5 ч. Общая продолжительность сна уменьшается с 14 до 12,5 ч. При
правильном обучении дети хорошо пользуются разборными игрушками,
приучаются пользоваться игрушечным строительным материалом средней
величины: сначала накладывают кубики, а в 1,5 г воспроизводят несложную
постройку, показанную взрослым (башню, поезд, забор и др.).
Становится разнообразной игра с сюжетными игрушками: кормят куклу,
укладывают ее спать, возят на коляске, лечат. После 1,5 дети понимают
разговор взрослых (речь, обращенную к нему, ребенок понимает с 9 мес.). 2-
й год – период формирования речи и ориентировки в окружающей
обстановке. К 2 г. речь является основным средством общения ребенка со
взрослым, с близкими и знакомыми. Но речь еще не становится средством
общения детей друг с другом. На 2г. жизни только начинают формироваться
совместные игры: дети играют рядом друг с другом: один кормит куклу,
другой укладывает спать, но это не совместная игра.
Развитие детей на 3-м году. Физическое развитие идет интенсивно, но
медленнее, по сравнению с предыдущими годами: в среднем за год масса
возрастает на 2-2,8 кг, а рост на 7-8 см. Изменяются пропорции тела – рост
возрастает , в основном, за счет длины ног, что придает ребенку стройность.
Ребенок сохраняет в памяти событие, которое произошло год назад.
При правильном воспитании ребенок может самостоятельно одеться,
раздеться, умыться. Начинает развиваться и мелкая моторика рук и пальцев:
начинает рисовать карандашом, застегивать пуговицы, пускать волчок и т.д.
Появляются новые виды деятельности: манипулирование карандашом,
глиной переходит в изобразительную деятельность, сам начинает рисовать и
лепить в 2,5 г. Развивается конструктивная деятельность: не только
воспроизводит то, что показали взрослые, но и сам пытается строить
знакомые предметы. В этом возрасте ребенок начинает планировать свою
деятельность: «я нарисую самолет» и старается его нарисовать А после
выполненного действий комментирует: «дом построил» или « смотри, много
яблочек слепил». Быстро нарастает словарный запас, к 3-му году это 1200-
1300 слов, обогащается состав речи, ребенок употребляет почти все части
речи, хотя и не всегда правильно. Происходит расширение функций речи,
ребенок общается не только со взрослыми, но и с детьми. Дети любят
рассматривать картинки, комментировать их, спрашивают и внимательно
слушают ответы. Формируется избирательное отношение к детям, начинают
складываться «детские коллективы», пока неустойчивые и малочисленные,
когда дети предпочитают играть с определенными детьми (по 2-3 ).
Ребенок начинает понимать, что хорошо (Я дал ему яблоко) и что плохо
(Плохая собачка, сломала домик). Что можно делать, а что нельзя (нельзя
отнимать, надо попросить). Т.е. формируются нравственные качества,
которые пока неустойчивы. Обогащаются и становятся разнообразными
эмоциональные переживания детей –радость, обида, смущение, и др.
Развитие детей в дошкольном возрасте (3-7 лет). В этот период происходит
качественное и функциональное совершенствование головного мозга,
органов и систем организма. Рост детей замедляется на 4-5 г (4-6 см в год), а
на 6-7 до 8-10 см. Это первый период вытягивания, связанный с усилением
функции гипофиза. К 4 г возрастание массы замедляется до 1,2-1,5 кг в год,
на 5 г. – до 2 кг, на 6-м году 2,5 кг. К 6-7 годам отмечается удвоение массы
годовалого ребенка. Возрастает и окружность грудной клетки, которая
зависит и от упитанности ребенка и его физического развития. Изменяются
пропорции тела: к 7 г. длина ног возрастает в 3 раза, рук – в 2,5 раза, а
туловища в 2 раза по сравнению с НР.
В этом возрасте в основном заканчивается формирование структуры
костной ткани, образуются физиологические изгибы позвоночника. Однако,
скелет еще во многом состоит из хрящевой ткани, потому легко
деформируется от неправильного положения тела, долгого стояния, сидения,
неудобной мебели, постели и т.д. Если не заниматься физическим
воспитанием ребенка, то появляется нарушение осанки, что скажется на
кровообращении, дыхании и неправильном росте костей.
На протяжении дошкольного возраста происходит формирование свода
стопы, для правильного развития которой необходимы упражнения и обувь
только на каблуке. Связочный аппарат суставов дошкольников очень
подвижен. У детей младшего дошкольного возраста мышц - разгибатели еще
недостаточно развиты, поэтому ребенок часто принимает неправильные
позы- опущенная голова, сведенные плечи, сутулая спина, запавшая грудь.
Но к 5 г мышцы становятся сильнее, что способствует улучшению осанки.
У детей этого возраста наступают значительные анатомо-функциональные
изменения бронхо-легочного аппарата и органов кровообращения: возрастает
масса сердца, его выносливость, сила сердечных сокращений. Артериальное
давление почти не изменяется 97/58 мм рт. ст. В дошкольном возрасте
продолжается морфо-функциональное развитие ЦНС, совершенствуется 2-я
сигнальная система (речь), посредством которой образуются условные__рефлексы нас слово. Условные рефлексы возникают быстро, но они
непрочны. Процессы возбуждения и торможения распространяются в коре
быстро, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции у детей
эмоциональны, а дети быстро утомляются. Поэтому формирование
двигательных навыков требует повторяемости.
К 5-му г усложняется работа коры больших полушарий, речь
совершенствуется, словарный запас возрастает до 2000 слов. Он хороший
рассказчик, с хорошей памятью. Наступает период «почему». Взрослые
должны спокойно и просто объяснять, отвечать на вопросы, выслушивать,
поправлять неправильно произносимые слова. Однако, нельзя перегружать
ребенка впечатлениями и понятиями (частые посещения кино, просмотр
телевизора, постоянное чтение книг, особенно не соответствующих
возрасту). Это сильно раздражает НС, может привести к ухудшению речи (до
заикания), нарушению сна, аппетита, тиков и повышенной возбудимости.
Рецепторы совершенствуют свою работу, но необходимо избегать
утомления. Необходимо следить за правильной осанкой, освещением,
особенно вовремя рисования, лепки, вышивания и т.д.
Режим дня.
Нервная система ребенка очень чувствительна к различным воздействиям
окружающей среды, поэтому дети быстро устают и нуждаются в частом и
продолжительном сне. Важно приучить детей ложиться и вставать в одно и
то же время. Перед сном рекомендуется получасовая прогулка и спокойные
игры. Ужинать надо за 1-1,5 ч до сна, комнату надо проветрить. Существуют
рекомендации режима дня для детей от 1до 3 лет и от 3 до 7 лет( табл.). Но
«правильный режим» это также и чередование спокойных и подвижных игр,
прогулок и посильного труда.
Любое занятие ребенка идет ему на пользу, если оно увлекает его.
Поэтому ребенка надо уметь заинтересовать, объяснить важность любой
работы и игры. Создавая режим дня, необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка ( одни легко включаются в деятельность, другие, более
возбудимые с трудом сосредотачиваются, некоторые вялы, пассивны).
Плохо, если дети сидят за столом в ожидании еды, это вызывает утомление
и снижает аппетит. Вредно, если родители, чтобы ребенок лучше ел,
развлекают его сказками, т.к. интерес к постороннему во время еды тормозит
работу пищеварительной системы. После еды ребенок должен прополоскать
рот кипяченой водой. Перед сном ребенок обязательно чистит зубы, моет
лицо, руки, ноги, сам расстилает постель и складывает одежду.
2.Готовность к обучению в школе. Виды трудовой деятельности
(в быту, по хозяйству, на природе и др.).
Некоторые дети 6-7-летнего возраста плохо адаптируются к различным
видам школьных программ и типам школьных учреждений. От 10 до 20%
учащихся подготовительных групп и первоклассников при совершенно
нормальном интеллекте не обладают функциональной готовностью к школе.
Часть из них становится отстающими, часть выполняет школьные
требования, но это оплачивается здоровьем и переутомлением. Исследования
показали, чтобы ребенок успешно справлялся со школьной программой, он
должен уметь анализировать и синтезировать полученную информацию,
иметь хорошо развитую речь (2- сигнальную систему) и двигательную сферу
в особенности тонкую координацию и дифференциацию движений пальцев.
Поэтому необходимо тщательно и своевременно диагностировать степень
готовности ребенка к школе. Все дети, которым предстоит поступление в
школы,в сентябре, октябре предшествующего года проходят медицинское
обследование, в результате которого выявляются дети, составляющие группу
риска неготовности к обучению по состоянию здоровья. К ним относятся:
1. Дети с отставанием биологического развития (несоответствия
биологического возраста паспортному). Биологический возраст
соответствует паспортному, если длина тела не ниже (средней ± 1σ),
погодовая прибавка в росте не меньше 4 см, количество постоянных зубов в
6 лет не меньше 1, а в 7 – не меньше 4 у мальчиков и 5 у девочек. Если 2 из
перечисленных признаков меньше указанных величин, то биологический
возраст отстает от паспортного.
2. Дети с функциональными отклонениями, невротическими реакциями,
логоневрозом, гипертрофией миндалин, небольшими аномалиями рефракции
(до ± 3,0 Д), патологической осанкой, тенденцией к сосудистымдистониям,
анемией и др., со сниженной резистентностью (часто болеющим 4 больше
раз в год), длительно болеющим (25 и больше дней).
3.Дети с хроническими заболеваниями любой формы (компенсированные,
субкомпенсированные, декомпенсированные).
Всем этим детям назначают лечебные и оздоровительные мероприятия и
проводятся обследования в феврале, марте года поступления в школу. В это
же время проводится психофизическое обследование с использованием теста
А. Керна в модификации Я. Ирасика, который сочетает в себе
характеристику интеллекта ребенка, его моторики с другими показателями
функциональной зрелости.
В дополнение определяется чистота фонематического восприятия звуков,
относящихся к группам:
1) сонорных Ртв и мягк
2)свистящихеСтв и мяг
3)шипящих ж.ш.ч.щ
Заключение о степени готовности дается по совокупности всех полученных
данных. В настоящее время предложены новые методы оценки готовности к
учебной деятельности определение моторной асимметрии, умственной
работоспособности, краткосрочной механической памяти, общения и
характера межличностных отношений.
В формировании здоровья и личности ребенка важную роль играет
трудовое воспитание детей. Трудовая деятельность должна способствовать
повышению общего их развития, расширению круга интересов, знакомству с
различными видами труда взрослых, воспитанию любви к их труду,
формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие,
ответственность, чувство долга.
В каждой возрастной группе детям прививают доступные им трудовые
навыки. Младших дошкольников учат правильно одеваться, ухаживать за
игрушками, поддерживать порядок в кукольном уголке, помогать старшим
по уходу как за растениями и животными, как в помещении, так и на участке.
В старшем возрасте помимо перечисленных видов труда, вводятся
дежурства: дети помогают взрослым в столовой, при уборке помещений. На
участке убирают сухие листья, снег, прокладывают грядки, поливают цветы
и растения. Кроме этого, дети учатся шить, вышивать, делать несложные
поделки из природных материалов, сувениры. Дети 6-7 лет работают с
деревом: распиливают, сколачивают, окрашивают различные деревянные
детали, приучаются правильно пользоваться молотком, пилой, клещами.
Труд по своему содержанию и продолжительности должен соответствовать
как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка.
Трудв природе. Вскапывание грядок, поливка растений, уборка участка от
сухих листьев, снега и т.д. может продолжаться не более 7-10 мин для детей
6-7 лет. Летом садово-огородные работы лучше проводить после обеда,
когда спадает жара.
Хозяйственно-бытовой труд. Уборка помещений, мытье игрушек, работа вуголке природы организуется в часы игровой деятельности детей и
продолжается 25-30 мин.
Стол для работы с деревом, высотой ниже пояса ребенка, располагают так,
чтобы свет падал с левой стороны. К столу прикладывают подкладную доску
с длиной стола (высота 3-4 см), обитую войлоком для работы с молотком.
Для обучения детей распиливанию в группе должна иметься распиловочная
коробка, состоящая из горизонтальной доски и двух вертикальных боковых
досок, прикрепленных к дну (ножек?).
Инструменты для работы в деревом помещаются в ящике с двумя
отделениями: узкое – для хранения полы-ножовки, широкое – для молотка и
коробки с гвоздями, клещей, линейки и карандаша. Инструменты должны
быть безопасными, пила во время работы защищена распиловочной
коробкой, предохраняющей левую руку ребенка от травмы, конец молотка –
закругленный. Вес молотка металлического с деревянной ручкой 180-200 г.,
гвозди длиной 2-3 см с широкой шляпкой, ножовка с высотой зуба 4-5 мм,
длиной полотка 35 см, шириной от ручки 40-50 мм, к концу 25-30 м, ручки
пилы деревянные.
Для работы детям дают деревянные заготовки (бруски, рейки,
прямоугольники), сухие, обструганные, без шероховатостей из мягких пород
дерева (липы, ольхи, сосны), которые хранят в ящиках радом с рабочим
столом. Дети долго не должны находиться в одной позе, не должны
напрягаться, поднимая непосильные для них предметы, не носили воду,
землю, листья в одной руке.
Предметы для труда детей должны быть удобными, исправными, иметь
привлекательный вид, соответствовать анатомо-физиологическим
особенностям ребенка, изготавливаться из легких прочных материалов,
Оборудование и инвентарь. Для ухода за помещением и вещами у детей
должны быть фартуки белые и цветные, ситцевые и клеенчатые. Белые для
работы дежурных в столовой ( подготовка приборов, хлеба, уборка со столов
после еды и др.); цветные – по уходу за помещением и вещами; клеенчатые -
Для мытья игрушек, стирки кукольного белья, работы в уголке природы;
щетки-сметки, совки, половые щетки, совок для мусора должны иметь
необходимы размеры. В старших группах должен быть шкаф для предметов
хозяйственно-бытового труда: в открытой части фартуки для столовой, в
закрытой на крючках инвентарь и фартуки клеенчатые. В специальном
отделении шкафа на полочках- тазы для уборки, стирки кукольного белья,
зажимы, ведерки. Щетки для чистки одежды, веники для сметания снега,
щетки для обуви – в специальных ящиках в раздевалке около зеркала.
Для сельскохозяйственных работ должны быть лопаты, совки
металлические с деревянными ручками, ведра, тачки, носилки и т.д. Для
ручного труда должна быть тонкая и плотная бумага, картон разной
плотности и размера, коробки, катушки и др. материалы. Должны быть
предметы для работы с тканью: иглы, нитки, пуговицы, лоскуты и т.д.
3. Требования к инвентарю, оборудованию и предметам детского обихода.
Оборудование: это мебель, игрушки, строительный материал,
дидактические пособия, инвентарь для работы детей в помещении и на
школьном участке.
Мебель изготавливают из легких, прочных материалов (сухое дерево,
алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками,
лаками, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Все детали
Делают с закругленными и смягченными гранями. Размеры, конструкции и
масса мебели должны соответствовать длине, пропорциям тела и силе детей
ДВ. В первой группе детей должно быть не менее 2 пеленальных столов, 2-
местный стол для кормления детей от 7 мес. до 1 года., один или 2 манежа,
где дети могут играть до 4-5 мес. и от 4-5 до 9 мес. С 9 мес. до 1 г2 мес дети
бодрствуют за специальным барьером на полу. Для развития движений
помещения оборудуют горками и мостиками. В каждой группе мебель
должна быть 2-3 размеров в соответствии с длиной тела детей. Для каждой
детской группы должна быть выделена отдельная столовая и чайная посуда,
которая должна хранится в группе в чистых шкафах. В игральных-столовых
и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей: в группах
ясельного возраста, в младшей и средней группе детского сада- 4-местные, в
старшей дошкольной и подготовительной группах- 2-местные с
изменяющимся наклоном крышки. Во всех помещениях должны быть шкафы
и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала,
доска для изобразительной деятельности.
В спальнях и спальнях-верандах устанавливают кровати по возрасту
детей. Для детей до 2 лет кровати имеют откидные боковые стенки или
решетки высотой 50 см. В первой группе раннего возраста должен быть
фильтр с пеленальным столом, столом для термометров и шпателей. В
приемной 2 группы раннего возраста-пеленальный стол, шкафы для верхней
одежды, стол для персонала.
В приемной для детей дошкольного возраста вдоль стен ставят
индивидуальные шкафчики высотой 120-135 см для хранения шапок,
шарфов, кофт и обуви и скамейки для раздевания и одевания детей. В
приемной должно быть зеркало для детей, полка для платяных шеток, ящик
для обувной щетки.
Втуалетной 1 группы раннего возраста – 1 умывальник для взрослых, слив,
ванна. Туалетный стол и бак для грязного белья рядом с раковиной.
В туалетных средних и старших ясельных групп имеется 2 детских
умывальника, один унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с
промаркированными гнездами для горшков.
В туалетных для детей дошкольного возраста должно быть 4 раковины
высотой 55 см над полом для хранения индивидуальных предметов личной
гигиены. За перегородкой- не меньше 3 унитазов. Высота унитаза 28 см,
ширина 22 см, диаметр деревянного выреза 18-20 см, поперечник 15-16 см.
Игрушки должны быть красочны и реалистичны, вызывать радость и
воспитывать вкус. Для детей 1 года игрушки должны иметь размер не менее
3 см, чтобы дети не могли их засунуть в нос или уши. Набор для
геометрических фигур для обведения контуров, мозаика и др.
изготавливаются из толстой фанеры и окрашиваются масляными красками
или лаком. Игрушки должны хорошо обеззараживаться. Для
обеззараживания зимой не реже 1 раза в неделю облучают УФ.
Одежда. Поддерживает постоянную температуру тела, ограждает от
неблагоприятных воздействий погоды и повреждений ( мех., хим., терм.и
др.). Одежду составляет постельное и нижнее белье, верхнее платье для
помещений и улиц, головные уборы и обувь. Одежда должна соответствоватьвремени года, погоде, возрасту, полу, росту.
Теплосохраняющие свойства одежды зависят от покроя, пошива,
количества слоев и , главным образом, от качества ткани. Греет не одежда , а
воздух, который является плохим проводником тепла. Чем больше в ней
воздуха, тем теплей одежда: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж. В
меньшей степени байка, фланель, вискоза, штапель, лавсан и др. Эти ткани
применяются в холодное время. Для летней одежды используют гладкие и
светлы ткани, отражающие лучи Солнца. Летние ткани должны быть
гигроскопичны. Это х/б ткани: батист, бязь, ситец, сатин и др. Хорошо
впитывающая ткань, хорошо испаряет влагу, поэтому она способствует
охлаждению тела.
Капрон, нейлон, хлорин – синтетически ткани, почти не впитывают влагу,
задерживают испарение и способствуют перегреванию тела, поэтому для
белья и летней одежды не годятся. Одежда из водоотталкивающих,
прорезиненных или кожаных тканей удобна для прохладной и сырой погоды.
Одежда для детей должна быть свободной, чтобы не мешать
кровообращению, пищеварению, не травмировать кожу. Она не должна быть
велика, чтобы не цепляться за предметы. Белье должно быть из светлых,
лучше из белых тканей, чтобы была заметна грязь. И чтобы она не линяла
при кипячении. Для сна должны быть ночная одежда, до пола, чтобы она
сохраняла тепло и снижала шанс заражения глистами-острицами.
Головные уборы в летние дни – это панамки, соломенные шапочки, легкие
фуражки. Весной и осенью – вязаные и фетровые шапочки, прикрывающие
лоб и уши. Зимой – меховые шапки и шапки-ушанки.
Обувь. С 6 мес. ребенку необходимо одевать колготки, гольфы, носки по
размеру ноги, и мягкие ботиночки-пинетки, которые в дальнейшем заменяют
кожаными туфельками. Обувь должна быть легкой, удобной, иметь
эластичную подошву, широкий носок и каблучок высотой 8 мм. Тапочки
одевают только на зарядку и музыкальные занятия. Тесная обувь может
изменить форму стопы и ноги, способствовать врастанию ногтей,
образованию мозолей. Сдавливает кровеносные сосуды, вызывает застой
крои и ускоряет охлаждение ног. Свободная обувь затрудняет движения и
вызывает мозоли. Для повседневного ношения не рекомендуется резиновая и
лаковая обувь, т.к. она задерживает испарение и ведет к опрелости ног. Но
для прогулок по влажной земле и траве резиновая обувь со стельками
рекомендуется. В теплое время как для помещений, так и для прогулок ,
хороша парусиновая и вельветовая обув.
При загрязнении вес одежды возрастает, тепловые и гигроскопические
свойства снижаются, появляется много микробов. Поэтому одежду надо
вовремя менять, стирать, кипятить, гладить. Крахмалить нельзя, т.к. она
становится жесткой.
С ранних лет необходимо приучать детей к опрятности в одежде, учить
как правильно надеть вещь. К 3 годам дети могут самостоятельно
раздеваться и одеваться, аккуратно складывать свои вещи, очищать их от
снега и пыли.
4. Зрение и профилактика его нарушений.
90% информации из окружающей среды воспринимается благодаря зрению
(форма, объем, цвет, величина, расстояние и месторасположение). Иногда
дети с практически здоровыми глазами, хорошим здоровьем, в условиях
хорошего освещения могут быть слабовидящими. Это связано с тем, ч то
соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговицей,
хрусталиком) и переднезадним размером глазного яблока бывают
различными и свет не всегда фокусируется на наиболее светочувствительной
части сетчатки – желтом пятне.
Нормальная рефракция (эмметропия) соответствует расположению фокуса
лучей на желтом пятне, что создает большую контрастность и высокую
остроту зрения. При дальнозоркости (слабой рефракции), лучи
фокусируются позади сетчатки: близкие предметы расплывчаты и
неконтрастны. У 95% детей врожденная дальнозоркость с возрастом сама
компенсируется, очки требуются редко.
При близорукости (миопии, сильной рефракции) лучи фокусируются
перед сетчаткой, поэтому хорошо видно только вблизи, а удаленные
предметы расплывчаты. В развитии близорукости выделяют 3 звена:
1. наследственная предрасположенность,
2.несоответсвие между аккомодационной способностью глаза и зрительной
нагрузкой при работе на близком расстоянии
3.ослабление прочностных свойств склеры, коллагеновых волокон под
влиянием внутриглазного давления.
Этому способствуют повышенная зрительная нагрузка, плохое и
неправильное освещение, общие заболевания (кариес, аденоиды,
хронический тонзиллит и др.), плохое физическое развитие, гиподинамия.
Напряжение зрения возрастает при нарушении гигиенических требований на
занятиях (посадка детей, освещенность, мелкие игрушки, учебные и
наглядные пособия). Образ жизни: слабое здоровье, режим, питание,
недостаток свежего воздуха. Исследования Базарного В.Ф. (Зрение у детей:
проблемы развития. -Новосибирск, 1991. Описаны методы профилактики
близорукости) показали основные причины развития близорукости:
патология беременности, низкий уровень физической активности в раннем и
дошкольном возрасте, резкий переход от произвольного зрительного режима
в детском саду на школьныйрежм с длительными занятиями и большой
нагрузкой на зрение. Нормальные дети длительно время проводят с низко
склоненной головой – синдром низко склоненной головы (СНСГ). СНСГ
является первичным, а нарушение зрения – вторичная причина. Степень
нарушения зрения характеризуют в диоптриях: чем больше близорукость др
3 диоптрий считается слабой, 3-6 средней, 6 и больше высокой.
Признаки близорукости: изменение поведения ребенка (рассеянность,
быстрая утомляемость, прищуривание, низко опущенная голова, начинает
горбиться, головные боли, боль в глазах, предметы двоятся, иногда начинают
косить). Такие симптомы требуют срочного обращения к врачу-
офтальмологу. Воспитатель должен сажать такого ребенка ближе_к
источнику света и к своему столу, должен следить, чтобы ребенок носил
очки а очки правильно подобраны. В этом случае близорукость может не
прогрессировать многие годы. Установлено, что физкультура, подвижные
игры на свежем воздухе являются профилактикой близорукости, укрепляют
организм в целом, повышают работоспособность глазных мышц и склеры.
Э.С.Аветисовпредложил комплекс занятий для профилактики: утренняя
гимнастика, гимнастика для глаз, специальные упражнения, закаливание.
Косогазие.Возниает при неправильном от рождения или нарушенном
строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость,
близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глаз
из-за глазодвигательных мышц. Нарушается бинокулярное (совместное)
зрение, предметы не имеют четкого изображения.Стремясь найти для глаз
такое положение, при котором бы предметы стали видны четко,ребенок
начинает косить. Сначала такое косоглазие заметно при утомлении,
раздражении или сосредоточенном разглядывании предмета(болезни,
испуге), но в дальнейшем оно усиливается и становится постоянным. При
этом острота зрения косящего глаза снижается, ухудшается возможность
правильно оценивать расстояния между предметами, их размеры, объем,
пользоваться стереоскопическими приборами.
Косоглазие может быть сходящимся при дальнозоркости и
расходящимся при близорукости, постоянным или периодическим. У одних
может косить 1 глаз, у других то правый, то левый. Косоглазие можно
полностью вылечить в начальных стадиях. При его возникновении в одном
глазу ребенок начинает смотреть только здоровым глазом, а больной может
атрофироваться. Лечение начинается в 1-2 года с подбора очков. Для
правильного подбора очков ребенку 10 дней капают в оба глаза лекарство,
поэтому он плохо видит, переносит яркий свет, не может рисовать, играть в
игры с рассматриванием мелких предметов. Выписанные очки ребенок
должен носить постоянно, кроме сна и умывания. Чтобы не снизить зрение
здорового глаза, его временно закрывают, а зрение осуществляется только
больным глазом, острота зрения которого постепенно восстанавливается.
Цветовое зрение и виды его нарушения.
Согласно теории трехкомпонентного цветового зрения Ломоносова-Юнга-
Гельмгольца, глаз человека имеет 3 вида рецепторов- к красному, зеленому и
синему цветам. В зависимости от степени возбуждения их возникает
восприятие того или иного цвета. Белый цвет возникает при одинаковом
возбуждении всех 3-х видов рецепторов.
У детей формирование цветового зрения возникает поэтапно: к 1 г 2 мес.
возникает цветоощущение к красному цвету, от 1 г 4 мес. до 1 г 6 мес.- к
зеленому, от 1 г 6 мес. до 1 г 8 мес. (на коляске, кроватке развешивать на
расстоянии 30-50 см от глаз) – к синему. Резкие скачки в развитии
цветоощущения – в период от 1 г до 2,5 лет и от 3 до 9 лет, у девочек
раньше, чем у мальчиков. Цветоощущение развивается одновременно с
совершенствованием остроты зрения, т.к. оно связано с развитием колбочек.
Поэтому с раннего возраста детям надо давать яркие игрушки красного,
зеленого и синего цветов.
В 1794 г Д.Дальтон описал собственное нарушение восприятия красного
цвета (дальтонизм), который у 8-10% мужчин встречается и у 0,5% у
женщин. Нарушения цветового зрения бывают наследственные и
приобретенные. Врожденные сохраняются на всю жизнь одинаково в обоих
глазах (нарушаются восприятия цветов красного и зеленого). При нарушении
восприятии красного цвета дети путают светло-красный с темно-зеленым,
пурпурный с фиолетовым и синим, красный с серым; зеленого цвета –
путают светло-зеленый с темно-красным, зеленый с синим и др. Существуют
методики тренировки цветового зрения (Т.Л. Соснова).
Приобретенные изменения касаются восприятия преимущественно синего
и желтого цветов в результате заболеваний органов зрения (неврит или
атрофия зрительного нерва, катаракта) и ЦНС (опухоли, энцефалопатии).
Если ребенок путает цвета или долго не может их запомнить, его надо
показать врачу.
Зрение, как и состояние всего организма зависит от освещенности. В
дошкольных учреждениях площадь застекленной поверхности принята
такой, при которой в ясный день в самом отдаленном месте освещенность
100 лк (люкс)-минимально допустимая норма освещения. Отношение
площади остекленной поверхности окон к площади пола называется
световым коэффициентом (СК). В городах для групповых помещений норма
СК 1:4, в сельской местности 1:5,1:6. Чем окно выше, тем глубже проникают
световые лучи. Для освещенности отдаленных от окон мест используют
коэффициент заглубленности (отношение высоты верхнего края окна над
полом к глубине комнаты) 1:2.
Наиболее точный показатель естественной освещенности – коэффициент
естественной освещенности (КЕО): отношение освещенности в помещении в
люксах к освещенности под открытым небом к той же горизонтальной
плоскости в %. (в норме не должен быть меньше 1,5%). Если естественного
света недостаточно используют искусственные источники (люминесцентные
лампы и лампы накаливания). Рекомендуются люминесцентные лампы типа
ЛЕ (ест. осв.),ЛБ (белого), ЛХБ (холл. Бел цвета), ЛТБЦ (тепло-белого цвета).
Для реализации правильного освещение необходимо пользоваться
специальными инструкциями.
Существуют требования к организации просмотра телевизионных
передач. Для дошкольников не более 15 мин в день. Для детей 4-7 лет можно
смотреть еще 2 раза в неделю не более 30 мин каждую. Телевизор
устанавливают на высоте 1-1,2 м, первый ряд стульев не ближе 1,5-2 м, а
последний 5-5,5 м. Сзади необходим дополнительный источник света,
который снижает утомление глаз.
При цветовом оформлении помещений все цвета делят на хроматические
(от красного до фиолетового) и ахроматические (белый, серый, черный).
Цвет оказывает психологическое влияние. Теплые цвета действуют
возбуждающе. Холодные успокаивают, поддерживают высокий уровень
работоспособности. Светлые увеличивают освещенность. Темные угнетают,
усиливают утомление. Рекомендуется 3 группы цветов: 1 оптимальная
включает оранжево-желтые, желтые, желто-зеленые, голубовато-зеленые,
голубые, серые, белые (окраска стен, мебели, штор). 2 группа для создания
элементов интерьера :красные, красно-оранжевые, оранжево-желтые,