Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.
Лабораторная работа № 6.«Изучение внешнего строения моховидных растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные:
· формирование ответственного отношения к обучению;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
· формирование основ экологической культуры;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
· проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
· ставить учебную задачу под руководством учителя;
· систематизировать и обобщать разные виды информации;
· составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
· осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
· организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности;
· использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
· работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
· значение систематики в изучении растений;
· классификацию растений;
· общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
· особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
· характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
· общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
· значение образования семени;
· отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
· историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
· заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.
Учащиеся должны уметь:
· систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
· осваивать приёмы работы с определителями растений;
· выделять и описывать существенные признаки водорослей;
· сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
· сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
· распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
· характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
· устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
· проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
· прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
· применять приёмы работы с определителями растений;
· выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
· объяснять сущность понятия эволюции растений;
· называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
· характеризовать значение растений в жизни человека;
· соблюдать правила работы в кабинете биологии.