Познание познания принуждает
Вот почему все сказанное в этой книге через знание нашего познания с необходимостью приводит нас к этике, которой нельзя избежать, к этике, точка отсчета которой находится в осознании биологической и социальной структуры человеческих существ; к этике, которая возникает из рефлексии человека и ставит рефлексию человека в самый центр как основополагающий социальный феномен. Если мы знаем, что наш мир с необходимостью есть мир, который мы создаем вместе с другими, то всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другим человеком, с которым хотим продолжать сосуществование, мы не можем утверждать, что именно для нас сохраняет определенность (остается абсолютной истиной), ибо это означало бы отрицание другого человека. Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности в области существованин, сколь бы нежелательным это для нас не выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны находят себе место, порождая совместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают «вполне определенную» позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики.
Биология показывает нам, что уникальность человека заключается исключительно в социальной структурной сопряженности, которая осуществляется через оязычивание, порождающее (а) регулярности, свойственные социальной динамике человека, например индивидуальность и самосознание, и (б) рекурсивную социальную динамику человека, которая влечет за собой рефлексию, позволяющую нам понять, что как человеческие существа мы обладаем только тем миром, который создаем вместе с другими людьми, нравятся нам они или нет.
Биология также показывает нам, что мы можем расширять нашу когнитивную область. Это осуществляется при приобретении нового опыта через размышление, через встречу с незнакомым человеком или, более непосредственно, через выражение биологической межличностной конгруэнции, которая позволяет нам увидеть другого человека и открыть для него пространство, где он может существовать рядом с нами. Этот акт называется любовью или, если мы предпочитаем более мягкое выражение, принятием другого лица рядом с нами в нашей повседневной жизни. Такова биологическая основа социальных явлений: без любви, без принятия других живых существ помимо нас, не существует социального процесса, и, следовательно, всей совокупности человеческих качеств. Все, что затрудняет принятие других людей, от претензии на единоличное обладание истиной до незыблемой идеологии, подрывает социальный процесс потому, что подрывает породивший его биологический процесс. Не будем обманывать себя: мы не морализируем и не проповедуем любовь. Мы лишь обращаем внимание на то, что, биологически, без любви, без принятия других, не существует феномена социальности. Если мы все же живем вместе таким образом, то мы проживаем в атмосфере безразличия и отрицания под видом любви.
Отказ от любви как биологической основы социальной жизни, равно как и от этических следствий любви, означал бы игнорирование нашей биологической истории, которой более 3,5 миллиарда лет. Мы можем возражать против использования понятия любви в научном мышлении из опасения за объективность нашего рационального подхода. Но из того, что было сказано на страницах нашей книги, должно быть ясно, что подобные страхи необоснованны. Любовь – это биологическая динамика с глубокими корнями. Это эмоция, определяющая в организме динамическую структурную схему, ступень к взаимодействиям, которые могут привести к операциональным когерентностям социальной жизни. Любая эмоция (страх, гнев, печаль и т. д.) есть биологическая динамика, которая обладает глубокими корнями и определяет структурные паттерны, ступени к взаимодействиям, которые могут привести к различным областям операциональных когерентностей (пуститься наутек, вступить в схватку, воздержаться от столкновения и т. д.).
Аналогичным образом, не учитывать тождество познания и действия, не видеть, что познание есть действие, и не понимать, что любой человеческий акт осуществляется в оязычивании и, как таковой (как социальный акт), имеет этическое приложение постольку, поскольку влечет за собой человеческие качества, – означает не видеть человека как живую сущность. Поступать так (теперь, когда мы знаем, как мы познаем) означает обманывать себя. Что бы и в какой бы области мы ни делали – конкретное (ходьба) или абстрактное (философское размышление), – зто действие захватывает целиком все наше тело, ибо осуществляется через нашу структурную динамику и через наши структурные взаимодействия. Все, что мы делаем, – это структурный танец в хореографии сосуществования. Именно поэтому все, о чем шла речь в нашей книге, служит источником не только научного исследования, но и понимания нашей «человечности». Мы подвергли исследованию социальную динамику. Полученные нами результаты указывают на основную онтологическую особенность нашего человеческого состояния, которая больше не является всего лишь гипотезой, a именно на то, что мы обладаем только тем миром, который создаем вместе с другими людьми, и что только любовь помогает нам создавать этот мир Если нам удалось подвести читателя к подобной мысли, то наша книга достигла и второй своей цели
Этика
Всякий человеческий акт совершается в языке. Всякий акт в языке вызывает к существованию мир, созданный совместно с другими людьми в акте сосуществования, который и порождает то, что присуще только человеку. Таким образом, каждый человеческий акт имеет этическое значение потому, что представляет собой акт сотворения с «ого мира. Эта связь человека с человеком в конечном счете является фундаментом всей этики как рефлексии о правомерности существования других.
.
Мы утверждаем, что корень всех неприятностей и затруднений, с которыми нам приходится сталкиваться сегодня, заключается в нашем полном неведении относительно познания. Речь идет не о знании, а о знании знания, которое становится настоятельно необходимым. Речь идет не о знании того, что бомба убивает, а о том, что мы хотим сделать с бомбой, а зто определяет, воспользуемся мы бомбой или не воспользуемся. Обычно мы игнорируем или отрицаем такое знание, чтобы уйти от ответственности за свои повседневные действия, поскольку именно наши действия (все без исключения) помогают создавать и воплощать тот мир, в котором мы стали теми, кем стали вместе с другими, в процессе создания мира. Слепые к прозрачности наших действий, мы смешиваем образ, который мы создаем, с бытием, которое хотим вызвать к жизни. Только знание знания может исправить такое непонимание.
Наше повествование подошло к концу. Эта книга приглашает Вас, читатель, к размышлению. Размышление приведет Вас к познанию Вашего собственного знания, и вполне в Ваших силах сделать такое знание плотью и кровью Вашего действия.
Рассказывают историю о неком острове и его обитателях[18]. Островитянам очень хотелось перебраться на другой остров, где жизнь была более здоровой и благополучной. Проблема заключалась в том, что островитяне не умели плавать и управлять парусом, а если и умели когда‑то, то давно утратили необходимые навыки, и поэтому одни островитяне просто отказывались даже думать об альтернативе привычному обитанию на острове, а другие пытались найти решение проблем, так сказать, локально, не помышляя о преодолении водных просторов. Но время от времени некоторым островитянам удавалось изобретать заново искусство плавать и ходить под парусами И время от времени к ним подходил какой‑нибудь страждущий новых знаний, и между ними происходил следующий разговор.
– Я хотел бы переплыть на другую землю
– Тогда тебе необходимо научиться плавать. Ты готов приступить к обучению?
– Да, но я хотел бы прихватить с собой тонну капусты.
– Какой еще капусты?
– Это моя еда. Должен же я на том берегу или острове, словом, на той стороне, чем‑то питаться.
– А если там есть своя пища?
– Не понимаю, о чем вы. Я не уверен, что там есть что‑нибудь съедобное. Мне обязательно надо взять капусту с собой.
– Но ты не сможешь плыть с тонной капусты. Слишком большой груз.
– Тогда я не могу учиться плавать. Вы говорите, что моя капуста – это большой груз. Я же утверждаю, что это моя основная пища.
– Предположим, что это всего лишь аллегория и что вместо того, чтобы толковать о капусте, мы говорим о фиксированных идеях, исходных посылках или определенных суждениях. Что тогда?
– Гм… Я, пожалуй, отнесу свою капусту кому‑нибудь, кто понимает, что мне нужно
Глоссарий
Аксон Протоплазматический отросток нейрона, способный проводить нервные импульсы, отходящий (но одному от клетки) от тела клетки или главного дендрита нервной клетки
Аминокислоты Органические кислоты, служащие компонентами белков.
Каждая аминокислота состоит из аминогруппы, кислоты и молекулярного остатка, характерного для каждого типа аминокислот. В белках живых существ встречаются около двадцати различных аминокислот например, лизин, аланин, лейцин.
Антропоиды Группа высших приматов, в которую входят гориллы (человекообразные) шимпанзе, гиббоны и орангутаны.
Бактерии Одноклеточные микроорганизмы, не разделенные мемб ранами на внутренние отделы (некомпартментализован‑ные), т. е. имеющие прокариотическое строение.
Белки (протеины) Органические макромолекулы, представляющие собой цепи из большого числа аминокислот. Эти цепи складываются в трехмерные структуры, обладающие различными характеристиками в зависимости от последовательности образующих их аминокислот.
Гаметы Репродуктивные клетки, такие, как яйцеклетка (женская (половые клетки) половая клетка) и сперматозоид (мужская половая клет ка), которые сливаются при оплодотворении
Ген Операционально определяемая генетическая единица, которая через синтез белков может быть ассоциирована с определенным сегментом молекулы ДНК
Гоминиды Группа приматов, в которую входят современный
Homo sapiens и его непосредственные предшественники.
ДНК(дезоксирибонук‑ Основная нуклеиновая кислота и главная компонента леинов ая кислота) хромосом. Участвует в синтезе клеточных белков, опре деляя посредством РНК последовательность аминокислот.
Дендриты Протоплазматические отростки нейрона, не проводящие нервных импульсов. Нейроны отличаются по числу, форме и длине своих дендригов.
Длина волны Длина пути, проходимого волной за один полный цикл
Различные цвета видимого света и вообще различные виды электромагнитного излучения отличаются различными длинами волн.
Жгутик Клеточная органелла, имеющая форму подвижного во локна.
Зигота Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) противоположного пола, исходная точка в развитии многоклеточного организма при половой репродукции.
Зрительный нерв Пучок аксонов, исходящих от ганглиозных клеток сетчат ки и заканчивающихся в различных ядрах головного мозга
Инсулин Гормон, выделяемый поджелудочной железой и принима ющий участие в регулировании организмом клеточного поглощения глюкозы.
Ископвемые Минерализованные останки живого организма.
Килопарсек Астрономическая единица расстояния, равная приблизи тельно 3260 световым годам.
Клеточный Процессы молекулярного обмена, происходящие при ауто‑
метаболизм поэзе клетки.
Кора головного Слой серого вещества (нейронов), покрывающий поверх‑
мозга ность больших полушарий мозга.
Ложноножки Временные протоплазматические выросты у амебоидных (псевдоподии) клеток.
Миксомицеты Группа клеточных организмов, жизненный цикл которых подразделяется на несколько фаз, включающих амебоидных особей и клеточные скопления со слиянием или без слияния клеток.
Митоз Процесс декомпартментализации, приводящий к репро дукции клетки.
Мозжечок Часть центральной нервной системы позвоночных, при нимающая участие в тонкой модуляции мышечной активности, порождаемой в результате действия других частей нервной системы.
Мозолистое тело Система аксонов, связывающих между собой кору полу шарий головного мозга млекопитающих.
Нейроны Клетки, обладающие аксоном и дендритами и образующие нервную систему как сеть взаимодействующих клеток.
Нейротрансмиттеры Вещества, выделяемые на синаптических окончаниях и вызывающие генерацию электрического заряда в ре цепторном нейроне.
Нуклеиновая кислота Цепь нуклеотидов. См. ДНК или РНК.
Нуклеотиды Органические молекулярные компоненты нуклеиновой кислоты. Каждый нуклеотид состоит из молекулы сахара (рибозы или дезоксирибозы), фосфорной кислоты и азотистого основания (пурина или пиримидина).
Плазмодий Многоядерная структурная единица, возникающая при слиянии нескольких одноядерных эукариотических особей.
Полушария головного Два передних симметричных отдела центральной нерв‑мозга ной системы позвоночных.
Прокариоты Клетки, не разделяемые на отделы (некомпартментали‑
зованные), например бактерии.
Простейшие Свободноживущие эукариотические клетки.
Рекурсивный Характеристика процесса, воздействующего на продукт собственного действия.
РНК(рибонуклеино‑ Нуклеиновая кислота, принимающая участие в синтезе вая кислота) белков в цитоплазме клетки.
Световой год Астрономическая единица длины, равная расстоянию,
проходимому лучом света за год. Скорость света составляет приблизительно 300 ООО км/с.
Синапс Место тесного контакта между двумя нейронами, обычно между аксоном одного нейрона и дендритами или телом другого нейрона, а также между окончаниями аксонов или между дендритами.
Споры Клетки, покрытые прочным наружным слоем (оболоч кой), служащие для расселения в состоянии покоя многих типов организмов Термоядерные Реакции слияния более легких атомных ядер в тяжелые,
реакции происходящие при очень высоких температурах (порядка 10000 С) и сопровождающиеся выделением колоссального количества энергии.
Трофаллаксис (вза‑ Буквально по‑гречески «поток пищи·, структурная корре‑
имное кормление) ляция, имеющая место между организмами благодаря обмену пищей или продуктами секреции
Феноменология Область всех явлений, определяемых в терминах взаи модействий некоторого класса сущностей.
Хромосомы Ядерные динамические макромолекулярные тела, состо ящие из нуклеиновых кислот и белков в ядерных клетках В расширенном смысле хромосома означает также кольцевую структуру, образуемую в бактериях нуклеиновыми кислотами. Хромосомы отчетливо наблюдаются при делении ядерных клеток и имеют разнообразные устойчивые видоспецифические характеристики.
Эстральный (течко‑ Периодически повторяющиеся сезонные изменения вый) цикл в половых органах самок млекопитающих.
Эукариоты Клетки с цитоплазматической компартментализацией, в том числе с обособлением ядра, митохондрий, хлоропла‑стов.
[1]Maturana H Я The Neuro‑physiology of Cognition – In: Garvin P Cognition A Multiple View. – NY Spartan Books, 1969 Окончательный вариант этой статьи опубликован как. Maturana H Я. The Biology of Cognition BCL Report no 9.0, 1970, и перепечатан в книге «Autopoesis and Cognition» (см прим. 3).
[2]Maturana Н Я, Varela FI De möqumas y seres vivos Una theoria de la organiza‑ciyn biolygica. – Santiago Editorial Umversitaria, 1973. Английский перевод статьи см. в книге «Autopoesis and Cognition The Realization of the Living – Boston D Reidel, 1980
[3]Maturana H., Viuéla F Autopoesis and Cognition The Realization of the Living. – Boston D Reidel, 1980
[4]См., напр., Maturana H Я Biology of Language Episte‑mology of Reality – In Psychology and Biology of Language and Thought, eds С Miller, E.Lenneberg – N Y: Academic Press, 1978, Varela FJ Principles of Biological Autonomy. – NY North‑Hollarid, 1979.
[5]S L. Miller Science 117(1953} 528
[6]Bonner J.T. Proceedings of the National Academy of Science USA. 45 (1959): 379.
[7]Marguhs L, Schwartz К Five Kingdoms – San Francisco: Freeman, 1982.
[8]Sperry R.WJ Neurophysi‑ology. 8 (1945) 15.
[9]MacLejt, C. ThB Wolf Children – N.y. Penguin Book 1977,
[10]Bonner J. Т. The bvolution °f Culture in Animal Societies. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1980.
[11]8 Berg Н. Scientific American, 233 (1975): 36
[12]DeVorel. Hall K.R. Primate Behavior.,N.Y: Holt, Reinhardt & Winston, 1965 PP 20‑53
[13]Kawamura S Journ of Primatology. 2 (1959) 43
[14]Н Gardner Ft A., Gardner В Т. Science, 165(1969): 664
[15]Savage – Rumbaugh E.S., Rumbaugh D Μ, Smith ST., Lawson J. Science, 210 (1981): 922
[16]Sperry R.W The Harvey Lectures, 62 (1968) 293.
[17]Gazzaniga MS., Le Doux J E. The Integrated Mind. Ithacs Cornell University Press, 1978
[18]Shah I The Sufis – N.Y‑Anchor Books, 1971, pp 2‑15