АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Образец
Экзаменационная (письменная) работа по биологии
Итоговой аттестации выпускников основной школы
Назарбаев Интеллектуальной школы
Учебного года
1.Структура итоговой аттестации
Работа включает22 задания и состоит из 3-х частей уровневого теста и практической работы.
Часть 1 (Б) содержит 16заданийбазового уровня с выбором 1-го верного ответа из 5, они обозначены (Б1 – Б16).
Часть 2 (П) включает 6 заданий продвинутого уровня сложности,они обозначены (П1 – П6):
· 2 – с выбором 3-х верных ответов из 6-и (П1 – П2);
· 2 – на соответствие (П3- П4);
· 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов (П5);
· 1 – задание открытого типа с кратким ответом на применение биологических знаний на практике (П6);
Практическая работа
Структура тестовых заданий
В качестве измерителя знаний и умений учащихся итоговой аттестации в основной школе по биологии используются тестовые задания, решение задач. Тест состоит из 22 заданий.
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях:
В работе используются задания базового, продвинутого и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 64 % от общего числа заданий экзаменационного теста, продвинутого – 24 %, высокого – 8 % и практических навыков 4 %.
Базовый уровень предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Эти задания обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
УровеньБ содержит 16 заданий, к каждому из которых даны варианты ответов. При выполнении этих заданий требуется из предложенных вариантов выбрать один правильный ответ.
Продвинутый уровень требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Уровень П содержит6 заданий, при выполнении этих заданий либо необходимо выбрать три правильных ответа из предложенных, либо требуется, выполнить задание на соответствие, установление последовательности, задание открытого типа с кратким ответом на применение биологических знаний на практике
Практическая работа предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, анализировать и систематизировать, интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, проводить микроисследования, решать практические и творческие задачи.
3. Оценка выполнения отдельных заданий и всей работы:
За верное выполнение каждого задания Б1–Б16 выставляется по 1 баллу. В другом случае – 0 баллов.
За верное выполнение каждого из заданий П1– П6 выставляется по 3 балла.
Практическая работа оценивается от 0 – 12 баллов, в которой проверяются знание, понимание, анализ и синтез (исследования), а также коммуникация за курс основной школы.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46
Время выполненияI день – 2,5 часа (Тестовые задания)
II день – 2 часа (Практическая работа)
Шкала перевода баллов в оценку
0 - 50% | 51 - 74% | 75 - 89% | 90 - 100% |
0 - 23 | 24 - 34 | 35 - 41 | 42 - 46 |
Пример тестовых заданий
1. Исследованием процесса двойного дыхания птиц занимается наука:
A. Цитология
B. Зоология
C. Физиология
D. Морфология
E. Анатомия
2. Вегетативные почки состоят из:
A. Зачаточного стебля и зачаточных листьев
B. Зачаточного стебля и бутонов
C. Зачаточного корня и стебля
D. Зачаточного стебля и семядоля
E. Зачаточного корня и зачаточных листьев
3. Грибы в отличие от растений:
A. Имеют клеточное строение
B. Поглощают из почвы воду
C. Запасают гликоген
D. Бывают одноклеточными и многоклеточными
E. Имеют пластиды
4. Плауновидные и хвощевидные размножаются:
A. Вегетативно
B. Спорами
C. Половым путем
D. Делением пополам
Е. Почкованием
5. Признаки, характерные для типа Плоские черви:
A. Двусторонне симметричные животные
B. Животные с радиальной симметрией
C. Двухслойные животные
D. Целомические животные
E. Наличие стрекательных клеток
6. В центре радужной оболочки глаза человека располагается:
A. Роговица
B. Склера
C. Зрачок
D. Сетчатка
E. Хрусталик
7. Первая помощь при переломе рёбер:
A. Накладывают шину
B. Туго перебинтовывают грудную клетку
C. Перекладывают лицом вниз на твёрдую поверхность
D. Под голову кладут валик
E. Накладывают гипс
8. Внутреннюю среду организма составляют:
A. Кровь, желчь, межклеточное вещество
B. Кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
C. Кровь, лимфа, межклеточное вещество
D. Кровь, лимфа, пищеварительные соки
E. Лимфа, пищеварительные соки, межклеточное вещество
9. Функции пищеварительной системы:
A. Моторная (механическая), секреторная (химическая), всасывающая
B. Выработка ферментов, всасывание питательных веществ, выделение отработанных продуктов
C. Механическая, химическая, выделительная
D. Передвижение пищи, ферментативная
E. Выделительная, всасывательная
10 . Основными химическими соединениями, определяющими индивидуальность организма, являютcя:
A. Вода и минеральные соли
B. Жиры и углеводы
C. Соединения серы, фосфора
D. Нуклеиновые кислоты и белки
E. Соединения азота и фосфора
11. Пример бесполого размножения – это
A. Партеногенез у пчел
B. Развитие растения из семени
C. Образование гамет у птиц
D. Размножение гидры почкованием
E. Слияние гамет у млекопитающих
12. Изменчивость, являющаяся случайным сочетанием хромосом при оплодотворении – это:
A. Определённая
B. Фенотипическая
C. Мутационная
D. Комбинативная
E. Генная
13.При этом заболевании находят одну дополнительную хромосому в 21-й паре хромосом:
А. Болезнь Шершевского- Тернера
В. Болезнь Клайнфельтера
С. Болезнь Дауна
D. Альбинизм
Е. Гемофилия
14. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что:
A. Они отличаются внешним видом
B. Они живут на разных территориях
C. Между ними существует репродуктивная изоляция
D. Они питаются разной пищей
E. Между ними существует экологическая изоляция
15.Все виды деятельности человека относят к факторам:
A. Абиотическим
B. Ограничивающим
C. Биотическим
D. Оптимальным
E. Антропогенным
16. Причина глобального изменения в биосфере - возникновение парникового эффекта:
A. Уменьшение толщины озонового слоя
B. Уменьшение содержания азота в атмосфере
C. Увеличение содержания окислов серы в атмосфере
D. Увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы
E. Выпадение кислотных дождей
Микроисследование №.
«Каталитическое значение ферментов».
Гипотеза: Ферменты являются катализаторами реакций ……………………………………………………………………………………………………………
Результат исследования: ……………………………………………………………………………….
Вывод по результатам исследования……………………………………….......................................
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Образец