Устройство и принцип работы тёмнопольного, фазово-контрастного, люминесцентного, электронного микроскопов
После изучения темы студент должен уметь.
1. Выявлять структурные элементы бактериальной клетки.
2. Дифференцировать микроорганизмы в зависимости от наличия или отсутствия структурных элементов.
Контрольные вопросы.
Принципы классификации микроорганизмов. Укажите основные признаки, по которым эукариоты отличаются от прокариотов. Укажите группы микроорганизмов, которые относятся к прокариотам, эукариотам; назовите неклеточные формы. Перечислите структурные элементы бактериальной клетки: постоянные и непостоянные. Какие из структурных элементов зависят от условий существования бактерий? Клеточная стенка, её биологическая роль, строение. Каковы особенности клеточной стенки грамотрицательных и грамположительных бактерий, какое значение имеют эти различия? С помощью каких веществ можно разрушить клеточную стенку? Как называются бактерии, лишённые клеточной стенки - полностью, частично? Цитоплазматическая мембрана - где располагается, биологическая роль - в каких процессах участвует? Внешняя мембрана грамотрицательных бактерий, её значение. Мезосомы - что это такое, где они располагаются, какова их биологическая роль. Нуклеоид бактерий - химическая природа, биологическая роль. В чём сходство и различие нуклеоида бактерий и ядра эукариот? Что такое плазмиды, где они располагаются, биологическая роль. Рибосомы, их локализация в клетке, биологическая роль. Капсула бактерий - биологическая роль, что собой представляет? Какие патогенные бактерии образуют капсулу только в организме хозяина (человека или животного)? Какие бактерии называют капсульными? Биологическая роль спор бактерий. У каких морфологических форм споры встречаются чаще всего, очень редко, не встречаются? Процесс образования споры, условия и время, необходимые для этого. Процесс прорастания вегетативных форм бактерий и спор, условия и время, необходимые для этого. Чем объясняется устойчивость спор к внешним воздействиям? Как могут располагаться споры в клетке бактерии? Назовите виды бактерий с различным расположением спор. Латинские названия спорообразующих палочковидных форм бактерий. Способ окраски спор. Жгутики бактерий - биологическая роль. Как разделяются бактерии по количеству и расположению жгутиков? Почему жгутики не видны в обычных препаратах? Как можно увидеть жгутики бактерий? Как можно косвенным образом судить о наличии жгутиков у бактерий, какие препараты для этого готовят? Можно ли без помощи микроскопа определить наличие жгутиков у бактерий? Внутриплазматические включения у бактерий - биологическая роль. Приведите пример, у каких патогенных бактерий встречаются, как называются, каким способом окрашиваются? Ворсинки (пили, фимбрии) бактерий - где располагаются? Название ворсинок первого типа, примерное число их у клетки, биологические функции. Название ворсинок второго типа, примерное число ворсинок, биологическая роль. Что такое L-формы бактерий, чем они отличаются от исходных форм?
Устройство и принцип работы микроскопов: тёмнопольного, фазово-контрастного, люминесцентного, электронного.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
Составьте таблицу «Структура бактериальной клетки» со следующими графами:
1. Структурные элементы.
2. Постоянный это признак или непостоянный.
3. Биологическая роль.
4. Способ выявления.
5. Бактерии, у которых этот структурный элемент имеется.
Работа студента на практическом занятии.
1. Споры бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок из культуры бацилл, окрашенный по способу Ожешки.
2. Капсулы бактерий. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры капсульной бактерии, окрашенный по способу Бурри-Гинса.
3. Жгутики бактерий и подвижность. Промикроскопируйте и зарисуйте препарат из культуры подвижных бактерий. Объясните, почему жгутики стали видимы в световом микроскопе.
4. Посмотрите таблицы и слайды с электронограммами бактерий, найдите в них отдельные структурные элементы.
Занятие 3
Морфология и ультраструктура отдельных групп микроорганизмов: грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.
Цель самоподготовки.
После самостоятельного изучения материала необходимо знать морфологию и ультраструктуру простейших, грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий, методы изучения этих групп микроорганизмов, уметь написать по–латыни названия патогенных представителей перечисленных групп микробов;
Исходный уровень знаний.
Для усвоения материала данной темы необходимо знать:
- структуру бактерий.
Цель занятия.
1. Отметить особенности строения и морфологии микроскопическихгрибов, актиномицетов, спирохет и микоплазм.
2. Отметить особенности строения и морфологии риккетсий, хламидий.
3. Познакомиться с методами изучения морфологии этих микроорганизмов.
План изучения темы.
1. Микроскопические грибы: положение в систематике организмов, морфология, структура, патогенные представители, применение в микробиологической промышленности.
2. Спирохеты: положение в систематике организмов, морфология, классификация, патогенные представители.
3. Актиномицеты: положение в систематике организмов, морфология, применение в качестве продуцентов антибиотиков, гормонов; патогенные представители.
4. Микоплазмы: положение в систематике микроорганизмов, особенности морфологии
5. Риккетсии: положение в систематике микроорганизмов, особенности морфологии.
6. Хламидии: положение в систематике микроорганизмов, особенности морфологии