Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию;
ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-14 - способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии;
1.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Код компетенции | Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП | Виды занятий (лекц., практ., сем., лабор.) | Оценочные сред (тесты, твор. раб., проекты и др.) | ||
пороговый (удовл.) 61-75 баллов | базовый (хор.) 76-90 баллов | повышенный (отл.) 91-100 баллов | |||
ОК-7 | Знает: базовые принципы самоорганизации научно-исследовательской деятельности | Знает: принципы самоорганизации научно-исследовательской деятельности на хорошем уровне | Знает: принципы самоорганизации научно-исследовательской деятельности и активно их применяет. | Индивидуальные консультации с руководителем | Написание теоретической части работы |
Умеет: использовать на практике способности к самообразованию | Умеет: использовать на практике способности к самообразованию на хорошем уровне | Умеет: использовать на практике способности к самообразованию. Активно использует их при подготовке работы. | Самостоятельная исследовательская деятельность | Написание практической части работы | |
Владеет: основными навыками по самореализации в научно-исследовательской деятельности | Владеет: основными навыками по самореализации в научно-исследовательской деятельности на хорошем уровне | Владеет: навыками по самореализации в научно-исследовательской деятельности и активно их применяет в самостоятельной работе. | Самостоятельная исследовательская деятельность | Защита работы | |
ОПК-1 | Знает: базовые принципы информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий | Знает: базовые принципы информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий на хорошем уровне | Знает: базовые принципы информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий. Активно применяет полученные знания. | Индивидуальные консультации с руководителем | Написание практической части работы |
Умеет: пользоваться информационно-коммуникативными технологиями для решения профессиональных задач | Умеет: пользоваться информационно-коммуникативными технологиями для решения профессиональных задач на хорошем уровне | Умеет: пользоваться информационно-коммуникативными технологиями для решения профессиональных задач. Активно применяет полученные умения. | Самостоятельная исследовательская деятельность | Написание практической части работы | |
Владеет: навыками сбора, хранения, анализа и передачи информации с использованием информационно-коммуникативными | Владеет: навыками сбора, хранения, анализа и передачи биологической информации с использованием информационно-коммуникативными на хорошем уровне | Владеет: навыками сбора, хранения, анализа и передачи биологической информации с использованием информационно-коммуникативными. Активно применяет полученные навыки. | Самостоятельная исследовательская деятельность | Написание практической части работы и выводов | |
ОПК-14 | Знает: правила дискуссии | Знает: правила и дискуссии на хорошем уровне | Знает: правила дискуссии. Активно применяет на практике. | Индивидуальные консультации с руководителем | Подготовка презентации и защита работы. |
Умеет: представлять результаты работы | Умеет: представлять результаты работы на хорошем уровне | Умеет: представлять результаты работы. Активно применяет на практике. | Самостоятельная исследовательская деятельность. Подготовка работы к защите. | Подготовка презентации и защита работы. | |
Владеет: навыками дискуссии по социально-значимым проблемам биологии и экологии | Владеет: навыками дискуссии по социально-значимым проблемам биологии и экологии на хорошем уровне | Владеет: навыками дискуссии по социально-значимым проблемам биологии и экологии. Активно применяет навыки на практике. | Самостоятельная исследовательская деятельность. Предзащита работы. | Подготовка презентации и защита работы. |
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 8. Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 216 академических часа, из них 20,5 часа, выделенные на иную (контактную) работу с преподавателем, и 195,5 часа, выделенные на самостоятельную работу. Общая продолжительность подготовки выпускной работы к защите составляет 2 недели.
3. Общие требования к организации выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является учебно-квалификационной. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме образовательной программы (с учетом профиля). Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, на материалах научно-исследовательской работы, а также, полученных в период прохождения всех видов практик. ВКР может представлять собой экспериментальное исследование, разработку и совершенствование методик, разработку технологических проектов, сбор и определение коллекций, гербариев и др., а также реферативную работу.
При общем подходе к оформлению ВКР по уровню требований, предъявляемых к выпускникам бакалаврам отмечается соответствии их назначению. Так, бакалавр в основном предназначен для квалифицированной работы в составе группы, под руководством, а также для продолжения образования. Бакалавр обладает полным набором общекультурных и общепрофессиональных компетенций, которые представляют его как культурного, профессионального и перспективного исполнителя сложных исследовательских и производственных работ.
ВКР позволяет продемонстрировать выпускнику достижение запланированных образовательных результатов ФГОС ВО и ООП. Тематика выпускных работ с указанием фамилий студентов - исполнителей и руководителей представляются кафедрами, затем утверждаются Учёным советом института и закрепляются приказом проректора по учебной работе. Тематика ВКР должна соответствовать направлению подготовки бакалавра, быть актуальной и по возможности максимально приближенной к потенциальным видам профессиональной деятельности.
В основе выпускной квалификационной работы может лежать экспериментальное исследование, которое студент выполняет по утверждённой программе; на основе исследований должен быть собран фактический материал, достаточный для формулирования собственных выводов по актуальной проблеме, соответствующие программе подготовки; во всех случаях к числу основных требований к ВКР работам относится умение владеть методами самостоятельного анализа фактического материала и обладать способностью к творческому обобщению и выводам. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка и освоение новых методов и методических подходов.
Перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся (далее – перечень работ) утверждается на заседании выпускающей кафедры, и доводится до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до государственной итоговой аттестации. Перечень тем ежегодно обновляется, включает темы, предложенные предприятиями, организациями, учреждениями, являющимися потребителями кадров данного профиля. По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих ВКР совместно) предоставляется право выбора темы ВКР, вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием проблематики и целесообразностью ее разработки. Обучающийся может изменить темы ВКР не позднее чем за месяц до защиты по приказу директора института. Ответственность за соответствие тематики ВКР требованиям ООП ТюмГУ, осуществление общего руководства за ходом выполнения работы несет научный руководитель и заведующий кафедрой.
Руководитель ВКР выдает задание на выпускную работу, составляет совместно с обучающимся план и график ее выполнения, рекомендует необходимую литературу или иные источники информации, проводит регулярные индивидуальные консультации, проверяет ВКР на объем заимствования и готовит письменный отзыв на подготовленную к защите ВКР.
В письменном отзыве руководителя должны быть отражены следующие вопросы:
-актуальность и значимость поставленных в работе задач
-полнота использования фактического материала и источников
-наиболее удачно раскрытые аспекты темы
-уровень самостоятельности обучающегося в принятии отдельных решений
-обоснованность выводов и ценность практических рекомендаций
-основные недостатки работы
-рекомендуемая оценка ВКР
-возможность допуска к защите
Образец отзыва руководителя ВКР приведен в Приложении 9. Рецензирование ВКР бакалавров не является обязательным, в случае необходимости рецензирование проводиться согласно образцу в Приложении 10.
Защита работ осуществляется в период проведения государственной итоговой аттестации перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
4. Требования к структуре и оформлению выпускной квалификационной работы.
Рекомендуемая структура выпускной квалификационной работы: титульный лист; реферат; оглавление; список сокращений; введение; основная часть, состоящая из глав: обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение; выводы; список используемой литературы; приложение. Каждый раздел начинается с нового листа.
Объём ВКР не должен превышать 50 страниц машинописного текста (1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14 кегль, поля (левое 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см) без учёта иллюстраций, таблиц, подписей к рисункам, списка литературы. Флористические и фаунистические списки, цифровые, табличные и прочие иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.
Титульный лист. На титульном листе отражается название образовательного учреждения, название института, выпускающей кафедры, полное название работы, фамилия и инициалы автора и научного руководителя с указанием ученой степени и должности, место и год защиты, виза заведующего кафедрой о допуске к защите. Пример оформления титульного листа приведен в приложении (Приложение 1).
Реферат. Реферат – краткая характеристика ВКР с точки зрения содержания, назначения и формы. Реферат оформляется по ГОСТ 7.9-77 и размещается на отдельной странице. Заголовком служит слово «Реферат», расположенное симметрично тексту. Реферат должен содержать:
- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников;
- перечень ключевых слов; перечень ключевых слов должен включать от 5 до 10 слов или словосочетаний из текста ВКР, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и раскрывают сущность работы. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые;
- текст состоит из следующих структурных частей:
цель и задачи работы; материал и методы проведения работы; полученные результаты; рекомендации или итоги внедрения результатов работы; область применения; прогнозные предположения о применении результатов исследования.
Объем реферата не должен превышать одной страницы. Пример составления реферата приведен в приложении (Приложение 2).
Оглавление. Оглавление (содержание) включает введение, заголовки всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), выводы, список использованных источников литературы с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Содержание помещают в начале работы (Приложение 3).
Список сокращений.Список сокращений представляет собой перечень использованных в работе аббревиатур и сокращений с их полной расшифровкой в алфавитном порядке сначала аббревиатуры на русском языке, затем на иностранном языке (Приложение 4).
Оформление иллюстрационных материалов. Систематизированный цифровой и текстовой материал оформляется в виде таблиц. Все графические материалы (диаграммы, графики и т.д.), фотографии, схемы, карты оформляются как рисунки.
Оформление таблиц. Небольшие таблицы располагаются в тексте сразу после упоминания, большие – на отдельных страницах, следующих за страницами, на которых сделана первая ссылка на данную таблицу. Над каждой таблицей в верхнем правом углу пишется слово «Таблица» без кавычек и проставляется ее номер арабскими цифрами, точка после номера не ставится. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию во всей работе. На следующей строке помещается тематический заголовок, определяющий тему и содержание таблицы, который является обязательным во всех случаях, когда таблица имеет самостоятельное значение. Заголовки столбцов и строк пишутся с заглавной буквы, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками, и с заглавных, если они самостоятельны. В заголовках столбцов пишутся названия приводимых величин и единицы их измерения (в системе СИ, сокращения стандартные). В случаях большого объема информации допускается использование при оформлении таблиц шрифта Times New Roman 12.
Если таблица не умещается на одной странице, то ее можно продолжить на следующей странице двумя способами: повторить заголовки всей верхней части таблицы; в нижней части её заголовка проставить номера столбцов, которые затем повторить на следующей странице. При этом справа в верхней части листа пишется «Продолжение таблицы» (без кавычек), ставится её номер, название таблицы при этом не приводится. Если цифровой материал приводится в виде среднего значения величины с её ошибкой, то их разрядности (т.е. количество знаков после запятой) должны совпадать. Таблица может сопровождаться примечанием, в котором расшифровываются использованные сокращения (за исключением общепринятых), условные обозначения уровней значимости достоверных различий. Использованные в таблице сокращения не вносятся в список сокращений. В качестве дополнительных символов, указывающих достоверность различий, не рекомендуется использовать буквенные, цифровые обозначения, знаки препинания и одни и те же символы разного цвета (Приложение 5).
Оформление рисунков. Рисунок (график, диаграмма, формулы, схема, фотография и т.д.), как и таблица, располагается сразу после упоминания в тексте, либо на следующей странице. Название рисунка располагают под рисунком, выравнивание, как и в основном тексте, «по ширине». С красной строки пишется слово «Рис.» (без кавычек), номер арабской цифрой, точка, далее название с заглавной буквы, в конце ставится точка. Нумерация рисунков сквозная во всей работе и не зависит от нумерации таблиц. Примечание к рисунку оформляется аналогично примечанию к таблице. Если рисунок заимствован из литературы, то после названия рисунка необходимо указать источник в виде номерной ссылки. Графики и диаграммы могут сопровождаться легендой. Все оси на графиках должны быть подписаны с указанием единиц измерения представленных величин. Шкалы на графиках должны начинаться с нулевого значения. При представлении собственных результатов в виде графиков и диаграмм допускается использование цвета в том случае, если невозможно ограничиться использованием штриховки (Приложение 6).
Оформление ссылок. При написании работы возникает необходимость ссылаться на литературные источники, иллюстрационный материал, формулы.
Ссылки на литературу. В случае обращения к литературным данным используют номерные ссылки. Номер ссылки помещается в квадратных скобках. При обращении к нескольким источникам перечисляют их номера через запятую. При повторной ссылке на один и тот же источник за ним сохраняют первоначально присвоенный номер.
ПРИМЕР: В результате исследования Петрова В.Л [12] показано, что …
Ранее в работах [2,3,12] было представлено…
Ссылки на иллюстрационный материал могут быть включены в структуру предложения либо располагаться в конце предложения в круглых скобках с использованием общепринятых сокращений: табл. – «таблица», рис. – «рисунок», прил. – «приложение» с указанием номера (без знака №).
ПРИМЕР: В таблице 1 представлены результаты исследования… или Результаты определения гематокрита (табл. 3) позволяют предположить, что… или C 2001 года отмечается снижение числа заболеваний дыхательной системы у детей (рис. 1).
Ссылки на формулы даются по ходу текста с указанием порядкового номера формулы в круглых скобках.
ПРИМЕР: Расчет показателя проводили по формуле (1).
Список литературы.Список литературы представляет собой перечень всех литературных источников, использованных при выполнении работы. Источники располагаются по мере цитирования (упоминания в работе). Список литературы должен включать не менее 45 источников, не менее 30% из которых изданы за последние 10 лет, не менее 30% являются периодическими изданиями (журнальные статьи). Допускается использование интернет-ресурсов, но в объеме, не превышающем 10% от общего количества источников. Дублирование источников литературы не допускается. Список литературы должен быть оформлен единообразно с соблюдением государственного стандарта на библиографическое описание документа (ГОСТ 7.1.-2003) (Приложение 7).