Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины «Основы логистики»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- умение проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-4);

- владеет основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с безопасной и эффективной эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-5);

- владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства (ПК-21).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

· цели и ключевые задачи логистики;

· основные логистические производственные системы;

· цели и задачи логистики снабжения;

· цели и задачи логистики распределения;

· цели и задачи транспортной логистики;

· цели и задачи логистики запасов

· основные функции информационной логистики

· цели и задачи складской логистики

2. Уметь:

· осуществлять поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критериям минимума суммарных затрат на транспортировку, снабжение, производство, сбыт.

· осуществлять выбор оптимальных систем управления запасами;

· рассчитывать показатели эффективного функционирования логистических микросистем .

3. Владеть:

· методологическими и методическими навыками построения логистических каналов и систем;

· навыками организации товаропроводящих цепей.

· экономико-математическими методами для решения задач построения транспортно-логистических систем.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Современная логистическая система рыночного товародвижения

1.1 Логистические товаропроводящие системы. Интеграция логистики в сфере обращения. Логистика как общефирменная рыночная стратегия.

1.2 Концепции системного подхода: критерий минимума общих издержек товародвижения и производства. Концепция финансовых обменов. Инфраструктурные элементы логистики товародвижения

Взаимосвязь логистической инфраструктуры товарного рынка и рынка транспортных услуг.

Логистические подходы в деятельности автомобильного транспорта. Услуги транспорта. Оценка качества предоставляемых услуг. Транспортное обслуживание и его качество. Выявление рационального уровня обслуживания.

Единый технологический процесс и методы решения транспортно-производственных задач

Понятийный аппарат логистики

3.1 Понятие логистики. Основные этапы развития логистики. Краткий исторический очерк и происхождение термина. Исторические предпосылки и этапы развития логистики. Период фрагментаризации, период становления (концептуализации) логистики, концепция бизнес-логистики как интегральный инструмент менеджмента, концепция всеобщего управления качеством

3.2 Основные понятия и определения. Определение логистики, логистическая операция, логистическая функция, логистическая система, логистичекая цепь, звено логистической системы. Логистические цепи, ориентированные на потоки, логистический канал. Роль логистики в развитии российских реформ.

Методология логистики

6.1 Парадигмы логистики.

Парадигмы логистики: аналитическая технологическая (инфорационная), маркетинговая, интегральная. Сущность интегральной парадигмы в рассмотрении логистики как инструмента менеджмента для достижения целей бизнеса

6.2 Методология и научная база логистики.

Методология логистики – системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, экономикоматематическое моделирование. Принципы методологии. Продуктовые характеристики и логистический цикл товара. Влияние продуктовых характеристик на логистические издержки.

Управление закупками

9.1 Задачи и функции закупочной логистики. Процесс приобретения материалов и его основные стадии.

Понятие закупочной логистики. Функции закупочной логистики. Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях. Стадии процесса приобретения материалов: составление заявок, анализ заявок, выбор поставщиков, размещение заказов. Контроль за выполнением заказов.

9.2Методы расчета поставок.

Виды потребности в материалах: первичная, вторичная, третичная. Брутто- и нетто-потребности. Методы определения потребностей. Методы материального обеспечения производства. Методы расчета поставок. Определение экономичного размера заказа

Логистика складирования

12.1 Фунции и задачи складского хозяйства в логистической системе.

Понятие склада. Классификация складов в логистике. Логистические операции на складе. Характеристика складских операций. Организация работы складов предприятий. Выбор формы складирования. Определение количества складов и размещения складской сети. Расчет складских площадей. Показатели интенсивности работы складов. Показатели эффективности использования площади склада. Показатели механизации складских работ

12.2 Управление запасами.

Расходы в системе управления запасами. Нормы складских расходов. Виды материальных запасов. Пичины создания материальных запасов. Системы регулирования запасов: система с фиксированным размером заказа, система с фиксированной периодичностью заказа, система «максимум-минимум». Стратегии управления запасами. АВС-метод санации товаров. XYZ- анализ

Темы, выносимые на лекции

На заочной форме обучения предусмотрено чтение одной обзорной лекции.

Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрено

ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ.

Задача №1. По результатам анализа рынка транспортных услуг службой логистики фирмы «Атлант» были отобраны два перевоз­чика, отвечающие всем предъявляемым требованиям по транс­портировке продукции фирмы. Часть критериев, по которым проводилась оценка, - качественные, другая часть - количест­венные. С помощью интегральной оценки определить наиболее приемлемого перевозчика. Данные о перевозчиках представлены в табл. 1.5 и 1.6. Вариант исходных данных выбирается из табл. 1.6 по номеру варианта (№ варианта дает преподаватель).

Таблица 1.5

N9 п/п Критерий (показатель) Ранг   Перевозчик  
        А В С В Е F  
 
Надежность времени доставки (транзита)* 0,87 0,86 0,91 0,93 0,88 0,83  
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери», у.д.е./км . 0,84 0,75 0,83 .0,79 0,81 0,85  
Общее время тран­зита «от двери до двери»**, %  
Готовность перевоз­чика к переговорам об изменении тарифа Хоро­шо Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Отлиич-но Хоро­шо Удовлетворитель-но  
Финансовая ста­бильность перевозчика***  
Наличие дополни­тельного оборудования (по грузопереработке) Удовлетворитель-но Удовлетворитель-но Хоро­шо Хоро­шо Удовлетворитель-но Удовлетворитель-но  
Частота сервиса Удовлетворитель-но Хоро­шо От­лично Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Хоро­шо  
Наличие дополни­тельных услуг по комплектации и до­ставке груза Хоро­шо Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Удовлетворитель-но Хоро­шо Хорошо  
Потери и хищения груза (сохранность груза)**** 0,05 0,07 0,11 0,8 0,06 0,05  
10. Экспедирование отправок Очень хоро­шо Хоро­шо Хоро­шо Удовлетворитель-но   Удовлетворитель-но Хоро­шо
Квалификация пер­сонала Хоро­шо Очень хоро­шо От­лично Хоро­шо Очень хоро­шо Отлично
Отслеживание от­правок Удовлетворитель-но Хоро­шо Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Хоро­шо Очень хоро­шо
Готовность перевоз­чика к. переговорам об изменении сер­виса Удовлетворитель-но тельно Очень хоро­шо Хоро­шо От­лично Хоро­шо Очень хоро­шо
Гибкость схем марш­рутизации перевозок Хоро­шо Удовлетворитель-но Очень хоро­шо Хоро­шо Хоро­шо Удовлетворитель-но
Процедура заявки (заказа транспорти-ровки)*****
Сервис на линии Удовлетворитель-но Хоро­шо Хоро­шо Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Хоро­шо
Качество организа­ции продаж транс­портных услуг****** 0,032 0,056 0,042 0,036 0,021 0,015
Специальное обору­дование Хоро­шо Удовлетворитель-но Очень хоро­шо Удовлетворитель-но Хоро­шо Хоро­шо
*Вероятность доставки «точно вовремя». ** Возможные отклонения от плановой продолжительности пере­возки, %. *** Оценка по 10- балльной шкале. ****Доля потерь (хищений) от общего объема перевозок. *****Количество дней между заказом и транспортировкой, дн. ****** Доля срывов поставок транспортных средств в объеме заявок. |
                                     

Таблица 1.6

№ вари-анта Критерий оценки Пере-возчик № вари-анта Критерий оценки Пере-возчик
1,2,3,4,5,6,7,8 А, В 2,3,7,9,10,12,14,16 А, В
3,4,5,6,9,11,15,17 А, С 5,8,11,16,17,18 А, С
2,3,7,9,10,12,14,16 А, D 1,7,8,9,11,14,16,17 А, D
5,8,11,16,17,18 A, E 3,4,5,6,9,11,15,17 A, E
1,2,8,9,11,14,16,17 A, F 2,3,7,9,10,12,14,16 A, F
1,2,3,4,5,6,7,8 B, C 5,8,11,16,17,18 B, C
3,4,5,6,9,11,15,17 B, D 1,7,8,9,11,14,16,17 B, D
2,3,7,9,10,12,14,16 B, E 1,2,3,4,5,6,7,8 B, E
5,8,11,16,17,18 B, F 2,4,5,6,9,10,15,17 B, F
1,7,10,9,11,14,16,17 C, D 3,4,5,6,9,11,15,17 C, D
1,2,3,4,5,6,7,8 C, E 2,3,7,9,10,12,14,16 C, E
3,4,5,6,9,10,15,17 C, F 5,8,11,16,17,18 C, F
2,3,7,9,10,12,14,16 D, E 1,7,8,9,11,14,16,17 D, E
5,8,11,16,17,18 D, F 1,2,3,4,5,6,7,8 D, F
1,7,8,9,11,14,16,17 E, F 3,4,5,6,9,11,15,18 E, F

Методика и решение

1. Оптимальный размер партии поставки q определяется по критерию минимума затрат на транспортировку продукции и хранение запасов.

Величина суммарных затрат рассчитывается по формуле (2.1):

С=Стрхр (2.1)

где Стр — затраты на транспортировку за расчетный период (год), руб;

Схр — затраты на хранение запаса за расчетный период (год), руб.

Величина Стр определяется по формуле:

Стр=n·cтр (2.2)

где n — количество партий, доставляемых за расчетный период,

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru . (2.3)

стр — тариф на перевозку одной партии, руб/партия.

Затраты на хранение определяются по формуле (2.4):

Схр=qcp·cхр (2.4)

где qcp — средняя величина запаса (в тоннах), которая определяется из предположения, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью израсходована. В этом случае средняя величина рассчитывается по следующей формуле:

qcp=q/2 (2.5)

Подставив выражения Стр и Стр в формулу (2.1), получим:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru (2.6)

Функция общих затрат С имеет минимум в точке, где ее первая производная по q равна нулю, т.е.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru (2.7)

Решив уравнение (2.7) относительно q получим оптимальный размер партии поставки:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru (2.8)

Подставив заданные значения, получим:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru т  

При этом общие затраты составят:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru руб  

Решение данной задачи графическим способом заключается в построении графиков зависимости Стр(q), Схр(q) и С(q) ,предварительно выполнив необходимые расчеты по определению Стр, Схр и С.

Определим значения Стр, Схр и С при изменении q в пределах от 50 до 350 с шагом 50. Результаты расчетов занесем в табл.2.1.

Таблица 2.1

Значения Стр, Схр и С

Размер партии, q Затраты, руб
Стр
Схр
С

По данным табл.2.1 построены графики зависимости затрат на транспортировку, хранение и суммарных от размера партии (рис.2.1).

Зависимость затрат от размера партии

 
 
Стр, Схр и С, руб

q, т
Стр
Схр
С
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru

Рис.2.1

Анализ графиков на рис.2.1 показывает, что затраты на транспортировку уменьшаются с увеличением размера партии, что связано с уменьшением количества рейсов. Затраты, связанные с хранением, возрастают прямо пропорционально размеру партии.

График суммарных затрат имеет минимум при значении q приблизительно равном 200 т, которое и является оптимальным значением размера партии поставки. Соответствующие минимальные суммарные затраты составляют 400 руб.

2. В условиях дефицита значение q*, рассчитанное по формуле (2.8) корректируется на коэффициент k, учитывающий расходы, связанные с дефицитом.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru (2.9)

Коэффициент k рассчитывают по формуле (3.10):

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru (2.10)
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru ; Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru т  

Подставив значения, получим:

Из этого следует, что в условиях возможного дефицита размер оптимального значения партии при заданных данных необходимо увеличить на 29%.

Варианты исходных данных для решения индивидуальных заданий приведены в таблице 2.2

Таблица 2.2

Удельные затраты на перевозку, хранение и связанные с дефицитом

затраты, руб Варианты На перевозку одной партии, cтр На хранение единицы продукции, схр Связанные с дефицитом, сдеф

Тема 3: Выбор складов («свой склад» или "наемный»)

Цель задания– изучение методики расчета минимально допустимого грузооборота склада.

Одно из важных решений, которое должна принять фирма в сфе­ре складского хозяйства, — это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбрать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади (объемы).

Выбор между организацией собственного склада и использо­ванием для размещения запаса склада общего пользования отно­сится к классу решений «сделать или купить».

Процесс принятия такого решения включает в себя следующие этапы.

Этап 1. В системе координат (рис. 3.1) строится график функ­ции F1(Q), характеризующий зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота:

F1(Q) = Cсутк*З*Q / (Др*q)

ГдеСсут - суточная стоимость использования 1 м2 грузовой площади наемного склада, руб.;

3 - размер запаса, дней оборота;

Q - годовой грузооборот, т/год;

Дк - число дней хранения запасов на наемном складе за год (кален­дарных);

Др- число рабочих дней в году;

q - удельная нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе, т/м2 (Приложение 5, табл. П. 1 из задания №2).

График функции F1(Q)строится из предположения, что она носит линейный характер.

Этап 2. Строится график функции F2(Q), показывающий за­висимость суммарных затрат на хранение товаров на собствен­ном складе:

F2(Q) = Fпер(Q) + Fпост(Q)

где Fпер(Q) - зависимость затрат на грузопереработку на собственном складе от объема грузооборота;

Fпост(Q) - зависимость условно-постоянные затрат собственного склада от объема грузооборота.

Функция Fпер(Q)принимается линейной и определяется с учетом расценок за выполнение логистических операций:

Fпер(Q) = Q*d*Др

где d - суточная стоимость обработки 1 т грузопотока на складе, руб./т.

График функции Fпост(Q) параллелен оси абсцисс, так как постоянные затраты Спостне зависят от грузооборота.

Сюда относятся: амортизация техники (Cаморт), оплата электроэнергии (Сэл), заработная плата управленческого персонала и специалистов (Сзп):

Спост = Саморт + Сэл + Сзп

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru

Рис. 3.1 Выбор решения о пользовании услугами наемного склада

Этап 3. На пересечений графиков функций F1(Q) и F2(Q), находят абсциссу точки Qбез, в которой затраты на хранение запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада. ЭЭта точка называется «грузообобротом безразличия.

Также точку «грузооборота безразличия» в натуральном измерении можно найти по формуле

Qбез = Q* Fпост(Q)/ (F1(Q) - F2(Q))

Этап 4. При грузообороте большем, чем Qбез,рассчитывается cpок окупаемости капитальных вложений в организацию собственного склада:

tокуп = КВ / (F1(Q) - F2(Q))

где KB — капитальные вложения, необходимые для организаций собственного склада, руб.

Решение о строительстве собственного склада принимается в; случае, если расчетное значение срока окупаемости удовлетворяет инвестора.

Задание. Определить возможность организации собственного склада для торговой фирмы, если результаты анализа рынка складских услуг и прогнозируемый грузооборот склада, а также капитальные вложения в организацию собственного склада представлены в табл. 3.2. При расчете число рабочих дней взять равным 254, год не високосный.

Таблица 3.1

Исходные данные к заданию

Номер вари­анта Ссут. у.д.е. Q тыс. т З, дн. q, т/м2 d, у.д.е./т Спост тыс. у.д.е. KB, тыс. у.д.е.
5,3 0,50 1,2
0,45 1,3
6,4 0,б8 1,5
7,1 0,57 1,6
7,8 0,63 1,8
8,5 0,40 1,9
9,4 0,50 2,1
8,9 0,60 2,0
8,5 0,56 1.?
8,1 0,55 1,8
7,6 0,63 1,7
7,3 0,55 1,6
6,9 0,63 1,6
6,6 .0,53 1,5
6,2 0,55 1,4
6,6 0,45 1,5
7,1 0,52 1,6
7,5 0,48 1,7
8,0 0,45 1,8
8,6 0,62 1,9
9,1 0,70 2,1
9,7 0,65 2,2 1562 V,
10,4 0,60 2,4
11,1 0,70 2,5
10,5 0,65 2,4
10,0 0,60 2,3
9,5 0,55 2,1
9,0 0,45 2,0
8,6 0,50 1,9
8,1 0,45 1,8

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения - student2.ru Тема 4. Модели управления запасами.

Задание на работу.

Рассчитать параметры системы управления запасами в задачах № 4.1 и 4.2, построить графики движения запасов в системе с фиксированным интервалом времени и с фиксированным уровнем заказа.

Задача 4.1.

Oт распределительного склада до станции технического об­служивания запасные части доставляются в среднем за время t.Возможна задержка в поставках tзад. Затраты на поставку одной запасной части составляют С0. Потребность станции техническо­го обслуживания в запасных частях данной номенклатурной группы равна Q. Затраты на хранение одной запасной части со­ставляют i. Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа и построить график движения запасов. Исходные данные по вариантам приведены в табл. 4.3

Таблица 4.3

Вариант t, дн. tзад,дн. Со, руб. Q, ед. i, руб.

Задача 4.2.

Потребность магазина в заказываемом продукте составляет Q. Затраты на поставку единицы заказываемого продукта - С0. Затра­ты на хранение единицы заказываемого продукта — i. Bремя поставки - t. Возможная задержка поставки - tзад. Магазин работает 360 дней в году. Заказы делаются в строго опре­деленные сроки. Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами по данным табл. 4.4 и построить график движения запаса.

Таблица 4.4

Вариант t, дн. tзад,дн. Со, руб. Q, ед. i, руб.

Интернет-ресурсы

1. http://www.LogLink.ru – информационный портал по логистике

2. http://www.ropnet.ru/logistika/ - сайт журнала «Логистика»

3. http://www.logistika.org/ - авторский сайт в сфере транспортно-складской логистики

4. http://www.adviss.ru/ - сайт по логистике

5. http://tdlogistic.ru/ - информационный сайт по логистике

6. http://cargowork.ru/ сайт по транспортной логистике

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины «Основы логистики»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- умение проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействовать подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-4);

- владеет основами методики разработки проектов и программ для отрасли, проведения необходимых мероприятий, связанных с безопасной и эффективной эксплуатацией транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, а также выполнения работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-5);

- владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства (ПК-21).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

· цели и ключевые задачи логистики;

· основные логистические производственные системы;

· цели и задачи логистики снабжения;

· цели и задачи логистики распределения;

· цели и задачи транспортной логистики;

· цели и задачи логистики запасов

· основные функции информационной логистики

· цели и задачи складской логистики

2. Уметь:

· осуществлять поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материального потока в сфере обращения и производства по критериям минимума суммарных затрат на транспортировку, снабжение, производство, сбыт.

· осуществлять выбор оптимальных систем управления запасами;

· рассчитывать показатели эффективного функционирования логистических микросистем .

3. Владеть:

· методологическими и методическими навыками построения логистических каналов и систем;

· навыками организации товаропроводящих цепей.

· экономико-математическими методами для решения задач построения транспортно-логистических систем.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Наши рекомендации