Опыт 2. Качественная реакция Троммера на редуцирующие сахара.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.
2. Сахароза, 1%-ный раствор.
3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
4. Сульфат меди, 1%-ный раствор.
1. Возьмите две пробирки.
2. В одну из 2-х пробирок поместите 1 мл 1%-ного раствора глюкозы, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора сахарозы.
3. В обе пробирки добавьте по 5 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия и 2 капли 1%-ного раствора сульфата меди (II).
4. Нагрейте пробирки до кипения (не кипятите!).
Объясните, почему глюкоза дает положительную пробу Троммера (желтый или красно-коричневый осадок), а сахароза нет?
Опыт 3. Гидролиз крахмала в кислой среде.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня, кипящая.
4. Секундомер.
5. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.
2. Дистиллированная вода.
3. Крахмал, 1%-ный раствор.
4. Соляная кислота, концентрированная.
5. Люголя раствор.
1. В пробирку налейте 3 мл 1%-ного раствора крахмала и 3 капли концентрированной соляной кислоты. Хорошо перемешайте содержимое пробирки.
2. Поставьте пробирку в кипящую водяную баню.
3. Через 2 минуты возьмите 3 капли раствора пипеткой и вылейте в пробирку с 5-тью мл дистиллированной воды. Сюда же добавьте 1 каплю раствора Люголя. Занесите в таблицу наблюдаемую окраску раствора.
4. Пробирку с раствором крахмала кипятите еще 3 минуты, и снова проведите такую же пробу с йодом.
5. Описанную последовательность действий проводите до тех пор, пока реакция с йодом не будет отрицательной (жидкость окрашивается в желтый цвет).
Время с момента начала кипения | Цвет раствора крахмала с реактивом Люголя |
6. С гидролизатом крахмала (нейтрализованного по лакмусу) проведите реакцию Троммера (см. опыт 2).
Объясните результаты эксперимента.
Опыт 4. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Жир.
2. Сливочное масло.
3. Растительное масло.
4. Хлороформ.
5. Йод, 0,001 н спиртовой раствор.
1. Возьмите три сухие пробирки.
2. В первую пробирку поместите 0,5 мл свиного сала (растопленного), в другую - 0,5 мл сливочного масла (растопленного), в третью - 0,5 мл растительного масла.
3. Ко всем пробиркам добавьте по 2 мл хлороформа.
4. Титруйте полученные смеси 0,001 н спиртовым раствором йода до отчетливой розовой окраски.
Запишите число капель йода, пошедшего на титрование каждого вида жира и расположите жиры в порядке убывания степени насыщенности. Объясните принцип определения степени ненасыщенности жиров.
Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 3. «Строение и физико-химические свойства аминокислот и белков»
Цель занятия: cформировать знания о физико-химических свойствах аминокислот и белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Провести реакции осаждения белка и объяснять их механизмы. Сформировать знания о структурной организации белков
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Природные аминокислоты: строение и классификация.
2. Природные аминокислоты: биологическое значение и функции.
3. Охарактеризуйте уровни организации белковой молекулы и химические связи их стабилизирующие.
4. Классификация белков. Функции белков различных классов в осуществлении биохимических реакций.
5. Физико-химические свойства аминокислот и белков. Изоэлектрическая точка и состояние. Раскройте важность амфотерной природы аминокислот и белков в биологическом отношении.
6. Денатурация и ренатурация белков.
Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Обнаружение ароматических и гетероциклических аминокислот (ксантопротеиновая реакция).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня, кипящая.
4. Газовая горелка.
Реактивы. 1. Тирозин, 1%-ный раствор.
2. Глицин, 1%-ный раствор.
3. Яичный белок, 1%-ный раствор.
4. Азотная кислота, концентрированная.
5. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
1. Возьмите три пробирки.
2. В первую пробирку налейте 0,5 мл 1%-ного раствора тирозина, во 2-ю 0,5 мл 1%-ного раствора глицина, в 3-ю - 0,5 мл 1%-ного раствора яичного белка.
3. В каждую пробирку добавьте по 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно (!) нагрейте.
4. После охлаждения пробирок до комнатной температуры в каждую из них добавьте по 0,5 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия.
Объясните результаты опыта. Какой структурный фрагмент молекулы a-аминокислоты выявляется с помощью ксантопротеиновой реакции? В какой из пробирок появилось оранжевой окрашивание после добавления NaOH и почему?