Биологическая роль витаминов

1. Коферментная: витамин РР (противопеллагрический) входит в состав кофермента НАД, витамин В2 (рибофлавин) – в состав кофермента ФАД.

2. Являются аллостерическими активаторами (регуляторами) многих ферментов.

3. Некоторые витамины входят в состав более сложных белков, например витамин А (антиксерофтальмический) входит в состав родопсина сетчатки

4. Антирадикальная (антиоксидантная) функция. Витамины блокируют свободные радикалы, в том числе, радикалы кислорода. Эта функция наиболее характерна для витаминов Е, А, С.

Обмен витаминов

· Всасывание. Для некоторых витаминов есть специальные белки-переносчики, во всасывании жирорастворимых витаминов принимают участие жёлчные кислоты.

· Транспорт витаминов. Для жирорастворимых витаминов необходим белок-переносчик. Например, для витамина А ретинолсвязывающий белок.

· В тканях витамины входят в состав коферментов.

· Инактивация витаминов происходит в печени.

· Продукты распада витаминов выводятся через почки. По их концентрации в моче судят об обмене витаминов в организме.

В обмене витаминов возможны нарушения:

- авитаминозы – патологические состояния, развивающиеся при отсутствии витаминов в пище и при нарушении их обмена;

- гипервитаминозы – патологические состояния вследствие избыточного поступления в организм;

- гиповитаминозы – патологические состояния, возникающие при недостаточном поступлении или частичном нарушении обмена витаминов.

Различают экзогенные и эндогенные причины гиповитаминозов. Экзогенные (алиментарные) гиповитаминозы лечатся путём назначения витаминных препаратов и продуктов, богатых недостающим витамином.

К эндогенным причинам относятся нарушение всасывания при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, заболевания печени и жёлчевыводящих путей, дисбактероиозы, гельминтозы. Эндогенный гиповитаминоз лечат путём инъекций витаминов, минуя желудочно-кишечный тракт. В детском возрасте могут встречаться особые витаминорезистентные состояния, при которых нарушено включение витаминов в состав коферментов. Эти состояния корректируют назначением готовых коферментных форм витаминов.

Витамин А, ретинол, антиксерофтальмический витамин (препятствующий сухости глаз). По химической природе – это циклический ненасыщенный спирт. Распространён в продуктах животного происхождения: желток, сливочное масло, печень. Растительные продукты (морковь, красный перец) содержат провитамин каротин. Суточная потребность до 5 мг.

Биологическая роль:

- участвует в синтезе зрительного пигмента родопсина;

- стимулирует рост и развитие эпителия, костной, хрящевой ткани способствуя синтезу в них нуклеиновых кислот, сложных углеводов (гликозаминогликанов);

- является инактиватором радикальных форм кислорода.

Авитаминоз – проявляется нарушением сумеречного зрения (куриная слепота). Развивается сухость роговицы глаза (ксерофтальмия) в результате ороговевания эпителия слёзной железы, закупорки её протока и прекращения слезоотделения. Страдают эпителиальные ткани дыхательных путей, мочевыводящих путей (дерматиты, бронхиты, пиелиты), нарушается репродуктивная функция. Возможен и гипервитаминоз А при использовании большого количества продуктов, содержащих этот витамин.

Витамин РР,никотиновая кислота, противопеллагрический витамин. Содержится в злаках, суточная потребность до 10 мг.

Биологическая роль: входит в состав коферментов НАД и НАДФ, участвует в процессах биологического окисления. Авитаминоз проявляется заболеванием пеллагра (шершавая кожа). К её симптомам относятся дерматит, слабоумие (деменция), расстройства функций кишечника (диарея) - болезнь «трёх Д».

Витамин В2, рибофлавин, витамин роста. Он включает флавин и рибитол, распространён в оболочке злаков, в дрожжах. Суточная потребность 1-2 мг. Биологическая роль: входит в состав коферментов ФМН и ФАД, участвует в биологическом окислении. Авитаминоз проявляется в виде дерматита, катаракты, анемии, поражении сердечной мышцы

Липоевая кислота – витаминоподобное вещество, представляет собой восьмиуглеродную жирную кислоту с двумя SH - группами. Биологическая роль: является коферментом пируватдегидрогеназного комплекса, участвует в окислении α-кетокислот.

Пантотеновая кислота является витамином, который, в свою очередь, включает β-аланин и производное масляной кислоты. Она распространена в животных и растительных продуктах. Суточная потребность до 10 мг. Биологическая роль: входит в состав HS- КоА, участвует в окислительном декарбоксилировании α-кетокислот, в активации жирных кислот. Авитаминоз проявляется дерматитом, депигментацией волос, поражением нервной системы.

Витамин В1, тиаминдифосфат, антиневритный витамин включает в свой состав пиримидиновое кольцо и имеет аминогруппу. Суточная потребность 2 мг, содержится в злаках, дрожжах. Биологическая роль: входит в состав кофермента ТДФ и участвует в окислительном декарбоксилировании α -кетокислот, является коферментом окисления глюкозы по пентозофосфатному пути. Авитаминоз проявляется полиневритами (болезнь бери-бери).

Тесты

1. Микрофлорой кишечника синтезируются витамины:

Ретинол. Токоферол. Нафтохинон

2. Предшественником витамина А является:

β-каротин. 7- дегидрохолестерин. Триптофан

3. Предшественником витамина Д является:

β-каротин. 7- дегидрохолестерин. Триптофан

4. Стероидную природу имеет витамин:

Витамин А. Витамин Д. Витамин С

5. Кобальт входит в состав витамина:

Витамин А. Витамин Д. Витамин С. Витамин В12

6. Пеллагра вызывается дефицитом витамина:

Токоферола. Никотинамида. Фолиевой кислоты. Витамина С

7. К названиям витамина А относятся:

Антиксерофтальмический. Ретинол. Токоферол. Антигеморрагический

8. Витамин Д называется:

Антиксерофтальмический. Ретинол. Токоферол. Антигеморрагический. Антирахитический. Холекальциферол

10. Антиоксидантами являются витамины:

Витамин А. Витамин Д. Витамин С. Витамин В12 . Витамин Е

11. При дефиците витамина В2 развиваются:

Дерматит. Катаракта. Рахит. Цинга. Пеллагра

12. Понятие «Обмен веществ» применительно к организму человека объединяет процессы: Питание. Тканевой метаболизм. Выделение конечных продуктов обмена.

13. Под термином» незаменимые компоненты пищи» понимают:

Выделяющие при окислении много энергии. Не способные синтезироваться в организме. Необходимые для образования биологически активных соединений. Образующие при расщеплении углекислый газ и воду. Придающие пище специфический вкус и аромат.

14. К незаменимым компонентам пищи относятся вещества:

Глицерин. Насыщенные жирные кислоты. Мононенасыщенные жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты. Глюкоза. Витамины.Минеральные вещества.

15. К растворимым в воде витаминам относятся:

Ретинол. Тиамин. Аскорбиновая кислота. Витамин D. Витамин Е. Рибофлавин. Пиридоксин. Биотин.

16. К жирорастворимым витаминам относятся:

Ретинол. Тиамин. Аскорбиновая кислота. Витамин D.Витамин Е.Витамин К. Рибофлавин. Пиридоксин. Биотин.

17. Первичными называются авитаминозы:

Развиваются при нарушении функции печени. Развиваются при отсутствии витаминов в пище. Развиваются вследствие нарушения синтеза белков-переносчиков. Развиваются вследствие воспалительных заболеваний слизистой кишечника. Развиваются при гельминтозах.

18. Биологическая роль витаминов как незаменимых компонентов пищи определяется следующим:

Являются энергетическими субстратами. Участвуют в синтезе биологически активных соединений. Участвуют в регуляции метаболизма. Выступают в качестве медиаторов.

Ситуационные задачи

1. В клинику поступил 9-ти месячный ребёнок, у которого отмечались мышечная слабость, размягчение костей, отставание в росте.

Лабораторные данные анализа сыворотки крови (в скобках указана норма): Са-1,2 мМоль/л (2,35). В моче обнаружены следы кальция

О каком заболевании может думать педиатр? Какие дополнительные биохимические исследования возможны?

2. У подростка выявлена одышка, цианоз. В анамнезе длительно протекающее заболевание желудка.

Лабораторные. данные анализа сыворотки крови(в скобках указана норма): Hb - 70 г/л (62-82). О каком заболевании может думать педиатр?

3. Ребёнок страдает жёлчекаменной болезнью, часто нарушается отток жёлчи. В последнее время у него появилась сухость кожи и склер, кровотечение из дёсен.

Как педиатр может объяснить указанные симптомы? Какие витамины необходимо назначить?

4. Врач-педиатр при осмотре ребёнка 8-ми месяцев отметил у него непропорциональное увеличение головы, дряблый, увеличенный живот, искривленные ноги. Каков диагноз? Какие дополнительные биохимические исследования необходимо провести?

5. У ребёнка с поражением почек, несмотря на полноценную, сбалансированную диету, развилась почечная остеодистрофия - рахитоподобное заболевание, сопровождающееся интенсивной деминерализацией костной ткани. Какова причина данных нарушений?

6. Ребёнок страдает дискинезией жёлчных путей. Дефицит каких витаминов может возникнуть у него?

7. Почему достаточные концентрации витаминов А и Д сохраняются в организме в течение нескольких недель и даже месяцев, а витамины группы В необходимо применять значительно чаще?

8. Почему уменьшается суточная потребность в никотиновой кислоте, если в пище содержится большое количество триптофана?

7. Основная и дополнительная литература к теме

Основная

Биохимия. Под ред. Е.С. Северина. 2003. С. 124-139

Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами. 2001. С. 283-287

А.Я. Николаев Биологическая химия. 2004. С. 178-196

О.Д. Кушманова. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. 1983. С. 44-62

Лекционный материал

Дополнительная

Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. Биологическая химия. 1990. С. 133-170

Марри Р. Биохимия человека. М. «Мир». 1993. С. 274 -284 (2)

Ю.Е. Вельтищев, М.В. Ермолаев, А.А. Ананенко, Ю.А. Князев. «Обмен веществ у детей». М.: Медицина. 1983. 462 с.

«Витамины» под ред. М.И. Смирнова. 1974

Р.М. Кон, К.С. Рот. Ранняя диагностика болезней обмена веществ. М. «Медицина».- 1986.

Кокорина. « Жирорастворимые витамины». 1985

Макаренко Т.Г., Стунжас Н.М. Учебно-методические пособия «Биохимические особенности детского организма». Смоленск. 2001. 2007.

Макаренко Т.Г., Стунжас Н.М. Учебно-методическое пособие «Особенности обмена веществ у новорожденных и грудных детей» (Рекомендовано УМО). Смоленск. 2012.

Студеникин В.М. // Вопр. совр. педиатрии. -2002.-№1.- С. 48-52

Тема занятия № 9

Наши рекомендации