Номер раздела, темы, занятия (по порядку) | Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний |
Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Управляемая самостоятельная работа студента |
| | | | | | | | |
1. | ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ(60 часов) | | | | | | | |
1.1. 1.1.1. | Биология как наука о жизни и ее значение. Биология как наука о жизни и ее значение. 1.Признаки живых объектов. 2.Определения жизни и их характеристика. 3.Уровни организации жизни. 4.Значение биологии. | | | | | Мультимедийная презентация | 1, 2, 6 | |
1.1.2. | Биология как наука о жизни и ее значение. 1.Основные обобщения биологических наук. 2.Уровни изучения биологических объектов. 3.Общие методы научного исследования. | | | | | Практикум по общей биологии | 1, 2, 6 | Устный опрос, тесты |
1.2. 1.2.1. | Химический состав клетки. Химический состав клетки. 1.Значение элементарного химического состава. 2.Буферные системы клетки. 3.Углеводы, липиды, белки. | | | | | | 2, 8 | |
1.2.2. | Химический состав клетки. 1.Основные катионы и анионы. 2.Белки: уровни организации. Каталитическая функция белков. 3.Нуклеиновые кислоты. | | | | | Практикум по общей биологии | 2, 8 | Устный опрос, тесты |
1.3. 1.3.1. | Происхождение жизни. Происхождение жизни. 1.Условия возникновения жизни. 2.Основные гипотезы происхождения жизни. 3.Биохимическая и биологическая эволюция. | | | | | | 2, 6 | |
1.3.2. | Происхождение жизни. 1.Синтез органических веществ в экспериментальных условиях. 2.Этапы возникновения жизни. | | | | | Практикум по общей биологии | 2, 6 | Устный опрос, тесты |
1.4. 1.4.1. | Строение клеток. Органеллы и биомембраны. Строение клеток. Органеллы и биомембраны. 1.Строение про- и эукариотических клеток. 2.Органеллы: строение и функции. 3.Транспорт веществ через мембраны. | | | | | | 5, 8 | |
1.4.2. | Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами работы с ним. 1.Устройство механической части микроскопа. 2.Устройство оптической части микроскопа. | | | | | Практикум по общей биологии, микроскоп, химическая посуда, препараты | 5, 8 | Защита отчета по лаб. работе |
1.4.3. | Изучение морфологии колоний и одиночных клеток представителей царства Бактерии. 1.На примере микроцистиса и анабены. | | | | | Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты | 5, 8 | |
1.5. 1.5.1. | Общая характеристика обмена веществ клетки. Общая характеристика обмена веществ клетки. 1.Анаболические и катаболические процессы. 2.Фотосинтез и хемосинтез. 3.Клеточное дыхание и брожение. | | | | | | 3, 4 | |
1.5.2. | Общая характеристика обмена веществ. 1.Фотосинтез – основные стадии и биологическая роль. 2. Хемосинтез и его значение в природе. 3.Этапы клеточного дыхания. | | | | | Практикум по общей биологии | 3, 4 | Устный опрос, тесты |
1.6. | Деление клетки и реализация наследственной информации. 1.Типы деления клеток. 2.Транскрипция и трансляция. 3. Хромосомы и их строение. 4. Индуцибельные и репрессибельные системы. Гипотеза оперона. | | | | | | 2, 6, 11 | |
1.7. 1.7.1. | Структурно-функциональная организация живых организмов. Структурно-функциональная организация живых организмов. 1.Типы структурной организации. 2.Питание. Дыхание. Выделение. 3.Ткани и органы. | | | | | | 1, 2, 6, 7 | |
1.7.2. | Структурно-функциональная организация живых организмов. 1.Гормоны животных и растений. 2.Организм как целостная система. | | | | | Практикум по общей биологии | 1,2,6,7 | Устный опрос, тесты |
1.7.3. | Особенности клеточного строения представителей царства Грибы. 1.На примере мукора. | | | | | Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты | 1, 2 ,6, 7 | Защита отчета по лаб. работе |
1.7.4. | Изучение клеточного строения представителей царства Растения. 1.На примере улотрикса и спирогиры. | | | | | Практикум по общей биологии микроскоп, химическая посуда, препараты | 1, 2, 6, 7 | |
1.8. | Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. 1.Понятие онтогенеза. 2.Типы бесполого и полового размножения. | | | | | | 2, 4, 6, 10 | |
1.9. 1.9.1. | Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. 1.Основные генетические понятия. 2.Законы Менделя. 3.Хромосомная теория наследственности. 4.Изменчивость и ее виды. | | | | | Мультимедийная презентация | 2, 4, 6, 10 | Устный опрос, тесты |
1.9.2. | Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. 1.Типы взаимодействия генов. 2.Цитоплазматическая наследственность. | | | | | Практикум по общей биологии | 2, 4, 6, 10 | Устный опрос, тесты |
1.10. | Адаптация организмов к среде обитания. 1.Экологические факторы. 2.Биотические факторы и их характеристика. 3.Биохимические, морфофизиологические и поведенческие адаптации. | | | | | | | |
1.11. | Популяционно-видовой уровень организации жизни. 1.Понятие вида. Критерии вида. 2.Популяционная структура. 3.Параметры популяции. | | | | | | 2, 3, 6, 12 | |
1.12. | Биогеоценотический уровень организации жизни. 1.Биогеоценоз и экосистема. 2.Экологические пирамиды. 3.Агроценоз и его характеристика. | | | | | | 1, 3, 4, 9 | |
1.13. 1.13.1. | Биосфера – высший уровень организации жизни. Биосфера – высший уровень организации жизни. 1.Понятие биосферы. 2.Компоненты биосферы. 3.Функции живого вещества. | | | | | | 1, 2, 6 | |
1.13.2. | Биосфера – высший уровень организации жизни. 1.Биогенная миграция атомов. 2.Компоненты биосферы по В.И.Вернадскому. | | | | | Практикум по общей биологии | 1, 2 ,6 | Устный опрос, тесты |
1.14. | Развитие эволюционных представлений. 1.Додарвиновский период. 2.Факторы эволюции по Ч.Дарвину и СТЭ. | | | | | | 2, 4, 6, 12 | |
1.15. 1.15.1. | Биотехнология. Биотехнология. 1.Современная и традиционная биотехнология. | | | | | Мультимедийная презентация | 2, 5 | |
1.15.2. | Биотехнология. 1.Клеточные технологии. 2.Значение биотехнологии. | | | | | | 2, 5 | |
1.15.3. | Биотехнология. 1.Метод культуры органов и тканей. 2.Иммобилизация ферментов. | | | | | Практикум по общей биологии | 2, 5 | Устный опрос, тесты |
1.16. 1.16.1 | Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. 1.Основные экологические проблемы. | | | | | | 2, 3, 4, 9 | |
1.16.2 | Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. 1.Концепция устойчивого развития. | | | | | | 2, 3, 4, 9 | |
| ЗООЛОГИЯ(54 часа) | | | | | | | |
2.1. | Зоология – наука о животных. Органы и системы органов животных. 1.Основные этапы развития зоологии. 2.Взаимосвязь зоологии с другими дисциплинами естественного цикла. 3.Система животного мира. | | | | | Проекционная техника | 2, 7д | |
2.2. 2.2.1. | Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. 1.Простейшие. Общая характеристика типа. 2.Основные черты строения и жизнедеятельности. 3.Экология простейших. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.2.2. | Простейшие. 1.Особенности организации. 2.Организация наблюдений и опытов. 3.Реакции при воздействии различных факторов. | | | | | Оптика Живые культуры Наглядные материалы | 6, 11, 13д, 19д, 20 | Устный опрос |
2.3. | Тип Кишечнополостные. 1.Общая характеристика типа. Жизненные формы. 2.Многообразие кишечнополостных. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.4. | Черви. 1.Общая характеристика червей как низшей группы двусторонне-симметричных животных. 2.Тип плоские черви. Общая характеристика типа. 3.Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.5. | Тип первичнополостные. 1.Общая характеристика типа. 2.Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.6. | Тип кольчатые черви. 1.Общая характеристика типа. 2.Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.4.–2.6. | Черви. 1.Многообразие червей. 2.Экологические группы. 3.Особенности организации. | | | | | Наглядные материалы Постоянные препараты | 6, 11, 13д, 19д, 20 | Устный опрос, контрольная работа |
2.7. 2.7.1. | Тип моллюски. Тип моллюски. 1.Общая характеристика типа. 2.Класс брюхоногие моллюски. 3. Класс пластинчатожаберные моллюски. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.7.2. | Тип моллюски. 1.Класс головоногие моллюски 2.Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.7.3. | Моллюски. 1.Фауна моллюсков Беларуси. 2.Экологические группы. Особенности организации. 3.Работа с определительными моллюсками. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 6, 11, 13д, 19д, 20 | Устный опрос, контрольная работа |
2.8. | Тип членистоногие. 1.Общая характеристика типа. 2.Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. 3.Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. 4.Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.9. 2.9.1. | Класс насекомые. Класс насекомые. 1.Основные отряды. 2.Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.9.2. | Класс насекомые. 1.Паразиты и переносчики возбудителей болезней. 2.Многообразие экологических групп среди насекомых. | | | | | Проекционная техника | 6, 11, 20 | |
2.9.3. | Насекомые. 1.Морфология и биология насекомых. 2.Определение коллекционного материала. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 6, 11, 13д, 19д, 20 | Устный опрос, контрольная работа |
2.9.4. | Насекомые. 1.Экология насекомых. 2.Основные экологические группы. 3.Определение коллекционного материала. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 6,11,13д 19д,20 | Устный опрос, контрольная работа |
2.10. 2.10.1. | Тип хордовые. Тип хордовые. 1.Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира. 2.Класс рыбы. Общая морфологическая и биологическая характеристика. 3.Экология рыб. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.10.2. | Рыбы. 1.Видовой состав рыб Беларуси. 2.Их размещение по водоемам и характеристика основных экологических групп. | | | | | Наглядные материалы. Постоянные препараты | 9, 12, 13 | Устный опрос, контрольная работа |
2.11. | Класс земноводные. 1.Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. 2.Основные экологические группы амфибий. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.12. | Класс рептилии. 1.Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. 2.Экология пресмыкающихся. 3.Приспособления к различным условиям существования. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.11 – 2.12. | Амфибии и рептилии. 1.Видовое разнообразие земноводных и пресмыкающихся Беларуси. 2.Особенности организации. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 9, 12, 13 | Устный опрос, контрольная работа |
2.13. 2.13.1. | Класс птицы. Класс птицы. 1.Морфофизиологические особенности, биология, экология, распространение. 2.Особенности организации в связи с полетом. 3.Экология птиц. Основные экологические группы птиц. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.13.2. | Птицы. 1.Основные экологические группы птиц в фауне республики. 2.Особенности организации в связи с полетом. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 9, 12, 13 | Устный опрос, контрольная работа |
2.14. 2.14.1. | Класс млекопитающие. Класс млекопитающие. 1.Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. 2.Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. 3.Экология млекопитающих. Основные экологические группы. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.14.2. | Млекопитающие. 1.Основные экологические группы млекопитающих в фауне республики Беларусь. 2.Особенности организации. | | | | | Коллекционный материал Наглядные материалы Постоянные препараты | 9, 12, 13 | Устный опрос, контрольная работа |
2.15. | Животный мир Республики Беларусь. 1.Характеристика фауны Беларуси. 2.Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. 3.Водные экосистемы. Фитофаги в водных экосистемах республики. 4.Паразиты как специфическая группа животных. 5.Охраняемые территории в республике. 6.Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13 | |
2.16. | Полевые исследования по зоологии. 1.Программа и основные методики исследований по зоологии. 2.Методы учета численности. 3.Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. 4.Планирование эксперимента в зоологических исследованиях. | | | | | Проекционная техника | 9, 12, 13, 12д, 9д | |
3. | БОТАНИКА(48 часов) | | | | | | | |
3.1. | Ботаника- наука о растениях. 1.История развития ботаники. 2.Ботанические исследования на Беларуси. 3.Разделы ботаники. | | | | | Проекционная техника | 1, 3 | |
3.2. 3.2.1. | Растительные ткани. Растительные ткани. 1.Понятие о растительных тканях. 2.Характеристика основных видов растительных тканей. | | | | | | 1, 3, 10 | |
3.2.2. | Растительные ткани. 1.Изучение особенностей строения и функционирования 2-3 видов растительных тканей. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 1, 3, 10 | |
3.3. 3.3.1. | Понятие об органах растений. Корень. Понятие об органах растений. Корень. 1.Виды корней, типы корневых систем. 2.Первичное и вторичное анатомическое строение корня. 3.Метаморфозы корня. | | | | | | 1, 3, 10 | |
3.3.2. | Понятие об органах растений. Корень. 1.Особенности внешнего и внутреннего строения корня. 2.Экологические группы корней. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 1, 3, 10 | |
3.4. 3.4.1. | Побег. Стебель. Побег. Стебель. 1.Понятие о побеге. 2.Почки. 3.Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. | | | | | | 1, 3, 11 | |
3.4.2. | Побег. Стебель. 1.Стебель. Особенности внутреннего строения стебля однодольных и двудольных растений. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 1, 3, 11 | |
3.5. 3.5.1. | Лист. Лист. 1.Лист как часть побега. 2.Внешнее и внутреннее строение листа. 3.Листья простые и сложные. | | | | | | 1, 3, 5, 8 | |
3.5.2. | Лист. 1.Особенности внешнего и внутреннего строения листа. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 1, 3, 5, 8 | |
3.6. | Метаморфозы стебля, побега и листа. 1.Размножение растений. 2.Надземные и подземные видоизменения побегов. 3.Вегетативное размножение. 4.Половой процесс и половое размножение у растений. | | | | | | 1, 3, 11 | |
3.7. | Цветок. 1.Строение цветка. 2.Мужской и женский гаметофит. 3.Соцветия и их биологическое значение. | | | | | | 1, 10 | |
3.8. | Цветение. Оплодотворение. 1.Плод. Семя. 2.Опыление растений. 3.Семя, строение семян. 4.Плоды, классификация плодов. | | | | | | 1, 3, 10 | |
3.9. 3.9.1. | Классификация растений. Классификация растений. 1.Низшие растения. Водоросли. 2.Современные классификации растений. 3.Группа отделов водоросли. 4.Особенности строения и размножения водорослей. | | | | | | 5, 8, 10, 17 | |
3.9.2. | Классификация растений. 1.Особенности строения водорослей как низших водных растений. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 5, 8, 10, 17 | |
3.10. 3.10.1. | Высшие растения. Высшие растения. 1.Отделы: Моховидные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные. 2.Характерные особенности растений данных отделов. | | | | | | 4, 5, 8, 10 | |
3.10.2. | Высшие растения. 3.Особенности строения мхов как первых ныне живущих наземных растений. | | | | | Микроскопы, микропрепараты | 4,5,8,10 | |
3.11. 3.11.1. | Отдел Голосеменные. Отдел Голосеменные. 1.Особенности строения и размножения голосеменных. 2.Многообразие голосеменных. | | | | | | 10, 17 | |
3.11.2. | Отдел Голосеменные. 1.Особенности внутреннего строения стебля и листа (хвои) голосеменных. | | | | | Микроскопы, микропрепараты, коллекционный материал | 10, 17 | |
3.12.1. | Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 1.Особенности строения покрытосеменных. 2.Сравнительная характеристика одно- и двудольных растений. 3.Характеристика отдельных представителей класса Однодольные. | | | | | | 10, 16, 17 | |
3.12.2. | Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. 1. Покрытосеменные. Определение и описание представителей класса Однодольные. | | | | | Коллекционный материал | 10, 16, 17 | |
3.13. 3.13.1. | Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Характеристика отдельных представителей класса, относящихся к семействам Крестоцветные, Розоцветные. | | | | | | 10, 16, 17 | |
3.13.2. | Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Характеристика отдельных представителей класса, относящихся к семействам Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. | | | | | | 10, 16, 17 | |
3.13.3. | Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. 1.Определение и описание представителей класса Двудольные. | | | | | Коллекционный материал | 10, 16, 17 | |
3.14. | Растения и окружающая среда. 1.Экология растений. 2.Классификация растений по отношению к свету, теплу, влаге. 3.Жизненные формы растений. | | | | | | 5, 10, 16 | |