Отряды насекомых с неполным превращением
2, 4, 5, 8 (1 балл)
Максимальное количество баллов за оба задания - 20
Всероссийская олимпиада школьников по биологии.
Областной этап.
Практический тур 10-11 класс
Эталонный ответ
Изучение беспозвоночных животных
И определение их систематического положения
1.
Ранг таксона | Ответ | Оценка в баллах | Ответ | Оценка в баллах | Ответ | Оценка в баллах |
Особь № 1 | Особь № 2 | Особь № 3 | ||||
Тип | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Класс | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Отряд | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Семейство | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Род | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Вид | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
Итого | 3 балла | Итого | 3 балла | Итого | 3 балла | |
Максимальное количество баллов за 1 задание - 9 баллов |
2.
Номер личинки | Название насекомого | Оценка в баллах | Максимальный балл |
Комар обыкновенный | Отряд Двукрылые –0,25 Комар – 0,5 Комар-пискун -1 Комар обыкновенный - 1 Кулекс - 1 | ||
Звонец (хирономус) | Отряд Двукрылые –0,25 Комар -0,5 Комар-звонец, звонец -1 Комар-дергун -1 Хирономус - 2 | ||
Ильница | Отряд Двукрылые-0,25 Муха -0,5 Пчеловидка -1 Журчалка -1 Ильница - 2 | ||
Львинка | Отряд Двукрылые -0,25 Муха – 0,5 Львинка - 1 | ||
Водолюб | Отряд Жесткокрылые 0,25 Жук - 0,25 Водолюб - 1 | ||
Плавунец | Отряд Жесткокрылые -0,25 Жук - 0,25 Плавунец - 1 | ||
Ручейник | |||
Веснянка | |||
Стрекоза | |||
Максимальное количество баллов за 2 задание |
Максимальное количество баллов за оба задания - 20
Всероссийская олимпиада школьников по биологии.
Областной этап.
Практический тур 9, 10-11 классы
Строение костей и скелета человека
Эталонный ответ.
1.
Ответ | Оценка в баллах | Ответ | Оценка в баллах | |
№ кости | Отдел скелета | Название кости | ||
Скелет нижних конечностей | 0,5 | Бедренная кость | 0,5 | |
Череп | 0,5 | Затылочная кость | 0,5 | |
Грудная клетка | 0,5 | Ребро | 0,5 | |
Позвоночник | 0,5 | Шейный позвонок (II) | 0,5 | |
Пояс верхних конечностей | 0,5 | Ключица | 0,5 | |
Скелет верхних конечностей | 0,5 | Плечевая кость | 0,5 | |
Пояс нижних конечностей | 0,5 | Тазовая кость | 0,5 | |
Пояс верхних конечностей | 0,5 | Лопатка | 0,5 | |
Итого | 4 балла | Итого | 4 балла | |
Максимальное количество баллов за 1 задание -8 баллов |
2.
№ | Ответ | Оценка в баллах |
Носовая кость | ||
Слезная кость | ||
Решетчатая кость | ||
Лобная кость | ||
Теменная кость | ||
Височная кость | ||
Клиновидная кость | ||
Скуловая кость | ||
Нижняя челюсть | ||
Верхняя челюсть | ||
Грушевидная апертура | ||
Максимальное количество баллов за 2 задание -12 баллов |
Максимальное количество баллов за оба задания - 20
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.
Практический тур 10-11 класс
Эталонный ответ.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза.
Техника работы с микроскопом, приготовления микропрепаратов.
№ п/п | Критерии для оценивания работы | Оценка в баллах | ||
отсутствует/ не выполнено | есть ошибки / частично выполнено | верно / выполнено полностью | ||
Умение подготовить микроскоп к работе (настроить освещенность, резкость на объект) | 0,5 | |||
Умение готовить временный неокрашенный микропрепарат | 0,5 | |||
Умение самостоятельно вызывать явление плазмолиза | ||||
Умение самостоятельно вызывать явление деплазмолиза | ||||
Максимальное количество баллов: |
2. Оформление результатов наблюдений (рисунков).
Название плазмолитика - 1 балл
№ п/п | Критерии для оценивания рисунка | Оценка в баллах | ||
отсутствует/ не выполнено | есть ошибки / частично выполнено | верно / выполнено полностью | ||
Название рисунка | - | 0,5 | ||
Аккуратность прорисовки клеток | - | 0,5 | ||
Условные обозначения | 0,5 | |||
Максимальное количество баллов за каждый рисунок: |
Объяснение механизма плазмолиза – 7 баллов.
Критерии | Оценка в баллах |
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.
Практический тур. 10 класс. Изучение плазмолиза и деплазмолиза.
Ведомость для оценивания техники работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов
Шифр участника | Умение подготовить микроскоп к работе (настроить освещенность, резкость на объект) | Умение готовить временный неокрашенный микропрепарат | Умение самостоятельно вызывать явление плазмолиза | Умение самостоятельно вызывать явление деплазмолиза | Сумма баллов | ||||||||
- | +/- | + | - | +/- | + | - | +/- | + | - | +/- | + | ||
0,5 | 0,5 | ||||||||||||
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Областной этап.
Практический тур. 11 класс. Изучение плазмолиза и деплазмолиза.
Ведомость для оценивания техники работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов
Шифр участника | Умение подготовить микроскоп к работе (настроить освещенность, резкость на объект) | Умение готовить временный неокрашенный микропрепарат | Умение самостоятельно вызывать явление плазмолиза | Умение самостоятельно вызывать явление деплазмолиза | Сумма баллов | ||||||||
- | +/- | + | - | +/- | + | - | +/- | + | - | +/- | + | ||
0,5 | 0,5 | ||||||||||||
Задание 2.
Составление определительной карточки.
Примерный эталонный ответ*