Анализ результатов тестирования пловцов 8-12-ти лет
Показанные результаты тестирования заносились в сводные протоколы отдельно по возрасту исследуемых и по методике проведения тренировок.
При анализе динамических показателей полученных результатов тестирования, мы получили следующие данные (таблица 16).
Таблица 16.
Динамика показателей полученных результатов в первой и второй группах при первичном и повторном тестировании.
Контрольное исследование | Возраст (лет) | Март 2009 г. | Апрель 2010 г. | Полученный результат | Улучшение (%) | ||||
Группы | |||||||||
1 гр. | 2 гр. | ||||||||
Кроль 25 м (сек) | 24,6 | 24,7 | 23,9 | 22,8 | 0,7 | 1,9 | 2,9 | 7,7 | |
21,5 | 21,6 | 21,0 | 19,9 | 0,5 | 1,7 | 2,3 | 7,9 | ||
18,4 | 18,4 | 17,7 | 17,0 | 0,7 | 1,4 | 3,8 | 7,6 | ||
Кроль 50 м (сек) | 58,8 | 58,6 | 52,1 | 49,7 | 6,7 | 8,9 | 11,4 | 15,2 | |
52,3 | 52,2 | 48,8 | 44,8 | 3,5 | 7,4 | 6,7 | 14,2 | ||
42,2 | 43,5 | 40,6 | 36,7 | 1,6 | 6,8 | 3,8 | 15,6 | ||
Кроль 100 м (сек) | 138,9 | 120,4 | 113,9 | 18,6 | 13,4 | 18,0 | |||
114,6 | 114,3 | 110,7 | 101,9 | 3,9 | 12,4 | 3,4 | 10,8 | ||
104,3 | 96,1 | 1,3 | 6,9 | 1,2 | 6,7 | ||||
Сгибание, разгибание рук в висе на перекладине (к-во раз) | 3,2 | 3,8 | 5,4 | 2,8 | 1,6 | 87,5 | 42,1 | ||
9,2 | 8,6 | 11,5 | 10,2 | 2,3 | 1,6 | 18,6 | |||
13,5 | 16,7 | 14,2 | 2,7 | 0,7 | 19,3 | 5,2 | |||
Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (к-во раз) | 12,4 | 13,8 | 17,2 | 15,6 | 4,8 | 1,8 | 38,7 | 13,0 | |
16,7 | 16,2 | 21,8 | 20,3 | 5,1 | 4,1 | 30,5 | 25,3 | ||
21,6 | 25,7 | 8,4 | 3,7 | 38,9 | 16,8 | ||||
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (к-во раз) | 15,6 | 15,8 | 19,2 | 3,6 | 2,2 | 23,1 | 13,9 | ||
18,7 | 18,5 | 22,5 | 21,6 | 3,8 | 3,1 | 20,3 | 16,8 | ||
23,5 | 22,3 | 26,2 | 24,2 | 2,7 | 1,9 | 11,5 | 8,5 |
Как видно из приведенной таблицы показатели скоростно-силовых качеств, значительно выше у пловцов второй группы.
При анализе данных, полученных с помощью компьютерной программы хронобиологических расчетов «ХРОНОС», можно сделать следующее заключение: мальчики, имеющие, отличную предрасположенность к спортивным достижениям в первой группе составили 26,7% (тренировка на суши), во второй – 33,3% (тренировка в воде). Это также, в свою очередь, объясняет более высокие полученные результаты у пловцов второй группы.
Графики уровня средних динамических показателей тестов, за период наблюдения контингента испытуемых с марта по апрель 2012 года представлены на рисунках 17-22.
Рис. 17. Средний динамический показатель 10-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Кроль» 25, 50 и 100 м . |
Рис. 18. Средний динамический показатель 10-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Подтягивание», «Пресс за 30 сек» и «Сгибание, разгибание рук в упоре лежа». |
Рис. 19. Средний динамический показатель 11-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Кроль» 25, 50 и 100 м. |
Рис. 20. Средний динамический показатель 11-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Подтягивание», «Пресс за 30 сек» и «Сгибание, разгибание рук в упоре лежа». |
Рис. 21. Средний динамический показатель 12-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Кроль» 25, 50 и 100 м. |
Рис. 22. Средние динамические показатели 12-ти летних мальчиков при выполнении тестов «Подтягивание», «Пресс за 30 сек» и «Сгибание, разгибание рук в упоре лежа». |
ВЫВОДЫ
На основании проведенных исследований: анализа специальной литературы, тестирования с помощью специальных упражнений, программы биоритмологических расчетов «ХРОНОС» и математической обработки полученных данных мы пришли к следующим выводам:
1. Установлен примерно одинаковый исходный уровень развития скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет в двух наблюдаемых группах.
2. В результате выполнения пловцами скоростно-силовых упражнений, преимущественно на суше или в воде, установлен рост результатов в тестах к концу наблюдения.
3. Установлен статистический значимый рост показателей в тестах выполняемых в воде, в тестах (на преодоление дистанций). Группа пловцов, выполняющая скоростно-силовые упражнения на суше, показала выше результаты в тестах общефизической подготовки.
4. Методика воспитания скоростно-силовых качеств пловцов должна содержать преимущественно упражнения, выполняемые в воде. Упражнения, выполняемые преимущественно на суше, являются отличным дополнением подготовки юных пловцов, но не могут быть включены в основной раздел планирования совершенствования скоростно-силовых качеств пловцов.
5. Применение программы биоритмологических расчетов «ХРОНОС» позволяет определить предрасположенность детей к спортивным достижениям, а, следовательно, может также использоваться в спортивном отборе детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Теоретический анализ специальной литературы по исследуемой проблеме позволил установить, что в современной практике спортивного отбора не достаточно широко используются компьютерные программы тестирования занимающихся. С этой целью может с успехом использоваться программа биоритмологических расчетов «ХРОНОС».
2. Для проведении исследований с помощью программа биоритмологических расчетов «ХРОНОС», нами были разработаны: схема проведения обследования каждого учащегося, введены оценочные нормы предрасположенности к спортивным достижениям, которые представлены в тексте нашей работы и могут быть использованы в дальнейшем.
3. Установлен благоприятный эффект от выполнения подготовительных упражнений на суше. Они подготавливают организм к предстоящей деятельности, сокращая время для разминки в воде, удлиняя тем самым основную часть занятия. Рекомендуем применение подготовительных упражнений на суше в интервалах отдыха между отрезками плавания. Причем из таких вариантов, как пассивный отдых в воде, пассивный отдых на суше, активный отдых на суше – последний является более рациональным и эффективным.
4. Воспитание скоростно-силовых качеств пловцов целесообразно осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений выполняемых в воде. Скоростно-силовыми упражнениями, которые должны широко использоваться в тренировке пловцов являются: плавание с резиновым шнуром, плавание с лопатками, плавание с тормозами и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басик Т.В. и др. // Способ оценки выносливости. // Теория и практика физической культуры. – 2000. - №1. – С.28.
2. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – С.48.
3. Булгаков Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999. – С.46.
5. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов. -М., Физкультура и спорт, 2001. – 156с.
6. Белоусов // Скоростно-силовые способности. // ТиПФК. – 2000. - №4. – С.33.
7. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. - М.: Мол. гвардия, 1983.- 175 с.
8. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. - М.: Спортакадемпресс, 2001.-80 с.
9. Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003. – С.84.
10.Гапон Г.И. Исследование эффективности средств и методов воспитания физических качеств у детей. // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 3. – С. 8-10.
11.Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. – М.: Серия «Наука и спорт», 2000. – С.89.
12.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2002. – С.75.
13.Егорова Н.Г. // силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. - 2002. - №2. - С.18.
14.Захаров Е.Н. и др. Развитие быстроты. Энциклопедия // ФП. – М., 1994. гл 6. – С.218-231.
15.Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 80с.
16.Карпеев А.Г. // Развитие скоростных циклических движений. // ТиПФК. - 2000. - №10. - С.12.
17.Кобаидзе В.В., Смирнова Н.А. «Хронобиологический фактор в онкологии» // Электронный журнал. Выпуск №26 – 2005.
18. Кобаидзе В.В., Смирнова Н.А. «Хронобиология что это такое» // Электронный журнал. Выпуск №2 – 2006.
19.Кобаидзе В.В., Смирнова Н.А. «Хронобиология, “Хронос” и практическая медицина шаг первый» // Электронный журнал. Выпуск №19 – 2006.
20.Кобаидзе В.В., Смирнова Н.А. «Введение в теорию циклов и информационную терапию». – М.: Медицинская книга, 2007.
21.Коновалова И.В. Эффективность игрового метода в занятиях пловцов групп начальной подготовки: Автореф. Дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – 22с.
22.Кузнецов В. В. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
23.Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
24.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для студентов институтов ФК. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 91-118.
25.Матвеев А.Л., Мельников С.Б. Методика Физического воспитания с основами теории. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 33-34.
26.Миронов П.П., Духовская Е.Е. // Система средств формирование специальной подготовки. // ТиПФК. - 2001. - №1. - С. 12.
27.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
28.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003. – С.58.
29.Плавание: Справочник. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 383с.
30.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
31.Платонова В.Н. Плавание: Учебник - Киев: Олимпийская литература, 2000. – С.107.
32.Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).
33.Проскурина И.К. Биохимия. – М.: Владос – Пресс, 2001. – С. 194.
34.Саблин А.Б., Костиков А.В. // Особенности специальной подготовки спортсмена. // ТиПФК. - 2002. -№2. - С. 36.
35.Семенов В.Г.,Сячин В.Д., Смольянов В.А. Технология выполнения курсовой, выпускной квалификационной (дипломной) работы. Нормативные и положения и указания. Смоленск, 1999. – 68с.
36.Сокунова С.Ф. // Контроль за уровнем развития выносливости спортсмена. // ТиПФК. - 2002. - №8. – С. 51.
37.Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология ФВиС: Учебник для вузов. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
38.Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений.-М.: Физкультура и спорт, 1998.
39.Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. – М., 1997. - С. 67-122.
40.Широковец Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Автореф.дис. … д-ра пед. наук. – М.,2001. – С.47.
41.Шиян Б.М. // Теория и методика физического воспитания. – М., 1998. – гл У1.1 – С. 66-73.
42.Яскевич. Е.Е. // Модель специальной силовой подготовки. // ТиПФК. - 2000. - №1. - С. 33.
ПРИЛОЖЕНИE
Приложение 1.
Результаты тестов группы № 1, до начала эксперимента.
№ п/п, имя | Плавание | Сгибание, разгибание рук в висе на перекладине, (раз) | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, (раз) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек, (раз) | ||
25 м в/с, (мин/сек) | 50 м в/с, (мин/сек) | 100 м в/с, (мин/сек) | ||||
1. Антон | 0/23,9 | 0/54,9 | 2/27,3 | |||
2. Григорий | 0/17,6 | 0/42,0 | 1/42,8 | |||
3.Владислав | 0/25,8 | 1/07,2 | 2/55,3 | |||
4.Роман | 0/24,9 | 1/00,0 | 2/01,1 | |||
5.Анатолий | 0/22,2 | 0/54,1 | 1/58,6 | |||
6.Герман | 0/21,4 | 0/53,4 | 1/56,2 | |||
7.Денис | 0/19,0 | 0/43,8 | 1/44,2 | |||
8.Юрий | 0/20,8 | 0/52,2 | 1/53,3 | |||
9.Петр | 0/22,5 | 0/54,1 | 1/55,2 | |||
10.Сергей | 0/23,8 | 0/55,6 | 1/59,1 | |||
11.Савва | 0/20,6 | 0/45,9 | 1/46,7 | |||
12.Алексей | 0/24,7 | 0/56,4 | 2/12,4 | |||
13.Михаил | 0/17,8 | 0/38,4 | 1/33,2 | |||
14.Борис | 0/21,8 | 0/54,0 | 1/57,7 | |||
15.Иван | 0/18,9 | 0/44,5 | 1/43,8 |
Приложение 2.
Результаты тестов группы 2, до начала эксперимента.
№ п/п, имя | 25 м в/с, (мин/сек) | 50 м в/с, (мин/сек) | 100 м в/с, (мин/сек) | Сгибание, разгибание рук в висе на перекладине, (раз) | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, (раз) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек, (раз) |
1.Артём | 0/17,8 | 0/44,5 | 1/50,3 | |||
2.Владимир | 0/25,1 | 0/56,3 | 2/14,3 | |||
3.Николай | 0/22,4 | 0/53,1 | 1/57,9 | |||
4.Максим | 0/25,0 | 0/58,4 | 2/02,1 | |||
5.Александр | 0/19,2 | 0/45,0 | 1/43,2 | |||
6.Денис | 0/20,8 | 0/53,3 | 1/58,5 | |||
7.Иван | 0/21,9 | 0/52,2 | 1/55,2 | |||
8.Константин | 0/21,7 | 0/55,5 | 1/53,1 | |||
9. Геннадий | 0/25,6 | 1/09,0 | 2/54,0 | |||
10.Олег | 0/23,8 | 0/54,2 | 1/59,2 | |||
11. Григорий | 0/22,0 | 0/54,0 | 1/56,1 | |||
12.Фёдор | 0/20,6 | 0/46,8 | 1/45,1 | |||
13.Борислав | 0/24,1 | 0/55,0 | 2/25,0 | |||
14.Сергей | 0/17,8 | 0/39,2 | 1/30,6 | |||
15.Евгений | 0/18,7 | 0/45,2 | 1/47,8 |
Приложение 3.
Результаты тестов группы 1, в конце эксперимента.
№ п/п, имя | 25 м в/с, (мин/сек) | 50 м в/с, (мин/сек) | 100 м в/с, (мин/сек) | Сгибание, разгибание рук в висе на перекладине, (раз) | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, (раз) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек, (раз) |
1.Антон | 0/23,3 | 0/52,1 | 2/00,8 | |||
2.Григорий | 0/17,0 | 0/42,0 | 1/45,0 | |||
3.Владислав | 0/24,7 | 0/54,2 | 2/09,1 | |||
4.Роман | 0/23,8 | 0/51,0 | 1/59,1 | |||
5.Аналолий | 0/21,8 | 0/50,2 | 1/48,2 | |||
6.Герман | 0/21,2 | 0/49,3 | 1/55,1 | |||
7.Денис | 0/18,4 | 0/41,8 | 1/45,3 | |||
8.Юрий | 0/19,7 | 0/48,7 | 1/48,7 | |||
9.Петр | 0/21,8 | 0/49,8 | 1/52,2 | |||
10.Сергей | 0/23,0 | 0/51,4 | 1/54,7 | |||
11.Савва | 0/20,0 | 0/45,0 | 1/46,6 | |||
12. Алексей | 0/24,5 | 0/51,9 | 1/58.3 | |||
13.Михаил | 0/17,4 | 0/36,4 | 1/42,8 | |||
14. Борис | 0/21,6 | 0/49,6 | 1/53,4 | |||
15.Иван | 0/18,2 | 0/42,3 | 1/44,3 |
Приложение 4.
Результаты тестов группы 2, в конце эксперимента.
№ п/п, имя | 25 м в/с, (мин/сек) | 50 м в/с, (мин/сек) | 100 м в/с, (мин/сек) | Сгибание, разгибание рук в висе на перекладине, (раз) | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, (раз) | Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек, (раз) |
1.Артём | 0/16,5 | 0/35,7 | 1/35,7 | |||
2.Владимир | 0/23,0 | 0/49,3 | 1/52,5 | |||
3.Николай | 0/21,4 | 0/49,6 | 1/43,4 | |||
4.Максим | 0/23,9 | 0/50,1 | 1/50,4 | |||
5.Александр | 0/18,0 | 0/39,1 | 1/38,2 | |||
6.Денис | 0/19,3 | 0/44,8 | 1/42,8 | |||
7.Иван | 0/20,0 | 0/44,8 | 1/46,1 | |||
8.Константин | 0/19,9 | 0/45,0 | 1/39,5 | |||
9. Геннадий | 0/23,7 | 0/51,8 | 2/00,2 | |||
10.Олег | 0/21,2 | 0/47,9 | 1/48,6 | |||
11. Григорий | 0/22,1 | 0/48,3 | 1/47,3 | |||
12.Фёдор | 0/16,9 | 0/36,4 | 1/32,5 | |||
13.Борислав | 0/22,4 | 0/49,5 | 1/57,6 | |||
14.Сергей | 0/16,0 | 0/34,0 | 1/30,0 | |||
15.Евгений | 0/17,6 | 0/38,2 | 1/40,4 |
Приложение 5.
Упражнения для развития быстроты на суше по А.М. Карпову:
1. Стоя, быстрые повороты головы налево, направо, наклон вперед, назад.
2. Стоя, различные круговые движения руками вперед, назад, одновременные, поочередные, с ускорениями.
3. Стоя, руки к плечам: круговые движения предплечьями в локтевых суставах внутрь и наружу с постепенным ускорением.
4. Ноги на ширине плеч, наклон вперед: движения руками, как при плавании дельфином и кролем, с постепенным ускорением.
5. Бег на носках на короткие отрезки - рывки с ускорением.
6. Семенящий бег на небольших отрезках с ускорением.
7. Спортивная ходьба с ускорениями на отрезках в 10, 12 м.
8. Различные прыжки: ноги вместе, скрестно, в стороны и вместе, на одной ноге, выполняемые в быстром темпе.
9. Прыжки со скакалкой в быстром темпе.
10. Различные варианты прыжков на согласование движений - два прыжка на одной ноге, два на другой, прыжок ноги врозь, ноги вместе.
11. Кто выше прыгнет?
12. Стоя, быстро выполнять «волну», - движение туловищем, как при плавании дельфином.
13. Сидя в положении угла согнувшись, выполнять движения ногами кролем в быстром темпе.
14. Упражнения с резиновыми амортизаторами: лежа на груди, стоя, наклонившись вперед, стоя спиной к месту прикрепления амортизаторов, стоя боком к точке прикреплений, лежа на спине. Выполнять движения поочередно и одновременно двумя руками с постепенным ускорением.
15. Различные упражнения на точность и быстроту реакции занимающихся: игры типа «слушай сигнал», например, по сигналу «раз» - бег, по сигналу «два» - прыжок. Или занимающиеся идут или бегут по кругу; по сигналу «раз» - остановка, на «два» - упор присев, на «три» - прыжок вверх.
В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием».
Перечень упражнений в воде специальной силовой направленности по Л.П. Макаренко (рисунок 1):
Рис.1. Упражнения специальной силовой направленности,
выполняемые в воде.
1. Плавание с помощью движений рук, буксируя партнера, связку поролоновых отрезков, прикрепленных шнуром к поясу, или иной подобный груз.
2. Плавание с помощью движений рук или ног, с полной координацией, движений, растягивая резиновый амортизатор, закрепленный одним концом за стенку бассейна, другим за пояс или стопы пловца.
3. Плавание с полной координацией движений, с помощью движений рук или ног, преодолевая тяжесть груза блочного устройства (шнур блока закреплен одним концом за пояс спортсмена; груз регулируется тренером).
4. Плавание с помощью движений рук (с лопаточками на ладонях и без них), преодолевая сопротивление надутого резинового круга, надетого на голени в виде «восьмерки».
5. Плавание с помощью движений ног (прежде всего брассом и дельфином) с доской в руках, имеющей гидродинамический тормоз в виде поперечной пластины.
6. Плавание с помощью движений рук или с полной координацией движений с лопаточками на ладонях рук.
7. Плавание с помощью движений ног в максимальном темпе: дельфином в положении на боку; брассом на груди, руки у бедер; кролем на спине, руки вперед, ладонями вверх и вместе.
Большинство названных упражнений выполняется повторным или интервальным методом в виде n x 25; n x 50; n x 100 и n x 200 м.