Программа биоритмологических расчетов «ХРОНОС»
Согласно хронобиологическим принципам любой человек циклически проходит состояния активизации и торможения различных систем своего организма. Циклов несколько и они имеют разные периоды. Самый быстрый из учитываемых имеет период 2 часа, а самый длительный – 60-ти летний.
При избыточной активизации той или иной системы человек может переживать состояние дискомфорта. Это может приводить к заболеваниям. Рассматривая роды, как состояние сильной активизации плода, и зная момент этой активизации, можно определить наиболее активные системы организма ребенка. Иными словами, можно определить его конституцию.
Конституция человека позволяет оценить сильные и слабые стороны конкретного индивидуума на физическом и психоэмоциональном уровнях.
Любой момент времени неповторим и, следовательно, неповторим любой человек. Однако каждый временной цикл накладывает определенные особенности на человека и, поэтому, разным группам людей могут быть присущи общие черты. Это позволяет выделить некоторые характерные типы людей.
В данной методике использовано выделение 12-ти типов по числу акупунктурных меридианов, используемых в древней китайской медицине [18].
В основе работы программы хронобиологических расчетов «ХРОНОС» положены три показателя любого человека: место рождения, дата рождения и время рождения (рисунок 2).
Рис. 2. Программа хронобиологических расчетов «ХРОНОС».
Конституция проявляет себя на уровне психотипа человека и индивидуальных особенностей физиологических процессов его организма.
Психотип конкретного человека является более стабильной характеристикой индивидуума, т.е. его конституции.
Поэтому анализ правильности проведения расчетов и определения конституции начинают с проверки соответствия психотипа рассчитанной конституции данному человеку.
Наиболее ярко проявляет себя психотип, соответствующий максимальному баллу в расчетной картине. Существуют следующие типы людей:
I тип – в детстве часто говорливые дети. С возрастом говорливость превращается в способность убеждать. Обычно волевые и в значительной степени заботливые люди. Многие становятся военными, руководителями и менеджерами.
II тип – «люди с характером». Очень способные, интеллектуальные люди с лидерскими качествами. Часто отличники, активисты в общественной жизни. Однако получению высоких оценок в школе может мешать антипатия к преподавателю (проявление «характера»). Могут проявлять повышенную эмоциональность и импульсивность в своих действиях. На любые предложения часто сразу отвечают отказом, что потом не мешает им согласиться и активно реализовывать предложение.
III тип – непоседливые (иногда суетливые), но при этом очень привязанные к своему дому. Не могут заниматься монотонной работой. Необходимо периодически подвигаться (поговорить, просто походить и т.д.). Быстро «загораются» и также быстро «гаснут».
IV тип – очень заботливые, обстоятельные люди. Часто интеллектуалы, склонные к научной работе (фундаментальной науке). Любят изучать новое, могут иметь несколько образований. Любят самостоятельность (независимость). Могут проявлять упрямство.
V тип – открытые, эмоциональные, контактные люди, весельчаки (особенно в детстве), имеющие много друзей. Обычно обладают хорошими интеллектуальными данными, чаще наклонности больше к гуманитарным, чем к точным наукам. Эстеты. Ярких представителей этой конституции даже в зрелом возрасте легко отличить по постоянной улыбке. Люди этой конституции часто становятся артистами, художниками, архитекторами и т.д. Однако среди них много встречается врачей, политиков и руководителей. Последним двум видам деятельности, вероятно, способствует общительность и внешняя приветливость людей этой конституции.
VI тип – чувствительные и эмоциональные (часто скрыто) люди с высокой психической ранимостью. Могут сильно страдать от самых незначительных в понимании других людей замечаний, слов, упреков и т.д. Часто активные люди. Люди этой конституции легко усваивают и перерабатывают новую информацию. Однако им не всегда хватает усидчивости для фундаментальной работы. Поэтому профессии этих людей часто связаны с информационными технологиями.
VII тип – исходно очень спортивные люди, но их высокая восприимчивость к хроническим заболеваниям может уже в детстве приводить к невозможности реализации спортивной конституции. Хорошие художественные данные. Довольно заботливые люди.
VIII тип – осторожные (мудрые) люди, несмотря на возможные проявления ветрености характера (особенно в молодости). В предельном случае осторожность может проявлять себя в осторожности поведения. В детстве не по возрасту рассудительные дети (маленькие старички).
IX тип – чаще гиперактивные люди, сочетающие в себе высокие спортивные и интеллектуальные данные. Среди них много руководителей, организаторов, политиков. Могут быть людьми искусства, спорта, науки, хотя занятиям фундаментальной наукой им будет мешать высокая подвижность.
X тип – настойчивые интеллектуалы, уверенные в своей правоте. Их трудно переубеждать. Скорее всего, они все равно сделают по-своему. Люди «с характером».
XI тип – люди с хорошими спортивными и художественными данными. Чаще достаточно активные (даже гиперактивные). В детстве во время занятий спортом показывают хорошие результаты. С возрастом сохраняют моложавый вид (выглядят моложе своих лет). Эстеты. При определенных условиях могут вести пассивную жизнь.
XII тип – активные интеллектуалы. Могут обладать хорошими способностями к точным наукам и хорошими художественными данными. Оригиналы. Яркие представители этой конституции проявляют стремление к лидерству, первенству, склонны к серьезным переменам.
В соответствии с выше перечисленными психотипами человека и индивидуальными особенностями физиологических процессов, нами были выделены 3 группы занимающихся (таблица 1).
Таблица 1.
Предрасположенность к спортивным достижениям в зависимости от хронотипа занимающихся.
№ психотипа | Оценка | Предрасположенность к спортивным достижениям |
III, VII, XI. | ++ | Отличная. |
II, IV, VI, VIII, X, XII. | + | Хорошая. |
I, V, IX. | +/- | Удовлетворительная. |
Организация исследования
Наше исследование в организационном плане представляло три взаимосвязанных этапа.
Первый этап длился с января по февраль 2012 года. Этот этап был посвящен анализу и обобщению специальных литературных источников по проблеме исследования, формулировке гипотезы и проблемы исследования, выделению объекта и предмета исследования, постановке задач исследования.
Второй этап исследования продолжался с марта по апрель 2012 года. В течение этого этапа нами было проведено тестирования уровня показателей скоростно-силовых качеств пловцов 8-12-ти лет.
Во время последнего, третьего этапа включительно по май 2012 года нами был проведен компьютерный набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.
В исследовании принимали участие 30 человек. Две группы (группа 1 – выполняли упражнения преимущественно на суше, группа 2 – преимущественно в воде) по 15 человек.
Каждая группа делилась еще на три подгруппы: 4 человека 2000 года рождения, 6 человек 2001 года рождения, 5 человек 2002 года рождения.
Работа проводилась в МГФСО Северное Чертаново. Тестирование проводилось среди мальчиков 10-12-ти лет, на протяжении с марта 2012 года по апрель 2012 года.