Классификация бактерий по отношению к температуре

Наименование группы бактерий Подгруппа Температурный интервал роста (от … до …), °С Диапазон оптимальных температур, °С
Психрофилы Облигатные психрофилы от –(10¸20) до +20 5¸15
  Факультативные психрофилы от –10 до +(32¸35) 20¸30
Мезофилы - от +10 до +(42¸45) 30¸40
  Факультативные термофилы от +20 до +(70¸80) 60¸70
Термофилы Облигатные термофилы от +(42¸42) до +(65¸70) 50¸60

Для описания влияния температуры на скорость роста микроорганизмов применяют следующие уравнения:

· уравнение Аррениуса

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.1)

· эмпирическая формула СНиП 2.04.03-85

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.2)

· эмпирическая зависимость

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , (5.3)

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – скорость роста (или скорость потребления кислорода), мг/(л×ч);
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – константа, мг/(л×ч);
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – энергия активации, ккал/моль;
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – универсальная газовая постоянная, R=1,98×10-3 ккал/(моль×K);
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – абсолютная температура, °K;
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – скорость роста (или скорость потребления кислорода) при температуре 15 и 10°С соответственно, мг/(л×ч);
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – температура, °С;
  Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – эмпирический коэффициент.

С целью интерполяции, экстраполяции, а также выявления механизма изучаемого процесса, часто возникает задача выбора уравнения регрессии, которое наиболее полно описывает экспериментальные данные. В основе такого выбора лежит минимум относительной ошибки расчета по уравнению регрессии в сравнении с экспериментальными значениями.

Включаемые в рассмотрение уравнения регрессии выводятся теоретически, исходя из гипотез о механизме исследуемого процесса, или используются эмпирические уравнения.

Уравнение (5.2) является линейным уравнением вида Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . Если мы имеем экспериментальные данные значений скорости Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru при различных температурах Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , то методом наименьших квадратов можем найти параметры линейной регрессии и величину стандартного отклонения:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , (5.4)

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – объем выборки (число измерений). Тогда абсолютная ошибка расчета по уравнению (5.2) составит:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – стандартный критерий Стьюдента.

Если обозначить: Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – значения Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru на линии регрессии, то получим относительную ошибку Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru :

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . (5.5)

Как видно, Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru не является постоянной: с увеличением величины Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru происходит уменьшение Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . Если экспериментальный диапазон значений Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru составляет ( Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ), то средняя относительная ошибка уравнения (5.2) в этом диапазоне:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . (5.6)

После подстановки формулы для Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru (5.5) в уравнение (5.6), получим:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . (5.7)

Интегрирование выражения (5.7) позволяет получить расчетную формулу для вычисления Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru уравнения (5.2):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru .

Для применения метода наименьших квадратов к уравнениям (5.1) и (5.3) необходима их линеаризация, которая достигается путем логарифмирования:

· для уравнения (5.1):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru (5.8)

или Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru .

· для уравнения (5.3):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru (5.9)

или Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru .

По методу наименьших квадратов параметры линеаризованных уравнений (5.8), (5.9), стандартные отклонения и абсолютные ошибки составят:

· для уравнения (5.8):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.10)

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.11)

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , (5.12)

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – объем выборки (число экспериментальных точек); Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – стандартный критерий Стьюдента при доверительной вероятности 95 % и степеней свободы Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru .

· для уравнения (5.9):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.13)

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; (5.14)

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , (5.15)

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru .

Так как с доверительной вероятностью 95 % величина Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru находится в интервале:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

то абсолютная ошибка уравнений (5.1) и (5.3) будет равна:

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru , (5.16)

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – значение Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru на линии регрессии.

Относительная ошибка уравнений (5.1) и (5.3) может быть найдена, если подставить выражение (5.16) в формулу (5.5):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнениям (5.12) и (5.15).

Параметры уравнений (5.1), (5.2) и (5.3) задаются соотношениями:

· для уравнения (5.1):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнению (5.10), Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнению (5.11);

· для уравнения (5.2):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнению (5.4);

· для уравнения (5.3):

Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ; Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru ,

где Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнению (5.13), Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru – по уравнению (5.14).

Задание.

1. Экспериментально получить зависимость скорости потребления кислорода активным илом от температуры в процессе роста на сложном субстрате.

2. Выполнить расчет средних относительных ошибок уравнений (5.1), (5.2), (5.3) и выбрать уравнение, наиболее точно описывающее экспериментальные данные. Определить параметры выбранного уравнения.

Ход работы.

1. Из лабораторного аэротенка отобрать в цилиндр 1 л иловой смеси. После 10 минут отстаивания осевший активный ил (около 200 мл) перенести в колбу и при интенсивном перемешивании разделить на 5 равных частей (по 40 мл), каждую из которых поместить в колбы объемом 100 мл. В первой колбе постепенно довести температуру активного ила до 10°С, во второй – до 15°С, в третьей – до 20°С, в четвертой – до 25°С, в пятой – до 30°С. В процессе охлаждения (нагрева) активный ил необходимо периодически аэрировать (или перемешивать).
2. Приготовить питательную среду (0,5 л) путем разбавления в 100 раз отработанного сульфитного щелока с последующей его нейтрализацией (до рН=7¸8) и добавкой биогенных элементов из расчета БПК5:N:Р=100:5:1 (принять для полученной среды БПК5=200 мг/л). Полученный раствор насытить кислородом (аэрация 10 минут от микрокомпрессора), а затем разделить на 5 частей (по 100 мл) и довести температуру, соответственно, до 10; 15; 20; 25 и 30°С.
3. Для измерения скорости потребления кислорода активным илом при различных температурах используется оксиметрическая установка (см. рис. 4.3). В окиметрическую ячейку последовательно вводится 30 мл активного ила и 70 мл питательной среды с той же температурой. В ячейку помещают датчик оксиметра, включают перемешивание и снимают динамику уменьшения концентрации кислорода. Скорость потребления кислорода рассчитывают графоаналитически по динамике уменьшения концентрации растворенного кислорода (строят график зависимости Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru и находят величину максимальной скорости потребления кислорода). Группа студентов (около 10 человек) делится на 5 бригад (по 2 человека). Каждая бригада определяет скорость потребления кислорода при одной заданной температуре. Полученная зависимость скорости от температуры изображается в виде графика Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . Если во всем температурном диапазоне скорость возрастает, то в дальнейших расчетах учитываются все пять экспериментальных точек. В противном случае отбор данных для дальнейших расчетов выполняется совместно с преподавателем.
4. Полученные результаты обрабатываются, как описано выше. Выбирается уравнение (см. уравнения 5.1-5.3), дающее наименьшую относительную ошибку Классификация бактерий по отношению к температуре - student2.ru . Для выбранного уравнения находятся входящие в него параметры. Выбранное уравнение приводится в окончательном виде (после подстановки значений параметров) с указанием абсолютной ошибки.

Лабораторная работа № 6



Наши рекомендации