Протокол практического занятия

Введение.

Настоящее учебно-методическое пособие представлено в виде форм протоколов. Протоколы удобны для использования при самостоятельной подготовке студентов специальности «лечебное дело» и «педиатрия» к практическим занятиям, а также непосредственно на практическом занятии под руководством преподавателя. Настоящее пособие ставит своей целью облегчить студентам методически правильное освоение необходимых практических навыков и самостоятельно пользоваться ими во время практических занятий и при проведении экзаменационных испытаний.

Методическое пособие содержит вопросы для изучения по основным темам курса частной микробиологии, сформулированы цели теоретической самоподготовки, предназначенные ориентировать студента на ключевые моменты изучения темы.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит табличный материал по основополагающим знаниям о биологических свойствах возбудителей бактериальной и вирусной этиологии, а также и по лабораторной диагностике указанных заболеваний. Формы протоколов практических занятий расположены в порядке изучения очередных тем по курсу частной микробиологии согласно учебному плану. Обязательным этапом учебно-познавательной деятельности студентов является выполнение самостоятельной работы в ходе практического занятия. В таблицах студенты указывают результаты индивидуальной практической работы, проведенной на занятии. После выполнения самостоятельной работы студенты сдают протоколы преподавателю для проверки, что позволяет оценить степень владения практическими навыками и умениями, освоенными студентами в ходе занятия. Ниже перечислены основные вопросы, которыми должен руководствоваться студент при самоподготовке к занятиям по изучению возбудителей инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии:

· Таксономическое положение, классификация.

· Характеристика возбудителей: морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, антигенные свойства, факторы патогенности, резистентность, чувствительность животных, для вирусов – особенности репродукции и культивирования.

· Краткие эпидемиологические сведения: источники, механизмы, пути передачи возбудителей, восприимчивость.

· Патогенез, основные клинические проявления, иммунитет.

· Микробиологическая диагностика: материал для исследования, применяемые методы диагностики (этапы, результат).

· Препараты для диагностики, специфической профилактики и терапии.

Занятие 1 Дата

Тема:Реакции иммунитета.

Цель: изучить разновидности реакций иммунитета, знать особенности механизмов, результаты и применение диагностических иммунологических реакций.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

1. Антигены, их природа, свойства, применение. Характеристика бактериальных антигенов.

2. Антитела (иммуноглобулины), их структура, свойства.

3. Механизмы иммунологических диагностических реакций.

4. Реакция агглютинации, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА), механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности.

5. Реакция преципитации, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности, методы постановки.

6. Реакция связывания комплемента, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение.

7. Реакции иммуннофлюоресценции. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Иммуноферментный анализ. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Радиоиммунный анализ. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности.

Протокол практического занятия

Оснащение занятия.

Схемы реакций иммунитета для определения антигенов и антител.

Оборудование для реакций иммунитета.

Иммунобиологические диагностические препараты.

Самостоятельная работа студентов.

Задача №1: Изучить схемы реакций иммунитета (отметить результаты в протоколе).

Реакция агглютинации с сывороткой больного

№ пробирки Контроль
Ингредиенты сыворотки антигена
Изотонический р-р хлорида Na, мл 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 - 0,5
Сыворотка больного 1:25 в мл 0,5 - - - - 0,5 -
Полученные разведения 1:50 1:100 1:200 1:400 1:800 1:25 -
Диагностикум О в каплях -
Результат Протокол практического занятия - student2.ru + Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru - Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru -
Диагностикум Н в каплях -
Результат Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru Протокол практического занятия - student2.ru -
Заключение Титр антител к О антигену 1:400. Антитела к Н антигену не обнаружены

Реакции пассивной гемагглютинации (РПГА)

Разведение сыворотки в объёме 0,25 мл 1:10 1:20 1:40 1:80 1:160 К антигена
Эритроцитарный диагностикум, мл 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25
  Результат                
Заключение Титр антител к исследуемому антигену =

Реакция преципитации с бактериальным гаптеном.

  Гаптен
Преципитирующая сыворотка против восковой бациллы Протокол практического занятия - student2.ru +
Преципитирующая сыворотка против кишечной палочки Протокол практического занятия - student2.ru -
Результат Исследуемый гаптен является восковой бациллой

Реакция связывания комплемента (РСК)

№ пробирки
Ингредиенты в мл
Сыворотка больного 0,5 -
Сыворотка здорового - 0,5
Антиген 0,5 0,5
Комплемент 0,5 0,5
Термостат при 37о в течение 1 часа
Гемолитическая система
Термостат при 37о в течение 1 часа
Результат Протокол практического занятия - student2.ru « +» результат Протокол практического занятия - student2.ru «-» результат
Заключение В сыворотке больного обнаружено антитело к известному антигену

Занятие 2 Дата

Тема: Возбудители острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа, кори, краснухи. Лабораторная диагностика.

Цель: изучить биологические свойства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа, кори, краснухи, уметь лабораторно подтвердить диагноз гриппа, ОРВИ, знать препараты для специфической профилактики и лечения этих заболеваний.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

1. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний человека.

2. Принципы классификации и основные биологические свойства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ).

3. Принципы диагностики острых респираторных вирусных инфекций.

4. Таксономическое положение, морфология и антигенная структура вирусов гриппа. Методы микробиологической диагностики гриппа.

5. Вирус кори - таксономия, характеристика, принципы лабораторной диагностики.

6. Вирус краснухи - таксономия, характеристика, принципы лабораторной диагностики.

7. Препараты для диагностики, специфической профилактики и лечения гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.

Наши рекомендации