Протокол практического занятия
Введение.
Настоящее учебно-методическое пособие представлено в виде форм протоколов. Протоколы удобны для использования при самостоятельной подготовке студентов специальности «лечебное дело» и «педиатрия» к практическим занятиям, а также непосредственно на практическом занятии под руководством преподавателя. Настоящее пособие ставит своей целью облегчить студентам методически правильное освоение необходимых практических навыков и самостоятельно пользоваться ими во время практических занятий и при проведении экзаменационных испытаний.
Методическое пособие содержит вопросы для изучения по основным темам курса частной микробиологии, сформулированы цели теоретической самоподготовки, предназначенные ориентировать студента на ключевые моменты изучения темы.
Настоящее учебно-методическое пособие содержит табличный материал по основополагающим знаниям о биологических свойствах возбудителей бактериальной и вирусной этиологии, а также и по лабораторной диагностике указанных заболеваний. Формы протоколов практических занятий расположены в порядке изучения очередных тем по курсу частной микробиологии согласно учебному плану. Обязательным этапом учебно-познавательной деятельности студентов является выполнение самостоятельной работы в ходе практического занятия. В таблицах студенты указывают результаты индивидуальной практической работы, проведенной на занятии. После выполнения самостоятельной работы студенты сдают протоколы преподавателю для проверки, что позволяет оценить степень владения практическими навыками и умениями, освоенными студентами в ходе занятия. Ниже перечислены основные вопросы, которыми должен руководствоваться студент при самоподготовке к занятиям по изучению возбудителей инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии:
· Таксономическое положение, классификация.
· Характеристика возбудителей: морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, антигенные свойства, факторы патогенности, резистентность, чувствительность животных, для вирусов – особенности репродукции и культивирования.
· Краткие эпидемиологические сведения: источники, механизмы, пути передачи возбудителей, восприимчивость.
· Патогенез, основные клинические проявления, иммунитет.
· Микробиологическая диагностика: материал для исследования, применяемые методы диагностики (этапы, результат).
· Препараты для диагностики, специфической профилактики и терапии.
Занятие 1 Дата
Тема:Реакции иммунитета.
Цель: изучить разновидности реакций иммунитета, знать особенности механизмов, результаты и применение диагностических иммунологических реакций.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Антигены, их природа, свойства, применение. Характеристика бактериальных антигенов.
2. Антитела (иммуноглобулины), их структура, свойства.
3. Механизмы иммунологических диагностических реакций.
4. Реакция агглютинации, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Реакция пассивной гемагглютинации (РПГА), механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности.
5. Реакция преципитации, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности, методы постановки.
6. Реакция связывания комплемента, механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение.
7. Реакции иммуннофлюоресценции. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Иммуноферментный анализ. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности. Радиоиммунный анализ. Механизм, компоненты, положительный и отрицательный результаты, контроли, применение, разновидности.
Протокол практического занятия
Оснащение занятия.
Схемы реакций иммунитета для определения антигенов и антител.
Оборудование для реакций иммунитета.
Иммунобиологические диагностические препараты.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Изучить схемы реакций иммунитета (отметить результаты в протоколе).
Реакция агглютинации с сывороткой больного
№ пробирки | Контроль | ||||||
Ингредиенты | сыворотки | антигена | |||||
Изотонический р-р хлорида Na, мл | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | - | 0,5 |
Сыворотка больного 1:25 в мл | 0,5 | - | - | - | - | 0,5 | - |
Полученные разведения | 1:50 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | 1:25 | - |
Диагностикум О в каплях | - | ||||||
Результат | + | - | - | ||||
Диагностикум Н в каплях | - | ||||||
Результат | - | ||||||
Заключение | Титр антител к О антигену 1:400. Антитела к Н антигену не обнаружены |
Реакции пассивной гемагглютинации (РПГА)
Разведение сыворотки в объёме 0,25 мл | 1:10 | 1:20 | 1:40 | 1:80 | 1:160 | К антигена |
Эритроцитарный диагностикум, мл | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Результат | ||||||
Заключение | Титр антител к исследуемому антигену = |
Реакция преципитации с бактериальным гаптеном.
Гаптен | |
Преципитирующая сыворотка против восковой бациллы | + |
Преципитирующая сыворотка против кишечной палочки | - |
Результат | Исследуемый гаптен является восковой бациллой |
Реакция связывания комплемента (РСК)
№ пробирки | ||
Ингредиенты в мл | ||
Сыворотка больного | 0,5 | - |
Сыворотка здорового | - | 0,5 |
Антиген | 0,5 | 0,5 |
Комплемент | 0,5 | 0,5 |
Термостат при 37о в течение 1 часа | ||
Гемолитическая система | ||
Термостат при 37о в течение 1 часа | ||
Результат | « +» результат | «-» результат |
Заключение | В сыворотке больного обнаружено антитело к известному антигену |
Занятие 2 Дата
Тема: Возбудители острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа, кори, краснухи. Лабораторная диагностика.
Цель: изучить биологические свойства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), гриппа, кори, краснухи, уметь лабораторно подтвердить диагноз гриппа, ОРВИ, знать препараты для специфической профилактики и лечения этих заболеваний.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний человека.
2. Принципы классификации и основные биологические свойства возбудителей острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ).
3. Принципы диагностики острых респираторных вирусных инфекций.
4. Таксономическое положение, морфология и антигенная структура вирусов гриппа. Методы микробиологической диагностики гриппа.
5. Вирус кори - таксономия, характеристика, принципы лабораторной диагностики.
6. Вирус краснухи - таксономия, характеристика, принципы лабораторной диагностики.
7. Препараты для диагностики, специфической профилактики и лечения гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.