A. Неверно выбран способ стерилизации
Короткие методические указания к работе на практическом занятии.
В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из изучение дифференциально-диагностических питательных сред, используемые для идентификации выделенных бактерий. Потом студенты изучают собственные посевы, сделанные на предыдущем занятии: проводится проверка чистоты культуры. Для этого студенты готовят микропрепараты из выделенной чистой культуры, окрашивают их по Граму и проводят микроскопию. После анализа микропрепаратов, их зарисовывают в протокол.
На втором этапе студенты проводят пересев выделенной чистой культуры на среды Гисса и МПБ для выявления индола и сероводорода.
В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.
Технологическая карта проведения практического занятия
№ п/п | Этапы | Время в мин. | Средства обучения | Оснащение | Место проведения |
Проверка и коррекция ис-ходного уров-ня подготовки к занятию | 20' | Тестовые задачи исходного уровня | Таблицы, кол-лекция диффе-ренциально-диагностичес-ких сред, чис-тых и засеян-ных бактерия-ми (Левина, Плоскирева, Гисса, кровя-ной агар) | У Ч Е Б Н А Я К О М Н А Т А | |
Самостоятельная работа | 35' | Графы логической структуры. | Иммерсионный микроскоп, краски, пред-метное стекло, бактериологи-ческие петли, собственные посевы чистых культур бакте-рий, среды Гисса, Китт-Тароцци, моло-ко под вазели-новым маслом, МПБ, индика-торы на серо-водород и ин-дол. | ||
Самоконтроль и коррекция усвоения материала | 15' | Целевые учебные задания | |||
Тестовый контроль | 15' | Тесты | |||
Анализ результатов работы | 5' |
Целевые учебные задачи:
1. Резистентность к пенициллинам и цефалоспоринам, в частности стафилококков, обусловлена их способностью вырабатывать бета-лактамазы. Укажите, к какому типу из пересчитанных групп принадлежат эти ферменты?
А. Конструктивные
В. Индуктивные
С. Трансферазы
D. Каталитические
Е. Эффекторные
2. У ребенка 6 мес., страдающего на кишечную инфекцию, из испражнений высеяли бактерии, образующие красные колонии на среде Эндо. Какой вид бактерий дает колонии такого типа на среде Эндо?
А. Стафилококки
В. Стрептококки
С. Кишечная палочка
D. Сальмонеллы
Е. Шигеллы
3. При плановом обследовании персонала одного из детских садов на бактерионосительство патогенных бактерий, у одной из воспитательниц выделена чистая культура бактерий, которая на кровяном агаре образовывала золотистые колонии с зоной гемолиза. Носительство какого вида бактерий можно заподозрить в этом случае?
А. Менингококки
В. Гонококки
С. Микрококки
D. Сарцины
Е. Стафилококки
4. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная сальмонеллами. Какие колонии образовывают эти бактерии на среде Эндо?
А. Бесцветные колонии
В. Красные колонии
С. Желтые колонии
D. Белые колонии
Е. Не дают роста
5. На практическом занятии студенты оценивали протеолитические свойства сальмонелл и выявили потемнение индикатора с ацетатом свинца. Какое вещество способствовало потемнению индикатора?
А. СО2
В. Индол
С. Аммиак
D. Н2 S
Е. Метан
6. В лаборатории была приготовлена среда Эндо и разлита в чашки Петри. Когда через 2 дня ее должны были использовать для выделения кишечных бактерий, оказалось, что среда имеет красный цвет. Какая наиболее вероятная ошибка была сделана при приготовлении среды?
A. Неверно выбран способ стерилизации
B. Избыточное количество индикатора
C. Не соблюдено соотношения глюкозы и лактозы
D. При разливе среды в нее попали бактерии из воздуха
E. Не было проверено рН среды
7. Известно, что в состав клеток бактерий входят разнообразные ферменты. Какие с перечисленных ферментов есть ферментами агрессии?
А. Коллагеназы
В. Пермеазы
С. Дегидрогеназы
D. Карбогидразы
Е. Лигазы
8. Известно, что питательные среды разделяют на универсальные, специальные, элективные и дифференциально-диагностические. Какие из перечисленных питательных сред относятся к дифференциально-диагностическим?
А. МПА
В. Щелочная пептонная вода
С. Гисса
D. МПБ
Е. Сывороточный агар
9. Известно, что для выделения чистой культуры бактерий кишечно-тифозной семейства используется дифференциально-диагностическая среда Эндо. Какой углевод входит в состав этой среды?
А. Глюкоза
В. Лактоза
С. Мальтоза
D. Маннит
Е. Сахароза
1. При бактериологическом обследовании больного ангиной на кровяном агаре изолирована культура патогенного стафилококка. Какой фермент патогенности стафилококка выявляется на такой среде?
A. Лецитиназа
В. Гемолизин
С. Плазмокоагулаза
D. Фибринолизин
Е. Каталаза
Алгоритм лабораторной работы:
1. Изучение роста выделенной чистой культуры на скошенном МПА:
а) описание роста бактерий,
б) проверка чистоты культуры - приготовление мазков, окраска по Гра-му, микроскопия и анализ.
2. Зарисовать приготовленный микропрепарат в протокол.
3. Пересеять выделенную чистую культуру на среду Гисса.
4. Пересеять выделенную чистую культуру на МПА и установить индикаторы на индол и сероводород.
5. С целью подготовки к следующего занятию, посеять грунт на среду Китт-Тароцци и молоко под вазелиновым маслом.
6. Оформление протокола.
Граф логической структуры темы: “ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ”
Граф логической структуры темы: “ФЕРМЕНТЫ БАКТЕРИЙ”