Методика работы по профессиональной ориентации учащихся при обучении биологии

Профессиональная ориентация – это система образовательной работы направленной на формирование способности учащихся сознательно выбирать дело жизни с учетом потребностей рынка труда.

Цели проф ориентационной работы:

1.развитие у школьников проф и познавательных интересов к биологии и экологии

2.формировоние проф мотивов

3.информирование школьников о различных профессиях и специальностях в области биологии и экологии

4.изучение качеств личности школьников имеющих значение для профессиональной деятельности

Направление проф ориент работы

1.профессиональное просвещение школ подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии и экологии, их отличительных особенностей потребности в кадрах, требований предъявляемых психофизических качеств личности

2.профессиональное воспитание учащихся. Цель: заключается в формировании у школьников потребности в проф деятельности, в формировании личности будущего профессионала отвечающего требованиям современного соц условиям

3.проф консультация заключается в оказании действ помощи учащимся в профессиональном самоопределении

4.проф адаптация шк связана с овладением школьников знаниями и практическими умениями необходимые в будущей проф деят

Методы проф ориентации

- способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся позволяющая обеспечить достижение целей проф ориент.

Группы методов проф ориент при обучении биологии примеры
Методы развития интересов биологии и экологии как области практической деятельности людей Рассказ, беседа, лекция о применениях биологических и экологических областях , лекция о проф становлении, научные открытия и т.д.
Методы ознакомления с профессиями связанные с биологией и экологией Рассказ, беседа, особенности содержания труда, необходимых качеств, система подготовки кадров по различным профессиям и т.д.
Методы вооружения элементарными проф умениями Демонстрация проф операций, выполнение практических работ с элементами проф ориентации

27. Методика развития научного мировоззрения учащихся на разных этапах образовательного процесса по биологии.

В связи со сложившейся сложной социальной ситуацией в российском обществе опасным по своим последствиям молодежи остро встала проблема поиска новых мировоззренческих и идеологических ориентиров для молодого поколения. В связи, с чем особое значение приобретают мировоззренческая функция образования.

мировоззрение трактуется как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение:

1. Мироощущение

2. Мироозерцание (архаизм)

3. Миропонимание (совокупность взглядов на мир, понимание мира действительности)

Методологическое ядро мировоззрения:

1. Система знаний, возрений и оценок.

2. Философские идеи и категории.

Неотъемлемым компонентом научного мировоззрения является биологические знания на основе которой получают научное обоснование, способы природообразования законы и закономерности природы.

Основные категории с помощью которых должны рассматриваться биологические знания:

1. Целостность жизни

2. Устойчивость жизни

3. Системном организации жизни

4. Длительность жизни

5. Живая материя

6. Отражение

7. Энтропия

8. Поток энергии

9. Вещество

Образовательная модель строится на следующих принципах:

· Целью обучения должно быть развитие личности.

· Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

· Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».

· Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

· Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

· Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.

· В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

· В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.

· В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.

· Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

· Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).

· Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.

· Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.

· Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

· В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

· Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.

· «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.

Типология и структура научного мировоззрения:

1. Р.А. Арушевский

Влияет на 2 типа М.: научное и обыденное

2. Спирин А.

Познавательный, целостно-нормативный; морально-волевой:практический.

3. В.И. Дрыгин

Социальная – духовный фактор выражающий ориетацию отношений к действительности.

Гиослоногическое – составляемом процесс осмысления и осознания человеком мира и своего места в нем, цели и смысла своей жизни и деятельности.

Структура : Вертикальная (научные знания, принципы, убеждения и идеалы) и Горизонтальная ( в виде последовательного соотношения мировосприятие, миропонимание, собственно мировоззрение.)

4. А.С. Бомьсис

Горизонтальную и вертикальную

5. Б.Д. Комиссаров

1. Целостного видения предмета биологии на каждом этапе обучения с углублением картины биологич.реальности от этапа к этапу.

2. Концентрация содержания на ведущих концепциях

3. «Соразмерность» человеку его потребности эмоциональной и интелектуальной сферами, опережая их развитие.

4. Отражение мировоззренческих идей и выводов науки о жизни.

6. А.Я. Герд

7. В.В. Половцов

8. К.П. Ягодовский

9. Н.А.Рыков (Мировоззрение это система убеждений возникающих как следствие познания и как следствие истолкования явления.

10. И.Д. Зверев

11. Б.Е Райков

12. А.Н Мягкова

Задачи мировоззрения:

1. Формирование прочных и системных мировозр.знаний.

2. Формирование оценочных умений

3. Формирование системных научных взглядов и убеждений.

Соотношение деятельности учителя и учащихся на разных этапах формирования научного мировоззрения:

Подготовительный диагностический этап:
Деятельность учителя: Диагностика имеющихся научных взглядов, убеждений. Деятельность ученика: Раскрытие полноты и качественной характеристики своего мировоззрения.
Формирующий этап  
Постановка цели и задач по формированию; выбор методов и форм формирования мировоззрению; анализ предполагаемых трудностей в работе; раскрытие ведущих мировоззренческих идей и знаний; наблюдение за восприятием; управление процессом усвоения, развертывания практической деятельности учителя. Восприятие цели; осмысление и усвоение мировоззренческих идей и знаний, высказывание собственных взглядов отношения к миру; проявления убежденности в истиности научных знаний; выбор линии своего поведения и действий в природе и обществе; проявление личностных отношений к природе.
Оценочно-корректировочный:  
Осмысление и оценивание, всех этапов, процессов, формирования научного мировоззрения; обобщение системы сформирования научных знаний и убеждений личностью учащихся. Применение взглядов убеждений в различных видах деятельности.

Наши рекомендации