Методика работы по профессиональной ориентации учащихся при обучении биологии
Профессиональная ориентация – это система образовательной работы направленной на формирование способности учащихся сознательно выбирать дело жизни с учетом потребностей рынка труда.
Цели проф ориентационной работы:
1.развитие у школьников проф и познавательных интересов к биологии и экологии
2.формировоние проф мотивов
3.информирование школьников о различных профессиях и специальностях в области биологии и экологии
4.изучение качеств личности школьников имеющих значение для профессиональной деятельности
Направление проф ориент работы
1.профессиональное просвещение школ подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области биологии и экологии, их отличительных особенностей потребности в кадрах, требований предъявляемых психофизических качеств личности
2.профессиональное воспитание учащихся. Цель: заключается в формировании у школьников потребности в проф деятельности, в формировании личности будущего профессионала отвечающего требованиям современного соц условиям
3.проф консультация заключается в оказании действ помощи учащимся в профессиональном самоопределении
4.проф адаптация шк связана с овладением школьников знаниями и практическими умениями необходимые в будущей проф деят
Методы проф ориентации
- способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся позволяющая обеспечить достижение целей проф ориент.
Группы методов проф ориент при обучении биологии | примеры |
Методы развития интересов биологии и экологии как области практической деятельности людей | Рассказ, беседа, лекция о применениях биологических и экологических областях , лекция о проф становлении, научные открытия и т.д. |
Методы ознакомления с профессиями связанные с биологией и экологией | Рассказ, беседа, особенности содержания труда, необходимых качеств, система подготовки кадров по различным профессиям и т.д. |
Методы вооружения элементарными проф умениями | Демонстрация проф операций, выполнение практических работ с элементами проф ориентации |
27. Методика развития научного мировоззрения учащихся на разных этапах образовательного процесса по биологии.
В связи со сложившейся сложной социальной ситуацией в российском обществе опасным по своим последствиям молодежи остро встала проблема поиска новых мировоззренческих и идеологических ориентиров для молодого поколения. В связи, с чем особое значение приобретают мировоззренческая функция образования.
мировоззрение трактуется как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение:
1. Мироощущение
2. Мироозерцание (архаизм)
3. Миропонимание (совокупность взглядов на мир, понимание мира действительности)
Методологическое ядро мировоззрения:
1. Система знаний, возрений и оценок.
2. Философские идеи и категории.
Неотъемлемым компонентом научного мировоззрения является биологические знания на основе которой получают научное обоснование, способы природообразования законы и закономерности природы.
Основные категории с помощью которых должны рассматриваться биологические знания:
1. Целостность жизни
2. Устойчивость жизни
3. Системном организации жизни
4. Длительность жизни
5. Живая материя
6. Отражение
7. Энтропия
8. Поток энергии
9. Вещество
Образовательная модель строится на следующих принципах:
· Целью обучения должно быть развитие личности.
· Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
· Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
· Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
· Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
· Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
· В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.
· В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.
· В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.
· Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
· Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).
· Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.
· Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.
· Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
· В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.
· Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.
· «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
Типология и структура научного мировоззрения:
1. Р.А. Арушевский
Влияет на 2 типа М.: научное и обыденное
2. Спирин А.
Познавательный, целостно-нормативный; морально-волевой:практический.
3. В.И. Дрыгин
Социальная – духовный фактор выражающий ориетацию отношений к действительности.
Гиослоногическое – составляемом процесс осмысления и осознания человеком мира и своего места в нем, цели и смысла своей жизни и деятельности.
Структура : Вертикальная (научные знания, принципы, убеждения и идеалы) и Горизонтальная ( в виде последовательного соотношения мировосприятие, миропонимание, собственно мировоззрение.)
4. А.С. Бомьсис
Горизонтальную и вертикальную
5. Б.Д. Комиссаров
1. Целостного видения предмета биологии на каждом этапе обучения с углублением картины биологич.реальности от этапа к этапу.
2. Концентрация содержания на ведущих концепциях
3. «Соразмерность» человеку его потребности эмоциональной и интелектуальной сферами, опережая их развитие.
4. Отражение мировоззренческих идей и выводов науки о жизни.
6. А.Я. Герд
7. В.В. Половцов
8. К.П. Ягодовский
9. Н.А.Рыков (Мировоззрение это система убеждений возникающих как следствие познания и как следствие истолкования явления.
10. И.Д. Зверев
11. Б.Е Райков
12. А.Н Мягкова
Задачи мировоззрения:
1. Формирование прочных и системных мировозр.знаний.
2. Формирование оценочных умений
3. Формирование системных научных взглядов и убеждений.
Соотношение деятельности учителя и учащихся на разных этапах формирования научного мировоззрения:
Подготовительный диагностический этап: | |
Деятельность учителя: Диагностика имеющихся научных взглядов, убеждений. | Деятельность ученика: Раскрытие полноты и качественной характеристики своего мировоззрения. |
Формирующий этап | |
Постановка цели и задач по формированию; выбор методов и форм формирования мировоззрению; анализ предполагаемых трудностей в работе; раскрытие ведущих мировоззренческих идей и знаний; наблюдение за восприятием; управление процессом усвоения, развертывания практической деятельности учителя. | Восприятие цели; осмысление и усвоение мировоззренческих идей и знаний, высказывание собственных взглядов отношения к миру; проявления убежденности в истиности научных знаний; выбор линии своего поведения и действий в природе и обществе; проявление личностных отношений к природе. |
Оценочно-корректировочный: | |
Осмысление и оценивание, всех этапов, процессов, формирования научного мировоззрения; обобщение системы сформирования научных знаний и убеждений личностью учащихся. | Применение взглядов убеждений в различных видах деятельности. |