Классификация эмоций и чувств
В зависимости от потребностей личности Б. И. Додонов дает следующую классификацию эмоций:
P альтруистические — возникают на основе потребности в покровительстве окружающим людям;
P коммуникативные — возникают на основе потребности в общении;
P глорические (от лат. gloria — слава) — связаны с потребностью в самоутверждении, славе;
P практические — вызываются той деятельностью, которой занимается индивид, ее успешностью или неуспешностью;
P пугнические (от лат. pugna — борьба) — в основе лежит потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе;
P романтические — в основе лежит стремление ко всему необычному;
P гностические (от греч. gnosis — знание) — связаны с познавательной деятельностью личности;
Pэстетические — возникают под влиянием произведении;
искусства, созерцания природы;
Pгедонические — связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте
Pакизитивные (от фр. acguisition — приобретение).
Чувства и эмоции можно классифицировать в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления (рис. 6).
Рис. 6. Классификация чувств и эмоций
Простые чувства — это эмоции (пример: чувства голода, тревоги, испуга). Их физиологическая основа заключается в формировании первосигнальных условных рефлексов.
Сложные (высшие) чувства — моральные, интеллектуальные, эстетические (по содержанию). Они имеют в основе второсигнальную условно-рефлекторную систему (природу). Возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения высших духовных потребностей, тогда как низшие чувства связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в виде пищи, воды, тепла и т.д.
Моральные чувства — чувства патриотизма, долга, коллективизма и т.п.
Интеллектуальные чувства — отношение индивида к своим мыслям, процессу и результатам умственной деятельности (чувства удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства — это чувство красоты, восхищения прекрасным. Источником эстетических чувств являются произведения искусства, архитектуры, скульптуры, окружающая нас природа.
Стенические чувства (от греч. sthenos — сила) — это радость, возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т.д.; вызывают активное состояние организма, подъем, возбуждение, бодрость, напряжение; повышают жизнедеятельность человека.
Астенические чувства (от греч. asthenos — слабость) — тоска, печаль, уныние, подавленность; вызывают пассивное состояние организма, угнетают жизнедеятельность человека.
Настроение — относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность; зависит от успехов, известий, общения с окружающими людьми, состояния здоровья, уровня жизни, быта.
Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, возбуждение, страсть) — кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации* (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, _______________________________ * Фрустрация (лат.) — обман, тщетное ожидание.
сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением столь важных для человека потребностей (старый совет: прежде чем сделать что-то в состоянии аффекта, нужно постараться мысленно медленно сосчитать до двадцати).
Страсть — вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть может сыграть большую роль в жизни и деятельности человека, если направлена на значительные общественно-ценные цели (страсть к знаниям, изобретательству).
Эмоции и чувства подвержены изменениям в процессе развития личности как результат сопереживания, возникающий в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.
3.1.2. Теории эмоций. Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова.Наличие потребности составляет обязательное условие возникновения эмоции, но не является единственным и достаточным условием. Эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П • (Н — С).
Из данной формулы следует, что:
1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности, если система вполне информированна;
2) при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации;
3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.
Периферическая теория эмоций Джеймса—Ланге.Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциональным раздражителем. То есть эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, запускает определенное поведение, а обратная сома-тосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Теория Джеймса—Ланге указывает на связь трех событий:
Pвнешнего раздражителя;
Pповеденческого акта;
Pэмоционального переживания.
Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как его прямое производное.
Впоследствии выяснили, что указанные физиологические реакции существенны не для переживания эмоций, а для активизации всех сил организма, требующей усиленной мышечной деятельности (при борьбе, бегстве) и наступающей обычно вслед за сильной эмоциональной реакцией. Положительные эмоции сопровождаются усилением нервных влияний на двигательную (скелетную) мускулатуру; при этом мелкие артерии расширяются, усиживается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, облегчается питание тканей (таким образом, радость молодит). Физиологическим проявлением печали может стать ее парализующее действие на мышцы, возникновение чувства усталости. Мышцы расслабляются, кровеносные сосуды сжимаются, и ткани обескровливаются. Огорчения очень старят, так как сопровождаются изменениями на клеточном уровне — кожи, волос, ногтей, зубов.
Если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Теория центрального мотивационного состояния Д. Биндры. Существует мнение, что эмоции вызываются только силами внешней среды, а мотивации только изменениями внутренней среды организма. Д. Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т.п.