Глава 4. Царство Растения (13 ч)
Ботаника — наука о растениях. Особенности строения растительной клетки. Высшие и низшие растения. Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Особенности строения лишайников. Распространение лишайников. Формы слоевищ лишайников: накипная, листоватая, кустистая. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Особенности строения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека. Голосеменные, их строение, распространение, многообразие, значение в природе и жизни человека. Цветковые растения, их строение и многообразие. Распространение цветковых (покрытосеменных) растений. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Охрана растений.
Основные понятия: ботаника, низшие растения, высшие растения, слоевище (таллом), водоросли, хроматофор, ризоиды, лишайники, лишайники по форме слоевища (накипные, листоватые, кустистые), мох, спора, высшие споровые растения, сперматозоид, яйцеклетка, плауны, хвощи, папоротники, вайи, корневище, спорангии, голосеменные, семя, высшие семенные растения, женская шишка, мужская шишка, покрытосеменные (цветковые), цветок, плод, растения (однолетние, двулетние, многолетние), жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы), палеонтология, палеоботаника, риниофиты.
Лабораторные работы: «Изучение особенностей строения зеленых водорослей». «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов). «Из-учение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника». «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов).
Заключение (2 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ, КУРСУ (5 КЛАСС)
№ п/п | Раздел/ Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Тип урока, оборудование урока | Виды деятельности ученика | Формы контроля | Домашнее задание |
Введение (6 часов) | |||||||
1. | Биология — наука о живой природе. | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Урок открытия нового знания Электронное приложение к учебнику: http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «биология», «биосфера», значение биологических знаний в «экология». Раскрывают современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Предвари- тельный Ф | §1 | |
2. | Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Текущий Ф | §2 | |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Текущий Ф | §3 | |
4. | Среды обитания живых организмов | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Текущий Ф | §4 | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Текущий Г | §5 | |
6. | Обобщающий урок по теме «Введение» | 1кр | Урок развивающего контроля | Готовят отчет по экскурсии | Тематичес- кий тестовый контроль №1 | § 1-5 Подготовка к тесту | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||||
7. | Устройство увеличительных приборов | 1лр | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1.«Устройство увеличительных приборов» Микроскопы, лупы | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Текущий И | §6 |
8. | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Урок открытия нового знания и урок http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Текущий К | §7до приготовления препарата | |
9. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 1лр | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуолиЛабораторная работа№ 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука» Микроскопы | урок методологической направленностиhttp://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Текущий И | §7 до пластид |
10. | Пластиды | 1лр | Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника Микроскопы | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Текущий И | §7 |
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Текущий К | §8 | |
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | 1лр | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи Микроскопы | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Текущий И | §9 |
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Текущий К | §9 | |
Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Текущий К | §9 | ||
Ткани | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Текущий К | §10 | ||
Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Урок развивающего контроля Контрольное тестирование Клеточное строение организмов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Тематичес- кий тестовый контроль №2 | § 6-10 Подготовка к тесту | ||
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) | |||||||
17. | Строение и жизнедеятельность бактерий | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки бактерий | Текущий Ф | §11 | |
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Текущий К | §12 | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | |||||||
19. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Текущий Ф | §13 | |
20. | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Текущий Г | §14 | |
21. | Плесневые грибы и дрожжи | 1лр | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №5 Особенности строения мукора и дрожжей Микроскопы | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Текущий И | §15 |
22. | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Текущий Ф | §16 | |
23. | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Урок развивающего контроля http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материала- ми. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Тематичес- кий тестовый контроль №3 | § 11-16 | |
Раздел 4. Царство Растения (10 ч) | |||||||
24. | Ботаника — наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Предвари- тельный Ф | §17 | |
25. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | 1лр | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.Лабораторная работа №6 Строение зеленых водорослей Микроскопы | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Текущий И | §18 до значения водорослей сообщения |
26. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Текущий Г | §18 | |
27. | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Текущий Ф | §19 | |
28. | Мхи | 1лр | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы№7 Строение мха (на местных видах Гербарии) | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | Текущий И | §20 |
29. | Папоротники, хвощи, плауны | 1лр | Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Лабораторные работы№8 Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника Гербарии | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Текущий И | §21 |
30. | Голосеменные растения | 1лр | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа№9 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) Натуральные объекты | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Текущий И | §22 |
31. | Покрытосеменне растения | 1лр | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения Гербарии | Урок открытия нового знания и урок методологической направленности http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Текущий И | §23 |
32. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Урок открытия нового знания http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Текущий Ф | §23 | |
33. | Обобщающий урок « Царство Растений» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Урок развивающего контроля | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Тематичес- кий тестовый контроль №4 | § 17- 23 | |
34. | Резервное время |
ИТОГО (по четвертям)
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | ГОД | |
Часов | |||||
Лабораторных работ | |||||
Контрольных работ |
http://cd-apps.drofa.ru/setup_bio_5.exe - электронное приложение к учебнику
http://www.drofa.ru/books/biology/2146650o7_pasechnik_5.pdf - методическое пособие к учебнику
http://drofa.ru/books/vertical/progr_biology_5-9_238-379.pdf - методические рекомендации к учебнику
Типы уроков:
Уроки "открытия нового знания" | УОНЗ |
Уроки рефлексии | УР |
Уроки методологической направленности | УМН |
Уроки развивающего контроля | УРК |
индивидуальный | И |
групповой | Г |
фронтальный | Ф |
комбинированный | К |
Указывая формы контроля, указать тип и вид контроля,
использовать следующие сокращения:
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Изучение курса «Биология» в 5 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
· Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
· Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
· Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Планируемые результаты изучения курса к концу 5 класса
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить не-сложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовиты-ми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература для учителя:
- А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
- Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160 с.: ил.
- Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.- М.: Глобус, 2008.-108 с.- ( Современная школа).
- Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1991.- 350с.: ил.
- Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное-М.: изд. «Высшая школа», 2003-491 с.
- Э.В.Семенов ,С.Г. Мамонтов,В.Л. Коган . Биология: Пособие для поступающих вузы / Под ред. С.Г. Мамонтова.- М.: Высш. шк., 1984.- 352с., ил.
- Ботаника. Систематика цветковых растений. Отделы растений. Рабочая тетрадь для7 класса. Авторы В. Рохлов, А. Никишов. НПО «Школа».- изд. « Открытый мир», 1997.
авт.-сост. Е.А. Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с
Список дополнительной литературы для учащихся:
1) Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
2) Журнал «Биология для школьников».
3) Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
4) Красная книга РСФСР.
5) Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684.
6) Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста.- М.: Просвещение, 1994.-218 с.
Электронные издания:
1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчико
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
4. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
http://festival.1september.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ, ТВОРЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Краеведение
1. Памятники природы родного края.
2. Древние пресмыкающиеся на вятской земле.
3. Структура экосистемы хвойного леса, пищевые связи (на примере родного края).
4. Уникальные экосистемы родного края .
5. Красная книга родного края.
6. Незабываемый маршрут (проект: география, биология).
Бактерии
1. Роль бактерий в природе
2. Роль бактерий в жизни человека
3. Бактерии - древнейшие организмы.
4. Симбиоз растений и бактерий.
Грибы
1. Удивительные грибы
2. Шляпочные грибы родного края.
Растения
1. Описание экологических групп комнатных растений.
2. Растительные пигменты и их роль в клетке.
3. Изучение осмотического давления в клетках растений.
4. Кактусы: разнообразие, особенности выращивания.
5. Выгонка клубневых и луковичных растений.
6. Техника гидропоники в комнатном цветоводстве (проект).
7. Приготовление и использование растительных отваров и настоев.
8. Растения - взломщики асфальта.
9. Полезные свойства растений интерьера.
10. Ландшафтный дизайн пришкольного участка (проект).
КИМЫ
Принято на заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол № ____ от «____» ________ 20____ г. Руководитель ШМО Сентякова Е.А._________________________ |