Раздел 1. Царство Растения (Plantae)

Пособие по

Биологии

Для поступающих в вузы

Авторы: Пименов А.В., Гончаров О.В.

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы, содержит необходимые и достаточные сведения по ботанике, зоологии, анатомии человека и общей биологии. Материал изложен на современном уровне, по всем разделам информация дается с «запасом», и её более чем достаточно для поступления в высшее учебное заведение. В книге приведены 384 рисунка и 11 таблиц, помогающие восприятию изложенного материала, в конце каждого раздела имеются вопросы для самоконтроля. Особое внимание в пособии обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов.

Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учителей биологии.

Научный редактор Гороховская Е.А.

Рецензент доктор биологических наук, профессор Шарова И.Х.

Растения, главы 35, 36, 38, 39, 40 написаны Гончаровым О.В. Животные, Человек, главы 37, 41, 42, 43, 44, 45 и основные вопросы для повторения ко всем разделам написаны Пименовым А.В.

Оглавление

От авторов. 7

Раздел 1. Царство Растения (Plantae) 8

Введение. 8

Морфология и анатомия растений. 9

Глава 1. Особенности строения растительных клеток. 9

Глава 2. Растительные ткани. 14

2.1. Образовательные ткани (меристемы). 15

2.2. Покровные ткани. 17

2.3. Механические (арматурные) ткани. 19

2.4. Проводящие ткани. 19

2.5. Основные ткани. 21

2.6. Выделительные ткани. 22

Глава 3. Вегетативные органы.. 22

3.1. Корень и корневые системы.. 22

3.1.1. Морфология корня. 23

3.1.2. Анатомическое строение корня. 25

3.1.3. Корневые системы.. 26

3.1.4 Почва. 27

3.1.5. Удобрения. 28

3.1.4. Физиология корня. 30

3.2. Побег и системы побегов. 34

3.2.1. Морфология побега. 35

Внешнее строение побега. 35

Почки. 36

3.2.2. Развитие побега из почки. 37

3.2.3. Образование системы побегов. Ветвление. 38

3.2.4. Видоизменения побега. 39

3.2.5. Стебель — осевой орган побега. 42

Общая характеристика стебля. 42

Анатомия стебля. 42

Транспорт веществ по стеблю.. 44

3.2.6. Лист — боковой орган побега. 45

Морфология листа. 46

Анатомия листа. 50

Функции листа. 51

Видоизменения листа. 54

Листопад. 55

Глава 4. Размножение растений. 56

4.1. Бесполое размножение. 56

4.2. Вегетативное размножение растений. 57

4.3. Половое размножение. 63

Глава 5. Генеративные органы.. 65

5.1. Цветок. 65

5.1.1. Морфология цветка. 65

5.1.2. Соцветия. 72

5.1.3. Опыление. 75

5.1.4. Оплодотворение. Образование плодов и семян. 76

5.2. Семя. 77

5.2.1. Состав семян. 77

5.2.2. Строение семени. 78

5.2.3. Типы семян. 78

5.2.4. Условия прорастания семян. 79

5.3. Плод. 80

5.3.1. Околоплодник. 81

4.3.2. Классификация плодов. 81

Систематика растений. 85

Глава 6. Низшие растения, или Водоросли. 85

6.1. Красные водоросли, или багрянки. 87

6.2. Отдел Бурые водоросли. 89

6.3. Отдел Зеленые водоросли. 90

6.4. Значение водорослей. 94

Высшие растения. 95

Глава 7. Отдел Моховидные (Bryophyta) 95

Значение мхов. 98

Глава 8. Отдел Плауновидные (Lecopodiophyta). 99

Значение плаунов. 100

Глава 9. Отдел Хвощевидные (Equisetophyta) 101

Значение хвощей. 103

Глава 10. Отдел Папоротниковидные (Polypodiophyta) 103

Семенные растения. 105

Глава 11. Отдел Голосеменные (Gimnospermae) 105

Глава 12. Отдел Покрытосеменные (Angiospermae) 110

12.1. Двудольные растения. 112

11.2. Однодольные растения. 116

Раздел 2. Царство Грибы (Mycota) 118

Глава 13. Отдел Грибы.. 118

13.1.1. Плесневые грибы. Дрожжи. 119

13.1.2. Шляпочные грибы.. 121

13.1.3. Грибы-паразиты растений. 123

13.1.4. Значение грибов. 124

13.2. Отдел Лишайники (Lichenophyta Lichenes) 125

13.2.1. Морфология лишайников. 125

13.2.2. Физиология лишайников. 126

13.2.3. Значение лишайников. 127

Раздел 3. Царство Дробянок (Mychota) 128

Глава 14. Бактерии. 128

14.1. Морфология бактерий. 128

14.2. Физиология бактерий. 133

14.3. Значение бактерий. 135

Основные вопросы для повторения. 136

Ткани. 136

Корень. 137

Побег. 137

Лист. 137

Цветы и соцветия. 137

Плоды и семена. 138

Классификация цветковых. 138

Грибы.. 138

Водоросли. 139

Лишайники. 139

Моховидные. 139

Папоротникообразные. 139

Голосеменные. 139

Раздел 4. Царство Животные (Zoa) 140

Глава 15. Подцарство Простейшие (Protozoa) 143

15.1. Общая характеристика. 143

15.2. Тип Корнежгутиковые (Sarcomastigophora). 145

15.2.1. Класс Корненожки, или Саркодовые (Sarcodina). 145

15.2.2. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora). 146

15.2.3. Тип Инфузории, или Ресничные (Ciliophora). 149

15.2.4. Тип Споровики (Sporozoa). 151

Подцарство Многоклеточные. 153

Глава 16. Тип Кишечнополостные (Coelenterata) 153

16.1. Появление многоклеточных животных. 153

16.2. Общая характеристика типа. 154

16.2. Класс Гидроидные полипы(Hydrozoa). 155

16.3. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa). 156

Глава 17. Тип Плоские черви (Plathelminthes) 158

17.1. Общая характеристика типа. 158

17.2. Класс Ресничные (Turbellaria). 160

17.3. Класс Сосальщики (Trematoda). 162

17.4. Класс Ленточные (Cestoda). 165

Первичнополостные. 168

Глава 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) 168

18.1. Общая характеристика типа. 168

18.2. Строение и жизнедеятельность нематод. 169

Вторичнополостные. 173

Глава 19. Тип Кольчатые Черви (Annelida) 173

19.1. Общая характеристика типа. 173

19.2. Строение и жизнедеятельность. 174

Глава 20. Тип Моллюски (Mollusca) 179

Класс Двустворчатые (Bivalvia), Класс Брюхоногие (Gastropoda) 179

20.1. Общая характеристика типа. 179

20.2. Строение и жизнедеятельность. 181

Глава 20. Тип Членистоногие (Arthropoda) 187

20.1. Общая характеристика типа. 187

20.2. Подтип Жабродышащие (Branchiata) Класс Ракообразные (Crustacea) 189

20.3. Подтип Хелицеровые (Chelicerata) Класс Паукообразные (Arachnida) 193

20.4. Подтип Трахейные (Tracheata) Класс Насекомые (Insecta) 199

Строение и жизнедеятельность. 199

Глава 21. Тип Хордовые (Chordata) 208

Подтип Бесчерепные (Acrania) Класс Головохордовые (Cephalochordata) 208

21.1. Общая характеристика типа. 208

21.2. Ланцетник. 210

Подтип Позвоночные (Vertebrata) Надкласс Рыбы (Pisces). 214

21.3. Характеристика подтипа. 214

21.4. Характеристика надкласса. 218

21.5. Класс Хрящевые рыбы (Сhondrichtyes). 219

21.6. Класс Костные рыбы (Osteichtyes). 220

Надкласс Наземные позвоночные (Tetrapoda) 228

Класс Земноводные (Amphibia) 228

21.7. Характеристика класса. 228

21.8. Строение и жизнедеятельность. 229

Класс Пресмыкающиеся (Reptilia) 243

21.9. Характеристика класса. 243

21.10. Строение и жизнедеятельность. 244

Класс Птицы (Aves) 252

21.11. Характеристика класса. 252

21.12. Строение и жизнедеятельность. 253

Класс Млекопитающие (Mammalia) 266

21.13. Общая характеристика класса. 266

21.14. Строение и жизнедеятельность. 268

Основные вопросы для повторения. 284

Простейшие. 284

Кишечнополостные. 284

Плоские черви. 285

Круглые черви. 285

Кольчатые черви. 285

Членистоногие, ракообразные. 286

Членистоногие, Паукообразные. 286

Членистоногие, Насекомые. 286

Головохордовые. 287

Рыбы.. 287

Земноводные. 287

Пресмыкающиеся. 288

Птицы.. 288

Млекопитающие. 288

Раздел 5. Человек. 289

Глава 22. Общее знакомство с организмом человека. 289

22.1. Человек и окружающая среда. 289

22.2. Строение и свойства клеток. 290

22.3. Ткани. 292

22.4. Органы, системы органов. 295

Глава 23. Опорно-двигательная система. 296

23.1. Скелет. 296

23.2. Мышцы. 299

Глава 24. Кровь. 302

24.1. Виды внутренней среды.. 302

24.2. Эритроциты, переливание крови. 303

24.3. Свертывание крови. 305

24.4. Лейкоциты, иммунитет. 306

Глава 25. Кровообращение. 308

25.1. Органы кровообращения. Сердце. 308

25.2. Работа сердца. Регуляция работы.. 310

25.3. Круги кровообращения. 311

25.4. Кровяное давление. Движение крови. 312

25.5. Лимфа. Лимфатические сосуды и узлы.. 314

Глава 26. Дыхательная система. 315

26.1. Строение органов дыхания. 315

26.2. Жизненная емкость легких. 317

26.3. Газообмен в легких и тканях. 317

26.4. Регуляция дыхания. 318

Глава 27. Пищеварительная система. 319

27.1. Функции органов пищеварения. 319

27.2. Строение пищеварительной системы. 320

27.3. Пищеварение в ротовой полости. 320

27.4. Пищеварение в желудке. 322

27.5. Пищеварение в кишечнике. 324

Глава 28. Обмен веществ и энергии. 326

28.1. Общая характеристика. 326

28.2. Белковый обмен. 327

28.3. Углеводный обмен. 327

28.4. Жировой обмен. 328

28.5. Водно-солевой обмен. 328

28.6. Витамины.. 330

Глава 29. Выделительная система. 331

29.1. Строение и функции. 331

29.2. Образование мочи. 333

29.3. Регуляция мочевыделения. 334

Глава 30. Эндокринная система. 335

30.1. Железы организма. 335

30.2.Гипоталамо-гипофизарная система. 336

30.3. Щитовидная, паращитовидные железы, надпочечники. 337

30.4. Поджелудочная железа, половые железы.. 339

Глава 31. Нервная система. 341

31.1. Строение и функции. 341

31.2. Строение и функции спинного мозга. 342

31.3. Строение и функции головного мозга. 343

31.4. Автономная нервная система. 345

Глава 32. Органы чувств (Анализаторы) 348

32.1. Понятие об анализаторах. 348

32.2. Зрительный анализатор. 349

32.3. Слуховой и вестибулярный анализаторы.. 352

32.4. Кожный анализатор. 354

Глава 33. Высшая нервная деятельность. 357

33.1. Создание учения о ВНД. Рефлексы.. 357

Глава 34. Размножение и развитие человека. 360

34.1. Мужская половая система. 360

34.2. Женская половая система. 361

34.3. Менструальный цикл: 362

Основные вопросы для повторения. 365

Общее знакомство с организмом человека. 365

Опорно-двигательная система. 365

Кровь. 366

Кровообращение. 367

Дыхательная система. 368

Пищеварительная система. 369

Обмен веществ и энергии. 370

Выделительная система. 371

Нервно-гуморальная регуляция. 372

Органы чувств. 373

Высшая нервная деятельность. 374

Размножение и развитие человеческого организма. 374

Раздел 6. Общая биология. 375

Глава 35. Введение в цитологию.. 376

35.1. Предмет и содержание цитологии. 376

35.2. Развитие представлений о клетке. 376

35.3. Общая характеристика химического состава клетки. 378

35.4. Неорганические вещества клетки. 379

35.5. Органические вещества. 382

35.5.1. Белки. 382

35.5.2. Углеводы.. 394

35.5.3. Липиды.. 399

35.5.4. Нуклеиновые кислоты.. 401

35.5.5. Рибонуклеиновые кислоты.. 401

35.5.6.Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). 401

Глава 36. Строение клетки. 401

36.1. Клеточные мембраны.. 401

36.2. Цитоплазма. Органоиды.. 401

36.3. Ядро. 401

Глава 37. Обмен веществ. 401

37.1. Общая характеристика. 401

37.2. Биосинтез белков, код ДНК, транскрипция. 401

37.3. Трансляция. 401

37.4. Фотосинтез. 401

37.5. Энергетический обмен. 401

Глава 38. Размножение и развитие. 401

38.1. Бесполое размножение. 401

38.2. Половое размножение. 401

38.3. Деление клеток. 401

38.4. Онтогенез, или индивидуальное развитие организмов. 401

38.5. Эмбриональное развитие. 401

38.6. Постэмбриональное развитие. 401

Глава 39. Неклеточные формы жизни. 401

Глава 40. Основы генетики и селекции. 401

40.1. Введение в генетику. 401

40.2. Законы Менделя. 401

40.3. Сцепленное наследование. 401

40.4. Генетика пола. 401

40.5. Наследование признаков, сцепленных с полом.. 401

40.6. Генотип целостная, исторически сложившаяся система генов. 401

40.7. Генетика человека. 401

40.8. Генетика популяций. 401

40.9. Изменчивость. 401

Глава 41. Основы селекции. 401

41.1. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений 401

41.2. Основные методы селекции растений. 401

41.3. Основные методы селекции животных. 401

41.4. Селекция микроорганизмов. Биотехнология. 401

Глава 42. Эволюционное учение. 401

Развитие биологии в додарвиновский период. 401

42.1. Карл Линней, креационизм.. 401

42.2. Жан Батист Ламарк, трансформизм.. 401

Основные положения эволюционной теории Дарвина. 401

42.3. Чарлз Роберт Дарвин. 401

42.4. Ч.Дарвин об искусственном отборе. 401

42.5. Ч.Дарвин о естественном отборе и дивергенции. 401

42.6. Формы естественного отбора. 401

42.7. Факторы эволюции. 401

42.8. Приспособленность организмов. 401

42.9. Вид. Критерии вида. 401

42.10. Популяция единица вида и эволюции. Микроэволюция. 401

42.11. Видообразование. 401

42.12. Главные направления эволюции. 401

42.13. Доказательства эволюции. 401

Глава 43. Возникновение и развитие жизни на Земле. 401

43.1. Теории возникновения жизни на Земле. 401

43.2. Эволюция пробионтов. Теория симбиогенеза. 401

43.3. Развитие жизни на Земле. 401

Глава 44. Происхождение человека. 401

44.1. Доказательства происхождения человека от животных. 401

44.2. Антропогенез. 401

44.3. Человеческие расы, их происхождение и единство. 401

Глава 45. Основы экологии. 401

45.1. Предмет и задачи экологии. 401

45.2. Экологические факторы.. 401

45.3. Абиотические факторы среды.. 401

45.4. Биотические факторы среды.. 401

45.5. Популяция: структура и регуляция численности. Экологическая ниша 401

45.6. Рациональное использование видов. 401

45.7. Экосистемы. Характеристика экосистемы.. 401

45.8. Смена биогеоценозов. Искусственные биогеоценозы.. 401

45.9. Биосфера и ее границы.. 401

45.10. Живое вещество и его функции. 401

45.11. Человек и биосфера. 401

Основные вопросы для повторения. 401

Химический состав клетки. 401

Строение клетки. 401

Обмен веществ. 401

Размножение и развитие. 401

Основы генетики. 401

Основы селекции. 401

Эволюционное учение. 401

Возникновение и развитие жизни на Земле. 401

Происхождение человека. 401

Основы экологии. 401

Список рекомендуемой литературы.. 401

От авторов

Пособие написано в соответствии с действующей программой по биологии для поступающих в вузы. Предназначено для абитуриентов, слушателей подготовительных отделений, учащихся колледжей, лицеев, гимназий с углубленным изучением биологии, учащихся обычных школ, увлекающихся биологией, учителей биологии.

Книга состоит из четырех разделов: растения, животные, человек, общая биология. Большое количество дополнительного материала, классические схемы и рисунки ко всем разделам, структурированность изложения, вопросы для самоконтроля в конце каждого раздела делают ее полезной как для учащихся при самостоятельном изучении курса биологии, так и для преподавателей биологии средних учебных заведений.

Пособие написано учителями, многие годы успешно готовящими абитуриентов к поступлению в вузы с биологическим профилем. При изучении материала особое внимание нужно обращать на термины, выделенные курсивом. Рисунки, иллюстрирующие изложенный материал, облегчают понимание. Вопросы для самоконтроля находятся в конце каждого раздела, распределены по главам, и сформулированы по важнейшим проблемам главы.

При написании пособия были использованы вузовские учебники и специальная литература отечественных и зарубежных авторов, список литературы приводится в конце пособия.

Авторы выражают глубокую благодарность Коннычевой Г.Г., с легкой руки которой была написана эта книга.

Особая благодарность научному руководителю и рецензенту доктору биологических наук, профессору Московского государственного педагогического университета Шаровой И.Х. за просмотр рукописи и ценные замечания и рекомендации по ее содержанию и структуре.

Раздел 1. Царство Растения (Plantae)

Введение

Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от других эукариотических организмов:

© Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы. Иногда встречаются виды со смешанным (миксотрофным) и гетеротрофным питанием (растения-паразиты).

© Клетка растений окружена целлюлозной клеточной стенкой, имеет пластиды, крупные, постоянно существующие вакуоли, заполненные клеточным соком, центриоли отсутствуют, основным запасным веществом является крахмал или близкие по строению и химическим свойствам углеводы (например, багрянковый крахмал).

© Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни.

© Растения не имеют специальных экскреторных органов.

© Рост растений неограничен (т. е. могут расти в течение всей жизни) и происходит в определенных участках тела, образованных меристематическими, недифференцированными клетками.

© Процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами — фитогормонами.

© Для растений характерны особые ростовые движения — тропизмы и настии. Тропизмы — движения, связанные с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора среды (например, рост стебля в сторону света). Настии — движения в ответ на изменение факторов среды, действующих ненаправленно (например, движения лепестков цветка при смене дня и ночи).

© У растений часто наблюдается и ветвление. Отношение поверхность\объем высокое. За счет этого создаются условия для более эффективного улавливания света и обмена веществ.

Многообразие условий на нашей планете обусловило появление огромного разнообразия жизненных форм растений. Жизненная форма — внешний вид (габитус) растения, отражающий их приспособленность к условиям среды. Она возникает в результате естественного отбора в определенных условиях среды и отражает приспособленность растений ко всему комплексу экологических факторов. Например, ель в лесной зоне дерево, а на севере и в высокогорье — кустарник или стланник. Основными жизненными формами растений являются:

© дерево — многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей его жизни;

© кустарник — многолетнее растение с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина);

© кустарничек — низкорослое многолетнее растение с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника);

© полукустарник, полукустарничек — многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал);

© травы — жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стебля

во, а на севере и в высокогорье — кустарник или стланник. Основными жизненными формами растений являются:

© дерево — многолетнее растение с одним одревесневшим стволом, сохраняющимся на протяжении всей его жизни;

© кустарник — многолетнее растение с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина);

© кустарничек — низкорослое многолетнее растение с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника);

© полукустарник, полукустарничек — многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал);

© травы — жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стебля

Без растений не возможно существование гетеротрофных организмов, так как они способны аккумулировать солнечную энергию и синтезировать органические вещества, необходимые для других живых организмов. Как первичные продуценты органического вещества, растения являются начальным звеном цепей питания гетеротрофных организмов. При создании органического вещества растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород, создавая тем самым условия для существования большинства живых организмов на нашей планете.

Растения образуют разнообразные сообщества. Причем преимущественно растения определяют характер конкретного сообщества, обеспечивая разнообразие экологических условий для других организмов.

Наши рекомендации