Назовите общие признаки, характерные для отряда приматов

2. В чем прослеживается сходство современных антропоморфных

обезьян и человека?

3. Перечислите известные вам признаки «гоминизации».

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ «ГОМИНИЗАЦИИ».

Происхождение человека изучает наука антропология. Антропология прослеживает становление, форми­рование человека в системе живот­ного мира, пути и причины появле­ния человека разумного, образование рас и распространение человека по территории Земли (расоведение, этнография).

В процессе становления человека в антропогенезе важным был пере­ход к прямохождению. В результате освободившиеся от функции опоры верхние (передние) конечности по­степенно становились органами тру­да. В процессе общения, охоты и за­щиты, совместного труда появилась членораздельная речь. Труд и члено­раздельная речь способствовали со­вершенствованию мозга, особенно высших его отделов – коры полуша­рий большого мозга.

На основании исследований ис­копаемых останков далеких и близ­ких предков человека антропологи выделяют древнейших людей, древ­них людей и современного человека.

Предшественником древнейших людей (архантропов) был австрало­питек. – представитель ископаемых антропоморфных обезьян, объеди­ненных в подсемейство австралопитековых. Эти антропоморфные обезь­яны уже имели некоторое сходство с человеком, которое заключалось в приспособленности их тела к прямо­хождению, в особенностях строения костей черепа. Так, затылочная кость не имела костных гребней, подвздош­ная кость близка по форме к чело­веческой.

К древнейшим людям большинст­во антропологов относят питекант­ропов, атлантропов и других ар­хантропов. Наиболее ранние из них обитали около 700 тыс. лет тому назад. Древнейшие люди обладали рядом особенностей, которые отлича­ли их от антропоморфных обезьян и современного человека. Так, ем­кость полости мозгового отдела че­репа у них была равна примерно 900 см3, т. е. величине, лежащей по­средине между средней емкостью че­репа гориллы (500 см3) и современного человека (1400 см ). Свод черепа был очень низкий. На лобной кости выделялся надглазничный ва­лик. На нижней челюсти полностью отсутствовал характерный для человека подбородочный выступ.

По своим анатомическим признакам древнейшие люди значительно ближе к современному человека, чем к высшим приматам.

Дальнейшее становление человека как биологического вида при­вело к появлению древних людей – палеоантропов. При археологических раскопках были найдены костные ос­танки древних людей (неандерталь­цев и других близких к ним людей), живших примерно 100 – 200 тыс. лет тому назад, а также довольно тща­тельно обработанные разнообразные орудия труда. У древних людей вме­стимость мозгового черепа состав­ляла 1300-1600 см3, что даже превосходит емкость черепа совре­менного человека. Пропорции тела, анатомические особенности костей скелета древних людей свидетельст­вуют об их прямохождении.

Однако у древних людей наряду с прогрессивными признаками сохра­нялись черты сходства с древнейши­ми людьми (небольшая высота свода черепа, отсутствие подбородочного выступа, мощный надглазничный валик и т.д.). Степень выраженности этих черт не резкая.

Современный человек – неоантроп появился на рубеже раннего и позднего палеолита, примерно 30 – 40 тыс. лет тому назад. Известно большое количество находок первых современных людей – кроманьонцев (найдены в местечке Кроманьон на юге Франции). Для кроманьонца характерны следующие признаки строения: высокий лоб, отсутствие надглазничного валика, высокий свод черепа, резко выступающий под­бородок, узкий выступающий нос, малая высота лица, широкий лоб, рост около 180 см. Большая вмести­мость черепа (до 1600 см3) неоантропа свидетельствует о значительном развитии головного мозга. На костях хорошо выражены места начала и прикрепления мышц.

1. Дайте анатомическую характеристику древнейших людей. Назовите ископаемых представителей этой группы.

2. Какие анатомические признаки свойственны древнему человеку?

3. Назовите анатомические особенности, отличающие современного человека от человека древнего.

§ 3. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Общие черты строения тела чело­века формируются не только в фило­генезе, но и в онтогенезе, который охватывает все периоды жизни – от зачатия до смерти. В онтогенезе че­ловека различают два основных пе­риода: внутриутробный (до рожде­ния) и внеутробный (после рожде­ния).

Особенности строения тела человека в значительной степени обус­ловлены его эмбриональным разви­тием. Зародыш (эмбрион) развивается в теле матери с момента зачатия и до рождения. В акушерстве за­родышем называют организм лишь в течение 8 недель (эмбриональный период), когда происходят основные изменения его строения, начинают формироваться органы. Остальную, большую часть внутриутробного раз­вития, с 9-й недели и до рождения называют плодным периодом, а сам организм плодом.На развитие зародыша влияют:генетические факторы, наследуемые от родителей; взаимодействие ге­нов родителей; воздействие внешних факторов (механических – давле­ние; физических – температура, лу­чистая энергия; химических – хими­ческие соединения, вредно действующие на зародыш, особенно алко­голь, табачный дым, наркотические вещества).

Назовите общие признаки, характерные для отряда приматов - student2.ru

Рис. 1. Изменение пропорций тела в различные возрастные периоды: KM – средняя линия; по верти­кальной оси справа цифрами показано соответствие размеров частей тела детей и взрослого человека. Цифры внизу обозна­чают возраст (годы).

После рождения ребенок быстро растет, увеличивается длина, масса и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается в тече­ние первых 20 лет его жизни. В пер­вый год после рождения длина тела ребенка увеличивается на 21 – 25 см. Затем скорость прироста длины тела уменьшается, например с 8 до 12 лет длина тела увеличивается лишь на 4,5 – 5,5 см в год. У подростков (12 – 16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в сред­нем – 5,8 см, а у девочек – 5 – 5,7 см. Как правило, увеличение длины тела заканчивается у мужчин в 18 – 21 год, у женщин – в 16 – 18 лет.

Масса тела ребенка удваивается через 5 – 6 месяцев после рождения, утраивается к году, увеличивается в 4 раза к двум годам.

У новорожденных голова округ­лая, большая (рис. 1), составляет 114 всей длины тела (у взрослого – 118), шея и ноги короткие, руки длин­ные. Окружность головы на 1 – 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник не имеет изгибов. Внутренние органы от­носительно к массе тела у новорож­денного крупнее, чем у взрослого человека. Так, например, масса пе­чени новорожденного ребенка со­ставляет 1120 массы тела, в то время как у взрослого – 1150, масса моз­га – 13 – 14% массы тела, в то время как у взрослого – лишь 2%.

В грудном возрасте (в течение первого года после рождения) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6 месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни относительная ве­личина ряда органов почти дости­гает величины, характерной для взрослого человека (глаза, внутрен­нее ухо, головной мозг).

До трех лет у ребенка прорезают­ся все молочные зубы, масса тела увеличивается быстрее, чем его дли­на, быстро совершенствуются речь, память, ребенок начинает ориенти­роваться в пространстве. На 4 – 7-м году жизни скорость роста тела в длину превышает увеличение массы тела. К семи годам начинают про­резаться постоянные зубы; масса мозга достигает 1200 – 1300 г, быстро развиваются умственные способнос­ти. В течение первых семи лет по­ловые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выраже­ны.

В 8 – 12 лет усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. У девочек в 8 – 12 лет на­чинается половое созревание. Усили­вается секреция женских половых гормонов, начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез и наблю­дается оволосение лобка. У маль­чиков половое созревание начинает­ся в возрасте 10 – 12 лет. В этот период отмечается рост гортани, яи­чек и полового члена.

В подростковом возрасте (маль­чики 13 – 16 лет, девочки 12 – 15 лет), когда происходит половое созрева­ние, быстро растут и развиваются ор­ганы опорно-двигательного аппара­та, пищеварительной и дыхательной систем, половые органы, появляются вторичные половые признаки. У дево­чек увеличивается количество волос на лобке, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, увеличи­ваются в размерах молочные желе­зы, начинается менструация, меняет­ся форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, набухают грудные железы. В этом возрасте мальчики растут быстрее, чем девочки,

В 15 – 16 лет у мальчиков начи­нается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, пигмен­тируется кожа мошонки. Еще больше увеличиваются половые органы, воз­никают первые эякуляции (семяиз­вержения). В подростковом возрас­те рост тела в длину превалирует над ростом в ширину.

Юношеский возраст (16 – 21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

В зрелом возрасте (после 21 – 35 лет) строение тела изменяется мало. В пожилом (после 60 лет) и старческом возрасте (после 74 лет) отмечаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изу­чает специальная наука геронтоло­гия (от греч. geron – старик). В старческом возрасте происходит сни­жение адаптационных возможностей организма, изменяются морфофункциональные показатели всех систем и аппаратов органов, среди которых важнейшая роль принадлежит им­мунной, нервной и кровеносной систе­мам.

Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физическим трудом, физи­ческой культурой замедляют процесс старения, однако это возможно лишь в пределах, обусловленных наслед­ственными факторами.

Наши рекомендации