VIII. Выставление и комментирование отметок
IX. Домашнее задание
1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.
2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме "Лист".
3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.
Спасибо за урок!
Класс тема урока: «Отдел Покрытосеменные растения».
Задачи уроков:
– познакомиться с особенностями строения, размножения и происхождения покрытосеменных;
– выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции и значение двойного оплодотворения;
– продолжить формирование умений анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Виды уроков:комбинированные уроки.
Элементы ОМСО, изучаемые на уроках.
Знать: строение; размножение; развитие покрытосеменных; происхождение покрытосеменных; особенности и разнообразие побеговой системы (листья, цветки, плоды); значение размножения для покрытосеменных; особенности полового и бесполого способов размножения; характеристику двудольных; многообразие двудольных; значение.
Уметь: наблюдать; узнавать цветковые растения; объяснить их более высокую организацию по сравнению с голосеменными.
Элементы содержания образования повышенного уровня.
Знать: характерные отличия цветковых от голосеменных; особенности строения корневой системы, связанные с ее функциями; усложнение цветковых в ходе эволюции, основные ароморфозы; преимущества полового размножения над бесполым; суть и значение двойного оплодотворения; особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений; взаимную зависимость насекомых и цветковых в ходе эволюции.
Уметь: объяснить причины многообразия покрытосеменных в эволюции и причины их процветания в биосфере; рисовать схемы опыления и оплодотворения; решать проблемные вопросы.
Формы контроля:
• Тесты. 1. Из генеративных почек развиваются побеги с…
2. Усики гороха, это видоизмененные: а) прилистники; б) листочки сложного листа; в) боковые побеги.
3. Распределите растения по видам вегетативного размножения:
1) усы; 2) черенки; 3) клубни. | а) ирис; б) малина; в) … |
Вопросы. 1. Почему цветы, опыляемые ночными бабочками, испускают запах и имеют белый цвет? 2. К процветанию каких животных привело многообразие цветковых?
Тесты. (Да, нет.) 1. Из завязи развивается: а) семя; б) … . 2. Ветроопыляемые растения растут: а) скоплениями; б) разреженно. (Укажите правильный ответ.)
Оснащенность уроков:цветущие комнатные растения; гербарные экземпляры цветковых растений; модель цветка; таблицы «Строение цветка», «Оплодотворение цветковых растений»; транспарант «Строение цветка»; рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, строения цветка; схемы развития цветкового растения; диафильм о разнообразии цветковых растений; муляжи плодов.
Основные положения уроков.
• Основная особенность группы – наличие цветков и покрытосемянность.
• Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а ткани характеризуются высокой степенью специализации.
• Для цветковых характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям.
• Покрытосеменные – наиболее поздняя эволюционно и самая богатая видами группа растительного мира.
• Цветковые произрастают во всех климатических зонах, и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.
• Орган полового размножения покрытосеменных растений – цветок. Способ оплодотворения – двойное оплодотворение.
* Обратите внимание учащихся на то, что семяпочка цветковых, в отличие от всех предыдущих групп, защищена от неблагоприятных воздействий завязью. Образование плода обеспечило успешное прорастание семян в неблагоприятных условиях.
* Рассмотрите ткани и органы цветковых с точки зрения их максимальной приспособленности к выполнению конкретных функций.
– стебель – главный корень
– листья – боковые корни
– почки – придаточные корни
– цветки
– плоды; – семена
Камбий – особая образовательная ткань:
• расположена под корой;
• окружает древесину ствола сплошным кольцом;
• клетки делятся в разных условиях неравномерно;
• деление клеток приводит к утолщению ствола.
Пробка
(защитный покров)
Береза (тонкая, похожа на бумагу) | Деревья в саванне (устойчивы к действию огня) | Дуб (губчатая, очень толстая) |
Листья
Величина от 5 см до 30 м | Форма – простые – сложные | Продолжительность жизни – листопадные, – вечнозеленые |
Цветки
Насекомоопыляемые | Ветроопыляемые |
– крупные – одиночные – яркая окраска – аромат – нектар | – мелкие – соцветия – неяркая окраска – отсутствие аромата – отсутствие нектара |
Плоды
Сочные (ягода) | Сухие (зерновка) | Односемянные (семянка) | Многосемянные (коробочка) |
(При рассмотрении данного материала урока можно использовать сведения, полученные при изучении в 6 классе курса «Биология. Живой организм».)
* Подчеркните следующие особенности покрытосеменных: быстрое накопление органического вещества в процессе фотосинтеза; образование разнообразных биологически активных веществ; обеспечение проводящей системой быстрого притока воды и минеральных веществ от корней к листьям, почкам, цветкам и быстрый отток органических веществ.
* Обратите внимание учащихся на то, что по числу видов цветковые превосходят все остальные группы высших растений, их насчитывается около 250 тыс. видов. А 390 семейств цветковых составляют два класса – двудольные и однодольные.
* Объясните учащимся особенности размножения и двойного оплодотворения цветковых. Органом полового размножения покрытосеменных является цветок, представляющий собой видоизмененный побег. (См. материал 6 класса.)
Двойное оплодотворение
спермий + яйцеклетка → зигота → зародыш
(n) (n) (2n)
спермий + центральная клетка → эндосперм
(n) (2n) (3n)
Этот процесс впервые был описан в 1898 г. выдающимся русским цитологом и эмбриологом С. Г. Навашиным.
Большое значение в жизни цветковых растений имеет бесполое размножение.
Вегетативное размножение
луковицы | клубни | черенки – корневые – стеблевые – листовые – отводки | прививка | усы | корневые отпрыски |
В практике сельского хозяйства известно множество способов искусственного вегетативного размножения цветковых.
Вопросы для обсуждения.
1. Сравните способы размножения голосеменных и покрытосеменных растений. Растения какого отдела имеют преимущество в захвате новых территорий?
2. Что означает термин «покрытосемянность»?
3. Что представляет собой цветок?
4. Почему процесс оплодотворения цветковых растений получил название «двойное оплодотворение»?
5. Какая роль отводится эндосперму в семени цветкового растения?
6. Докажите, что покрытосеменные – наиболее эволюционно «продвинутая» группа современных растений.
7. Составьте общую характеристику цветковых растений.
Закреплениематериала.
• Выделите номера правильных суждений:
1. Покрытосеменные растения еще называют цветковыми, так как у них есть цветки.
2. Семяпочка у них защищена завязью, поэтому такие растения называются покрытосеменными.
3. Покрытосеменные растения – самая древняя группа растительного мира.
4. Цветковые растения растут во всех климатических зонах.
5. Наличие плодов обеспечивает распространение семян.
6. Ткани цветковых растений характеризуются высокой специализацией.
7. Цветковые растения имеют интенсивный обмен веществ.
(Ответы: 1; 2; 4; 5; 6; 7.)
• Дополните схему строения цветковых растений.
Она представлена ____________________ ____________________ ____________________ | Она образована ______________________ ______________________ ______________________ |
• Сравните голосеменные и покрытосеменные растения.
Общие признаки | Отличительные признаки | |
Голосеменные | Покрытосеменные | |
• Дайте определения понятий и приведите примеры растений.
Листопадные деревья: __________________________________
Вечнозеленые деревья: _________________________________
Простой лист – ________________________________________
Сложный лист – _______________________________________
• Сравните строение цветков, опыляемых ветром и насекомыми. Приведите примеры растений.
• Приведите примеры растений, имеющих плоды.
Ягода: _______________________________________________
Костянка: ____________________________________________
Боб: _________________________________________________
Семянка: _____________________________________________
Зерновка: _____________________________________________
• Подчеркните названия растений, плоды которых распространяются ветром.
Одуванчик, земляника, клен, ясень, каштан, горох, тополь, береза, слива.
• Нарисуйте схему строения обоеполого цветка и запишите название его частей.
_________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
• Приведите примеры растений, имеющих цветки.
Обоеполые: ____________________________________________
Тычиночные и пестичные: _______________________________
Нераскрывающиеся: ____________________________________
Собранные в соцветия: __________________________________
• Опишите перекрестный способ опыления у покрытосеменных растений. Напишите вывод о его значении.
• Как происходит образование мужского гаметофита?
• Как происходит образование женского гаметофита?
• Допишите предложения.
Яйцеклетка покрытосеменных растений содержит _____ набор хромосом. Спермий содержит _____ набор хромосом. Зигота, образующаяся при их слиянии, имеет _____ набор хромосом. Из зиготы развивается _____.
Второй спермий сливается с диплоидным центральным ядром, в результате чего возникает триплоидная клетка с _____ хромосомными наборами. Из этой клеткипозднее развивается _____.
У цветковых растений такой способ оплодотворения назван _____ оплодотворением.
• Заполните таблицу. Укажите способы размножения цветковых растений.
Названия растений | Способ размножения |
Земляника | |
Яблоня | |
Огурец | |
Картофель | |
Ландыш | |
Лук | |
Смородина |
Словарь. Цветковые, покрытосеменные, двойное оплодотворение, однодольные, двудольные, образовательная ткань, камбий, древесина, пробка, насекомоопыляемые, ветроопыляемые, микроспоры, спермии, мегаспоры, семенные, зародышевый мешок, эндосперм, центральная клетка.
За страницами учебника.
Растения-малютки.
Самыми мелкими цветковыми растениями в мире являются представители семейства рясковых, включающие 3 рода и 25 видов, распространенные почти во всех пресноводных водоемах нашей планеты.
В нашей стране встречаются представители всех трех родов, в составе которых всего 5 видов.
Ряски – плавающие преимущественно в стоячих или медленно текущих водоемах мелкие безлистные растеньица с сильно редуцированным стеблем, имеющим вид округлой, шаровидной, эллиптической или обратнояйцевидной пластинки до 5–10 миллиметров диаметром. Они окрашены в ярко-зеленый цвет и выполняют функции листа и стебля, многие считают их листьями. На самом деле листья отсутствуют или имеют вид едва заметных чешуек (редко). От нижней части стебля отходит корень нитевидной формы, служащийпреимущественно для равновесия; вода всасывается всеми частями тела. При внимательном рассмотрении корня можно увидеть на его нижнем конце утолщение – корневой чехлик. Он имеет вид колпачка, его можно аккуратно снять и вновь надеть. Он играет роль своеобразного балласта, обеспечивающего ряске устойчивое положение.
Цветут эти растеньица-малютки очень редко и размножаются обычно вегетативно, образуя в боковых выемках пластинки молодые побеги, иногда так образуются целые семьи.
К осени ряски начинают накапливать в своих тканях крахмал, становятся тяжелыми и опускаются на дно водоема, где и зимуют. К весне крахмал используется, и растеньице всплывает на поверхность. Начинается усиленное вегетативное размножение, и к середине лета они покрывают водоемы сплошной зеленой пленкой.
У нас в стране наиболее широко распространены ряски тройчатая и малая, растущие по всей европейской части и на Кавказе, значительно реже встречается ряска горбатая. Вместе с рясками довольно часто встречается многокоренник многокорневой, или обыкновенный, имеющий округлый листовидный стебель до 5 миллиметров в диаметре, снизу красноватый, от него отходит пучок из 3–5 корней.
Все ряски обладают высокой кормовой ценностью. В высушенном состоянии по содержанию питательных веществ растения не уступают злакам и бобовым и способны давать до 3 центнеров воздушно-сухой массы с гектара. Ряски, особенно ряска тройчатая, способны оздоравливать водоемы и предохранять воду от порчи, они, по-видимому, обладают фитонцидным действием.
Однако в природе отмечены случаи, когда сильное развитие на поверхности стоячих водоемов рясок вызывало сильное затенение и приводило к нарушению кислородного обмена и сильному угнетению живущих в толще воды организмов.
Еще меньше по размерам вольфия бескоренная – самое маленькое цветковое растение в мире.
Оказалось, что вольфия может соперничать со знаменитой водорослью хлореллой. В благоприятных условиях размножается она быстрее, чем хлорелла, и ее белок усваивается организмом человека еще лучше. Вольфия отличается редкой отзывчивостью на условия среды обитания; при повышении температуры воды от 20 до 30 ° С ее продуктивность увеличивается почти в три раза. Высокая урожайность объясняется тем, что вольфия обычно заселяет на поверхности водоема слой воды толщиной 1 сантиметр и располагается в несколько этажей. Несомненно, следует изучить наиболее урожайные формы этого интересного растения.
Домашнее задание:изучить текст «Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения» на с. 73–77; ответить на вопросы 1–7 рубрики «Проверьте свои знания».
Творческое задание: подготовить сообщения о растениях-рекордсменах в «Отделе Цветковые растения»; изучить текст на с. 77–79; повторить признаки классов двудольные и однодольные.
Творческое задание: подготовить сообщения о розоцветных растениях.