Глобальные модели будущего развития мира
Сценарии будущего развития природных и социальных систем на Земле |
Уничтожение планетарной системы, в том числе планеты Земля, в связи с превращением Солнца в красный гигант, белый карлик, а затем в черный карлик |
Возможная гибель планеты (или всего живого) в результате столкновения её с астероидом или другим крупным космическим телом |
Превращение Земли в безжизненную планету из-за гибели биосферы в результате применения накопленного арсенала оружия массового поражения |
Трансформирование биосферы с последующей гибелью человечества как мыслящего существа |
Сохранение человечества, которое, будучи подвергнутое сильным мутациям, станет сообществом нового вида |
Балансировка между сознательным и разрушительным вариантом развития ноосферы с соблюдением постоянно нарушаемого равновесия между природными и социальными системами |
Торжество в XXI веке созидательного варианта развития ноосферы, гармонизация отношений между обществом и природой |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание пособия отражает парадигмальную составляющую курса «Концепции современного естествознания». В связи с дефицитом времени, отводимого на лекционные, аудиторные занятия, рассмотрение некоторых тем учебной программы, отвечающей требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, осталось вне его рамок. Их представление планируется осуществить в последующем подобном издании, предназначенном уже для семинарских занятий и самостоятельной работы студента.
Авторы пособия надеются через используемый методический прием помочь студентам в овладении и систематизации естественнонаучных знаний с целью формирования научного мировоззрения. Авторы выражают надежду, что в круг представлений будущих специалистов гуманитарного профиля войдут концептуальные основы современного естествознания, которые позволят понять место и функции человека любой специальности в окружающем его мире. Особо следует подчеркнуть важность осознания того, что каждый человек, являясь частью природы, должен в своей профессиональной деятельности следовать законам её развития в рамках коэволюции. И здесь хочется процитировать В.А. Канке [3]:
«Природа, в отличие от человека, не обладает сознанием, поэтому ей невозможно навязать глупость. Природа не зломеренна, она не способна на месть человеку. Природа стоит перед нами как прямой укор: Неужели?! Неужели её самое строптивое, но зато и умнейшее дитя не способно понять то немногое, незнание чего грозит превратить его в «обезьяну цивилизации». Неужели человек не сможет обеспечить своё собственное будущее? На наш взгляд, сможет, но лишь при условии очень тщательного, бдительного и ответственного синтеза природного и неприродного. В этом деле нет альтернативы научному знанию. Надуманно-надменное отношение к наукам, в том числе к естествознанию, давно исчерпало себя. Стратегия нового века нуждается и новом естествознании, и в новой гуманитаристике, и в обновлении их союза».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов) / Д.И. Грядовой – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-239 с.
2. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: Учебник. –
2-е изд. / М.К. Гусейханов; О.Р. Рабаджабов – М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 692 с.
3. Канке, В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / В.А. Канке – М.: Логос, 2001. – 368 с.
4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова, – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
5. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров – М.: Высш. шк.», 2006. – 317 с.
6. Романов, В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Романов – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282 с.
7. Тимофеева, С.С. Основы современного естествознания и экологии / Серия «Учебники, учебные пособия» / С.С. Тимофеева, С.А. Медведева, Е.Ю. Ларионова – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
8. Хомутов, А.Е. Антропология / А.Е. Хомутов – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
9. Юлов, В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие/ В.Ф. Юлов – Киров, ВГПУ, 1997. – 253 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………. | ||
Раздел I. Наука в системе культуры ……………………………………….. | ||
Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры ………………... | ||
1.1.1. | Структура мира человека ………………………………………. | |
1.1.2. | Предметные области науки …………………………………….. | |
1.1.3. | Уровневая структура естественнонаучного образования …….. | |
1.1.4. | Функции естественнонаучных знаний ………………………… | |
1.1.5. | Смысл названия учебного курса ………………………… | |
1.1.6. | Метасистема …………………………………………………….. | |
1.1.7. | Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания»…………………………………………………. | |
1.1.8. | Научное мировоззрение в мире духовных ценностей………… | |
1.1.9. | Естественнонаучная и гуманитарная культуры……………….. | |
1.1.10. | Путь к единой культуре………………………………………… | |
1.1.11. | Классификация культуры в зависимости от целей деятельности................................................................................... | |
Тема 1.2. | Наука как способ познания мира | |
1.2.1. | Наука в системе духовной культуры…………………………… | |
1.2.2. | Общая систематизация наук ……………………………………. | |
1.2.3. | Уровни, методы и формы научного познания…………………. | |
1.2.4. | Гипотетико-дедуктивная модель научного познания…………. | |
1.2.5. | Модели развития науки…………………………………………. | |
Тема 1.3. | Панорама и тенденции развития естествознания……………… | |
1.3.1. | Связь естествознания с общественным развитием…………… | |
1.3.2. | Периодизация истории естествознания………………………… | |
1.3.3. | Понятие о научной картине мира………………………………. | |
1.3.4. | Функции научной картины мира как связующего звена……… | |
Раздел II. | Основные физические концепции материального мира............. | |
Тема 2.1. | Корпускулярное и континуальное описания природы ……….. | |
2.1.1. | Материальное единство мира…………………………………… | |
2.1.2. | Материя как физическая реальность…………………………… | |
2.1.3. | Развитие представлений о природе света……………………… | |
2.1.4. | Структурные уровни организации материи…………………… | |
2.1.5. | Реальный мир в научных картинах ……………………………. | |
Тема 2.2. | Пространство и время…………………………………………… | |
2.2.1. | Понятие о пространстве и времени……………………………. | |
2.2.2. | Классическая концепция пространства и времени……………. | |
2.2.3. | Современная концепция пространства и времени (СТО)…….. | |
2.2.4. | Общая теория относительности (ОТО)………………………… | |
Тема 2.3. | Физические концепции развития природы…………………….. | |
2.3.1. | Фундаментальные взаимодействия в природе………………… | |
2.3.2. | Сравнительный анализ фундаментальных взаимодействий….. | |
2.3.3. | Теория единого поля…………………………………………… | |
2.3.4. | Систематизация представлений о фундаментальных взаимодействиях в природе……………………………………... | |
2.3.5. | Принципы симметрии и симметрия законов…………………... | |
2.3.6. | Законы сохранения физических величин……………………… | |
2.3.7. | Категории симметрии…………………………………………… | |
2.3.8. | Геометрическая симметрия…………………………………….. | |
2.3.9. | Золотое сечение – проявление гармонии в природе………….. | |
2.3.10. | Классическая термодинамика о направлении протекания процесса…………………………………………………………. | |
2.3.11. | Статистическая природа энтропии…………………………….. | |
2.3.12. | Самоорганизация – фундаментальный принцип Вселенной… | |
2.3.13. | Этапы цикла развития открытых систем……………………… | |
2.3.14. | Синергетическая концепция развития природы……………… | |
2.3.15. | Примеры самоорганизующихся систем……………………….. | |
Раздел III | Структурная организация неживой природы…………………. | |
Тема 3.1. | Квантово-механическая концепция материи………………….. | |
3.1.1. | Кризис физики на рубеже XIX – XX в.в……………………… | |
3.1.2. | Принципы и математический аппарат квантовой механики…. | |
3.1.3. | Классификация элементарных частиц………………………… | |
3.1.4. | Основные характеристики некоторых элементарных частиц… | |
3.1.5. | Истинно элементарные частицы……………………………….. | |
3.1.6. | Химический элемент……………………………………………. | |
3.1.7. | Периодический закон Д.И. Менделеева……………………… | |
3.1.8. | Состав атомных ядер…………………………………………… | |
3.1.9. | Естественная и искусственная радиоактивность……………… | |
3.1.10. | Периоды полураспада некоторых радиоактивных изотопов… | |
3.1.11. | Ядерные процессы ……………………………............................ | |
3.1.12 | Формы записи ядерных реакций………………………………. | |
3.1.13. | Структура атома ………………………………………………… | |
3.1.14. | Электронная конфигурация атомов……………………………. | |
3.1.15. | Последовательность заполнения электронных уровней (подуровней) в атоме…………………………………………… | |
3.1.16. | Химическая связь и её типы…………………………………… | |
Тема 3.2. | Химические и физико-химические системы………………….. | |
3.2.1. | Химия как раздел естествознания……………………………… | |
3.2.2. | Развитие представлений о химическом элементе…………….. | |
3.2.3. | Учения о составе вещества……………………………………… | |
3.2.4. | Структура химических соединений…………………………….. | |
3.2.5. | Химические превращения………………………………………. | |
3.2.6. | Отличие химических превращений от физических процессов | |
3.2.7. | Управление химическими процессами………………………… | |
3.2.8. | Скорость химических реакций…………………………………. | |
3.2.9. | Каталитические реакции………………………………………… | |
3.2.10. | Химическое равновесие………………………………………… | |
3.2.11. | Структурная организация макромира…………………………. | |
3.2.12. | Природа как дисперсная система……………………………… | |
Тема 3.3. | Системная организация и эволюция Вселенной……………… | |
3.3.1. | Развитие представлений о структуре мира……………………. | |
3.3.2. | Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира……….. | |
3.3.3. | Варианты решения уравнения А. Фридмана………………… | |
3.3.4. | Модель расширяющейся Вселенной…………………………… | |
3.3.5. | Красное смещение – подтверждение модели расширяющейся Вселенной………………………………………………………… | |
3.3.6. | Модели Вселенной на начальном этапе возникновения……… | |
3.3.7. | От Большого Взрыва до современной Вселенной…………….. | |
3.3.8. | Космическая шкала времени……………………………………. | |
3.3.9. | Состав современной Вселенной………………………………… | |
3.3.10. | Иерархия звездных структур Вселенной………………………. | |
3.3.11. | Галактики – гигантские звездные системы……………………. | |
3.3.12. | Классификация галактик по Э. Хабблу ……………………. | |
3.3.13. | Снимки галактик различных типов…………………………….. | |
3.3.14. | Модель галактики – Млечный путь……………………………. | |
3.3.15. | Формирование звезд…………………………………………….. | |
3.3.16. | Термоядерные реакции в недрах звезд………………………… | |
3.3.17. | Термоядерные процессы в зависимости от температуры звезды…………………………………………………………….. | |
3.3.18. | Длительность этапов ядерного синтеза в недрах звезд……….. | |
3.3.19. | Звезды – источники химических элементов…………………… | |
3.3.20. | Характеристики звезд…………………………………………… | |
3.3.21. | Характеристики звезд (продолжение)………………………….. | |
3.3.22. | Диаграмма Герцшпрунга-Рессела………………………………. | |
3.3.23. | Характеристики звезд главной последовательности………….. | |
3.3.24. | Продукты эволюции звезд………………………………………. | |
3.3.25. | Завершение жизненного цикла звезд…………………………… | |
3.3.26. | Космический круговорот вещества в галактике……………….. | |
3.3.27. | Сравнительные размеры звезд………………………………….. | |
3.3.28. | Общая характеристика Солнца…………………………………. | |
3.3.29. | Строение Солнца………………………………………………… | |
3.3.30. | Солнечная система………………………………………………. | |
3.3.31. | Сравнительные размеры Солнца и планет……………………... | |
3.3.32. | Характеристика планет Солнечной системы………………….. | |
3.3.33. | Особенности строения Солнечной системы…………………… | |
3.3.34. | Развитие представлений о происхождении Солнечной системы………………………………………………………….... | |
3.3.35. | История эволюции Земли………………………………………. | |
3.3.36. | Геосферные оболочки Земли……………………………………. | |
3.3.37. | Общая характеристика Земли…………………………………… | |
Раздел IV | Жизнь…………………………………………………………….. | |
Тема 4.1. | Происхождение и сущность жизни…………………………….. | |
4.1.1. | Биология как раздел естествознания…………………………… | |
4.1.2. | Естественнонаучное понятие жизни………………………….... | |
4.1.3. | Структурные уровни организации материи…………………… | |
4.1.4. | Химический состав живой материи……………………………. | |
4.1.5. | Хиральность – фундаментальный признак живой материи…... | |
4.1.6. | Белок как основа живых систем ……………………………….. | |
4.1.7. | Нуклеиновые кислоты живых систем………………………….. | |
4.1.8. | Концепции возникновения жизни на Земле…………………… | |
4.1.9. | Концепция биохимической эволюции…………………………. | |
4.1.10. | Экспериментальное подтверждение получения органических веществ абиотическим путем…………………………………… | |
4.1.11. | Модель коацерватной капли……………………………………. | |
4.1.12. | Гипотезы голобиоза и генобиоза – современные концепции зарождения жизни на Земле…………………………………….. | |
4.1.13. | Необходимые условия для возникновения жизни на планете... | |
4.1.14. | Схема перехода химической эволюции в биологическую…… | |
4.1.15. | Условия перехода химической эволюции в биологическую…. | |
4.1.16. | Формы жизни ……………………………………………………. | |
4.1.17. | Классификация организмов по способу получения энергии…. | |
Тема 4.2. | Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем…………………………………………………………….. | |
4.2.1. | Развития представлений о многообразии видов жизни………. | |
4.2.2. | Концепция эволюции жизни Ж.Б.Ламарка……………………. | |
4.2.3. | Эволюционная теория Ч. Р.Дарвина – А. Р.Уолесса………….. | |
4.2.4. | Антидарвинизм конца XIX – начала XX века…………………. | |
4.2.5. | Этапы развития генетики……………………………………….. | |
4.2.6. | Основные понятия генетики…………………………………….. | |
4.2.7. | Синтетическая теория эволюции……………………………….. | |
4.2.8. | Этапы развития жизни на Земле………………………………... | |
Раздел V | Человек как объект естественнонаучного познания………….. | |
Тема 5.1. | Антропогенез и антропосоциогенез……………………………. | |
5.1.1. | Человек и наука………………………………………………….. | |
5.1.2. | Развитие представлений о происхождении человека…………. | |
5.1.3. | Естественнонаучное обоснование животного происхождения человека………………………………………………………….. | |
5.1.4. | Генеалогическое древо человека……………………………….. | |
5.1.5. | Основные стадии эволюции человека………………………….. | |
5.1.6. | Представители семейства гоминид…………………………….. | |
5.1.7. | Природные факторы – движущие причины становления вида Homo sapiens……………………………………………………... | |
5.1.8. | Признаки человека………………………………………………. | |
5.1.9. | Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в историческом развитии человека……………... | |
5.1.10. | Человек как индивид и как личность…………………………… | |
Раздел VI | Мир как целостная система……………………………………... | |
Тема 6.1. | Человек и Вселенная…………………………………………….. | |
6.1.1. | Развитие учения о биосфере…………………………………….. | |
6.1.2. | Состав биосферы………………………………………………… | |
6.1.3. | Границы биосферы………………………………………………. | |
6.1.4. | Атмосфера и жизнь……………………………………………… | |
6.1.5. | Гидросфера и жизнь……………………………………………... | |
6.1.6. | Литосфера Земли………………………………………………… | |
6.1.7. | Распространение организмов в биосфере……………………… | |
6.1.8. | Биосфера и космос………………………………………………. | |
6.1.9. | Биосфера и ноосфера……………………………………………. | |
6.1.10. | Экология как наука……………………………………………… | |
6.1.11. | Антропогеоценоз и экологические кризисы…………………… | |
6.1.12. | Характеристика экологических кризисов в развитии биосферы и цивилизации……………………………………….. | |
6.1.13. | Кризис природы и кризис человека…………………………….. | |
6.1.14. | Основные концепции взаимодействия общества и природы…. | |
Тема 6.2. | Единая картина мира – путь к единой культуре…………….. | |
6.2.1. | Основные концепции естествознания………………………….. | |
6.2.2. | Основные этапы становления современной естественнонауч-ной научной картины мира……………………………………... | |
6.2.3. | Особенности современной естественнонаучной картины мира……………………………………………………………….. | |
6.2.4. | Модель мира……………………………………………………... | |
6.2.5. | Иерархическое многообразие материального мира…………… | |
6.2.6. | Глобальные модели будущего развития мира…………………. | |
Заключение……………………………………………………………………… | ||
Библиографический список……………………………………………………. |