Д-р техн. наук, профессор кафедры ботаники И.А. Золотухин
З 58 | Естественнонаучная картина мира:учеб.-метод. комплекс курса по направлению: 050100.62 «Начальное образование» / авт.-сост. И.А. Золотухин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 18 с. |
Учебно-методический комплекспокурсу«Естественнонаучная картина мира» составлен в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050700.62 «Начальное образование». Дисциплина входит в базовую часть цикла общематематических и естественнонаучных дисциплин (Б2.Б.2) и является обязательной для изучения.
Адресовано студентам, изучающим курс «Естественнонаучная картина мира».
УДК 59
ББК Е6
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Золотухин И.А., составление, 2011
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2011
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………. ……. 4
1. Цели и задачи изучения дисциплины... ……………………………………………... 4
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины..................... ………….. 4
3. Объем дисциплины ……………………………………………………………………. 5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы................................. …………… 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............................. …. 5
4. Содержание курса …………………………………………………………………... 6
5. Темы семинарских занятий...................................................................... ………….... 7
6. Учебно-методическое обеспечение ………………………………………………….. 13
6.1.Список литературы ……………………………………………………………….. 13
6.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины …… 14
6.3.Методические указания студентам ……………………………………………….. 14
6.4.Методические рекомендации преподавателю …………………………………… 16
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок
проведения промежуточных и итоговых аттестаций ……………… 18
1.Тестовые задания для контроля знаний студентов …………………………………... 18
2. Перечень вопросов к зачётам и экзаменам …………………………………………… 19
I. Рабочая программа дисциплины
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса состоит в повышении естественнонаучной грамотности, в формировании правильных представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, в воспитании у студентов не только соответствующей культуры мышления, но и бережного отношения к природе и живым существам.
Задачи курса:
Изучить и понять сущность большого числа фундаментальныхнаук и законов природы, определяющих облик современного естествознания,к которымотносится множество закономерностей физики, химии и биологии.
Формирование ясного представления о материальной картине мира как основе целостности и многообразия природы.
Понимание сущности жизни, принципов основных жизненных процессов, организации биосферы, значения человечества в ее эволюции. Осознание природы, базовых потребностей и реальных возможных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранения жизни на земле.
Формирование представлений о принципах эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития живой и неживой природы.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Дисциплина «Концепция современного естествознания» базируетсяназнаниях, полученных в средней школе при изучении естествознания, ботаники, биологии, физики, химии и других естественнонаучных курсов.
Основное назначение курса - содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего формированию и всестороннему развитию личности.
Дисциплина «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов гуманитарного профиля с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формированием целостного взгляда на окружающий мир.
Требования к уровню освоения содержания курса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общих и общепрофессиональных компетенций:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);*
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).*
Студенты должны иметь четкое представление о современном естествознании и его историческом развитии. Понять преемственность, содействие и непрерывность в изучении природы, а также необходимость смены простого описания окружающей среды на квантовую и статистическую физику, молекулярную биологию и биохимию; переход от неживых систем к клетке, живым организмам, биосфере и обществу.
* - только для очного обучения
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | |
Очное обучение | Заочное обучение | |
№ семестра | 2 семестр | |
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
практические и семинарские занятия | ||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | - | |
Самостоятельная работа | ||
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | ||
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля, № семестров) | Выступления на семинарах | - |
Курсовая работа(№ семестра) | - | - |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - № семестров | Зачёт | Зачёт |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Очное обучение
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоя-тельная работа | ||||
лекции | семинары | лабор. работы | |||
1. МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА, ЕГО ПОЗНАВАЕМОСТЬ, СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ | |||||
2. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДЫ | |||||
3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ С ПОЗИЦИЙ ФИЗИКИ И ХИМИИ | |||||
4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВСЕЛЕННОЙ. ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ | |||||
5. ЧЕЛОВЕК КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ | |||||
6. СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ материальных систем и СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИя СЛОЖНОСТИ | |||||
ИТОГО: |
Заочное обучение
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоя-тельная работа | ||||
лекции | семинары | лабор. работы | |||
1. МАТЕРИАЛЬНОСТЬ МИРА, ЕГО ПОЗНАВАЕМОСТЬ, СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ | |||||
2. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДЫ | |||||
3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ С ПОЗИЦИЙ ФИЗИКИ И ХИМИИ | |||||
4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВСЕЛЕННОЙ. ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ | |||||
5. ЧЕЛОВЕК КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ | |||||
6. СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ материальных систем и СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИя СЛОЖНОСТИ | |||||
ИТОГО: |
Содержание курса