Почему мы не можем видеть свое Я в зеркале, или Зачем нам иллюзия Я
Около 20 лет назад я был аспирантом и исследовал развитие визуального восприятия у самых маленьких детей, для этого я анализировал движение глаз. Дети не говорят, но их глаза – это окно в их мозг. То, на что они смотрят и как долго задерживают взгляд, демонстрирует, чему уделяет внимание их мозг. Где в этом действии присутствует Я? Если вдуматься, обычно мы делаем это бессознательно. Кто движет нашими глазами? Есть ли у новорожденного Я?
Работая с новорожденными младенцами, которым иногда было только несколько минут от роду, я на самом деле никогда не задавался подобного рода вопросами, а больше был озабочен тем, на что они смотрят.
Мне казалось очевидным, что младенцы смотрят на вещи, которые они могут видеть наиболее четко, и что это определяется миром вокруг них, на который нужно смотреть. Казалось маловероятным, что модель мира уже закодирована в их мозге и предопределяет, куда они посмотрят в следующий момент. Скорее в самом начале все определяют объекты окружающей среды, которые можно увидеть. Объекты внешнего мира борются за внимание глаз ребенка. И нет потребности в управляющем Я: новорожденные не принимают решений о том, куда смотреть. Очевидно, механизмы мозга, с которым они родились, эволюционно выработались для того, чтобы искать информацию о внешнем мире и фиксировать этот опыт. Именно это наблюдение за младенцами открыло мне глаза на иллюзию Я.
По мере развития ребенок способен постичь более сложные модели мира, включая ожидания того, где и что должно произойти. Появляется гибкость в применении этих моделей для понимания и предсказания. И Я есть иллюзия, поскольку оно не возникает однажды внезапно в вашей голове на второй или третий день рождения. Оно постепенно проявляется – формируется из всего богатства человеческой деятельности и взаимодействий. Наше Я – это продукт нашего разума, который, в свою очередь, можно назвать продуктом нашего мозга[594]. По мере развития мозга развивается и Я. Когда мозг деградирует, то же самое должно происходить с Я.
Зачем мы выработали иллюзию Я? Как и любая другая иллюзия, которую порождает наш мозг, она служит определенной цели. Наше Я обеспечивает фокус, вокруг которого мы собираем опыт, как непосредственный (здесь и сейчас), так и служащий для соединения событий на протяжении жизни. Опыт представляет собой фрагментарные эпизоды до тех пор, пока мы не сплетем его в осмысленную хронику, или фабулу. Именно поэтому Я собирает все вместе. Без такого фокуса, если бы нам нужно было работать с каждым из множества параллельных процессов нашего мозга отдельно, мы оказались бы повержены в хаос. Вместо этого мы получаем суммированный принцип, опирающийся на результаты всех этих подсознательных процессов.
Самоиллюзия зависит от опыта, который приобретался на протяжении жизни. Воспоминания влияют на нашу интерпретацию мира. Эта интерпретация направляется механизмами, которые ищут в мире определенную информацию, а также окружающими людьми, которые помогают нам понять смысл всего происходящего. В этом аспекте мы непрерывно формируемы теми, кто нас окружает. Относясь к виду с самым продолжительным детством, человеческие дети выработали в ходе эволюции особую способность к социальным взаимодействиям, и большая часть того, что обрабатывает наш мозг, как выяснилось, относится к социальной сфере.
В отсутствие социальных контактов в раннем возрасте дети могут быть навсегда лишены навыков общения, хотя их интеллект останется неповрежденным. Со всей определенностью ранние годы оставляют след на манере нашего взаимодействия с людьми до конца жизни. И именно через эти социальные взаимодействия с другими мы создаем чувство самоидентификации, а затем чувство собственного Я.
Почему так трудно распознать иллюзию? Ответ, возможно, имеет отношение к понятию отражения, которое в той или иной форме всплывало на протяжении всей книги. Вспомните эти факты и подумайте над ними.
• Маленькие дети и животные не узнают себя в зеркале.
• При повреждениях мозга происходит нарушение идентификации своего отражения.
• Мы копируем поведение других.
• Мы способны чувствовать боль других людей благодаря зеркальным нейронам.
• Человеку труднее мошенничать, если в комнате висит зеркало.
• Взгляд в зеркало – один из способов самоутверждения.
Что такого есть в зеркале? Почему оно занимает такое значимое место в концепции Я? Когда мы смотрим в зеркало, мы видим свой внешний облик, но мы уверены, что этот образ является только внешней оболочкой тела, которое мы занимаем. Мы уверены, что внутри нас есть нечто гораздо больше. Это то, что мы чувствуем и знаем.
Но что, если мы выбрали неверное направление? Что, если это лишь отраженное Я, созданное окружающей нас средой, другими людьми?
Подумайте обо всех тех влияниях, которые действуют на вас на протяжении всей жизни до сего момента: начиная от ваших родителей и школы, ваших увлечений и первых взрослых отношений, вашей второй половины и детей, вашей работы и коллег, ваших политических взглядов и заканчивая всеми остальными сферами влияния, которые коснулись вас. Представьте, какой отпечаток они могли оставить в вас. Подобно иллюзорному квадрату, который мы видели в Прологе, наше Я можно изобразить как воображаемый белый круг на рисунке 13.
Рис. 13. Иллюзия Я – эмерджентное [595]свойство, возникающее из комплекса внешних влияний
Я существует только как схема, созданная из других аспектов нашей жизни, которые формируют нас. Если удалить эти аспекты, Я тоже исчезает. Это не значит, что личности не существует, просто она представляет собой комбинацию разных аспектов, определяющих наше ощущение Я. Например, его во многом определяют прижизненный опыт и воспоминания человека. Однако, как мы видели, эти воспоминания не всегда надежны и, таким образом, поддерживаемое ими Я не обязательно будет точной и последовательной версией. Оно постоянно смещается и переформируется, по мере того как меняется контекст. Мы настолько готовы подстраиваться под других, что адаптируемся к любой роли в непрерывном, динамическом балете перевоплощения.
Эта визуальная схема иллюстрирует фундаментальное соотношение иллюзии и реальности. Наш мозг использует иллюзию для воссоздания целостности мира. Все обрабатывается и абстрагируется за счет усилий нашего мозга по организации, интерпретации и заполнению отсутствующей информации на основе прошлого опыта. Например, благодаря этой работе мозга мы воспринимаем пустое место в центре приведенной схемы как иллюзорный круг. Именно поэтому вы видите несуществующий круг. Мозг при этом, рассматривая композицию, «решает», что единственное разумное объяснение тому, что у каждой фигуры отсутствует центральная часть, – некая фигура в середине. Другими словами, мозг порождает иллюзию Я. И это не магия, это просто механизмы нейропсихологии. Мозг ищет закономерности и достраивает недостающие фрагменты реальности, исходя из этих закономерностей. Он упорядочивает воспринимаемую реальность.
Так почему же мы не замечаем надуманность Я? Мы уверены, что обладаем свободой выбора, но во многих ситуациях выбор происходит без всякого размышления, и нередко под влиянием других. Мы настолько зависим от сохранения своей социальной причастности, что готовы подчиняться воле группы. При этом еще нашему мозгу выгодно создавать чувство Я, и у нас нет осознанного доступа к этому невидимому процессу в роли стороннего наблюдателя.
Один последний эксперимент перед зеркалом поможет убедить вас в том, что мы слепы в отношении того, как наш мозг создает эго. Пристально посмотрите на себя в зеркало. Сфокусируйте взгляд на своем левом глазу и хорошенько посмотрите на него. Теперь перенесите фокус на правый глаз. Заметили нечто странное? Когда вы переводите взгляд с левого глаза на правый и обратно, вы не можете видеть движения собственных глазных яблок слева направо и обратно. Глаза движутся, но вы не можете заметить их движение. Это происходит потому, что наш мозг намеренно стирает наши зрительные образы, возникающие в моменты движения глаз. В результате мы периодически оказываемся по-настоящему слепы (в среднем около 2 часов на протяжении каждого периода бодрствования), но никогда этого не замечаем.
Это небольшая биологическая хитрость – один из множества способов, которыми мозг скрывает свою истинную работу от нашего сознания. Нам кажется, что мы видим стабильный мир, но фактически он конструируется всякий раз, когда мы двигаем глазами. На деле можно даже поменять воспринимаемые объекты, и мы не заметим разницы (если не уделяем им особо пристального внимания). Это происходит потому, что мы считаем мир стабильным. То же самое касается Я. Мы не осознаем глубинные процессы, которые создают его, и все же чувствуем его целостным. Мы вряд ли заметим, что являемся отражением тех, кто нас окружает, поскольку не можем увидеть со стороны, как мы меняемся, общаясь с людьми. И нам трудно осознать, как наше Я переключается с одной ипостаси на другую, пока нам не укажут на это окружающие.
Рискуя переусердствовать с метафорой, скажу, что, если бы мы могли видеть мир в моменты движения своих глаз, нас бы затошнило, поскольку исчезла бы его стабильность. Это тот случай, где избыток информации может повредить. Поэтому наш мозг защищает нас от полноты картины мира. И по той же причине мы не осознаем когнитивной иллюзии, которая создает наше эго. Когнитивный диссонанс защищает нас от руминации[596]над недостигнутыми целями. Позитивные представления и свободная воля поддерживают в нас мотивацию. Способность принимать решения дает нам иллюзию контроля. Без этих когнитивных иллюзий мы были бы не способны функционировать, поскольку нас захлестнула бы сложность всевозможных процессов и механизмов, управляющая нами. И это в конечном счете во благо.
Каково будущее иллюзии Я? Она едва ли исчезнет: в конце концов, это способ адаптации, выработанный в ходе эволюции. Однако он может измениться. На сегодняшний день человеческая популяция немного превышает 7 миллиардов. Уже в следующем поколении большинство людей будут жить в мегаполисах – урбанистических зонах с плотностью населения, по крайней мере, 2000 человек на квадратный километр и общим числом проживающих не меньше 10 миллионов. Благодаря распространению Интернета почти все человечество будет иметь потенциальную возможность общаться друг с другом. Мгновенные переводы с одного языка на другой не за горами, и тогда мы сотрем еще один барьер в коммуникациях.
Такие условия жизни очень далеки от саванн Серенгети, где впервые появились наши предки. Можно лишь догадываться о том, как эти изменения повлияют на самоидентификацию отдельного человека. Вероятно, в столь плотно населенном будущем нам понадобится очень сильное чувство Я, чтобы выжить.
Благодарности
Писать эту книгу было трудно по нескольким причинам. Зарождение человеческого самоотражения охватывает множество разных сфер, и его история уходит корнями далеко в прошлое человечества. Я полагаю, что эта книга будет раздражать многих. Во-первых, из-за недостатка сведений о тех, кто шел впереди и всерьез занимался этой проблемой. Во-вторых, потому, что часть значимых моментов была опущена и не все возможные аргументы учтены. Но тогда бы книгу невозможно было читать, не говоря уж о том, чтобы ее написать. Я попытался синтезировать объяснение, сводящее весь этот огромный объем работы к простому и понятному формату с одним тезисом. Я уверен, что отобрал главные проблемы, имеющие отношение к когнитивной нейробиологии.
Наиболее сложным аспектом написания книги было то, что она заставила меня конфронтировать с моей собственной иллюзией Я и образом моей жизни. Она заставила испытывать дискомфорт от осознания собственных слабостей, тщеславия, неуверенности, недостатка целостности и принципиальности и всех других негативных вещей, которые не многие из нас готовы признать, поскольку наше эго старается скрыть их. Этот тезис трудно дается тем, кто воспринимает свое Я всерьез. Однако я уверен, что полезно регулярно подвергать сомнению природу эго, чтобы прожить жизнь по максимуму.
Я в долгу у тех, кто, понимая сказанное, помогал мне создавать книгу. Мне бы особенно хотелось поблагодарить своего агента, Роберта Керби, не только за его профессиональный вклад, но и за поддержку в моменты сомнений. Я хочу выразить признательность своему агенту в США – Зои Пагнамента за то, что она взяла на себя такую трудную задачу.
Мой британский издатель, Андреас Кампомар, загорелся этой идеей и с энтузиазмом поддерживал меня. Я надеюсь, эта идея не окажется палкой о двух концах. Джоан Боссер (издательство Оксфордского университета, отделение США) подала мне некоторые замечательные идеи для разработки, а Джим Джиффорд (Harper Collins , канадское отделение) указал на опасности моих мальчишеских тенденций. Мне бы хотелось поблагодарить друзей, коллег и студентов, которые читали первые наброски и предоставляли бесценные отзывы и поддержку. Это Сара Бэйкер, Сью Блэкмор, Пол Блум, Кати Доннелли, Теобеста Тесфа Эндриас, Иан Гличрист, Наталья Гъерсо, Шоджи Итакура, Моника Дженсен, Кристин Леджейр, Кэйт Лонгстафф, Джордж Ньюман и Арноуд Ван Воорст.
Хочу выразить свою признательность некоторым финансирующим организациям, которые поддерживали меня и мои исследования в последние три года, что позволило мне написать книгу. Это Совет по экономическим и социальным исследованиям Великобритании, Leverhulme trust, Bial foundation и Perrott -Warwick Fund .
Моя книга посвящена Ким, которая вынуждена терпеть мой хаотический пучок влияний и ощущений. Без нее я бы развалился на части уже много лет назад.
[1]N. Dietrich, The Amazing Howard Hughes (London: Hodder Fawcett, 1972).
[2]Бритни Спирс – поп-певица; Мэл Гибсон – актер и кинорежиссер; Вайнона Райдер – киноактриса; Тайгер Вудс – знаменитый гольфист. – Примеч. пер.
[3]Представление о разных компонетах человеческого «Я» – Я-познающем и Я-эмпирическом (наблюдаемом как бы со стороны) ввел в психологию Уильям Джеймс: William James, «Principles of Psychology» (1890).
[4]Автор ссылается на «отца психологии» Уильяма Джеймса. Согласно концепции Джеймса (1890), речь идет о той части Я, которую человек создает, наблюдая за собой как бы со стороны. – Примеч. ред.
[5]P. Ricoeur, Oneself as Another (Chicago, IL: University of Chicago Press, 1992).
[6]G. Strawson, «The self», Journal of Consciousness, 4 (1997), 405–28.
[7]D. Hume, A Treatise of Human Nature, Book 1, part 4, section 6.
[8]D. Parfit, «Divided minds and the nature of persons», in C. Blakemore and S. Greenfield (eds), Mindwaves (Oxford: Blackwell, 1987 pp.1a–26).
[9]D. Chalmers, «Facing up to the problem of consciousness», Journal of Consciousness Studies, 3 (1995), 200–219.
[10]D.C. Dennett, Consciousness Explained (Boston, MA: Little, Brown and Co, 1991).
[11]C.H. Cooley, Human Nature and the Social Order (New York, NY: Scribner's, 1902).
[12]D.T. Gilbert and P.S. Malone, «The correspondence bias», Psychological Bulletin, 117 (1995), 21–38.
[13]F.A.C. Azevedo, L.R.B. Carvalho, L.T. Grinberg, J.M. Farfel, E.E.L. Ferretti, R.E.P. Leite, W. Jacob Filho, R. Lent and S. Herculano-Houzel, «Equal numbers of neuronal and non-neuronal cells make the human brain an isometrically scaled-up primate brain», Journal of Comparative Neurology, 513 (2009), 532–41. Это самый современный анализ нейронной структуры мозга человека. По оценкам авторов, там присутствует 85 миллиардов не-нейронных (глиальных) клеток и 86 миллиардов собственно нейронов.
[14]C.E. Shannon, «A mathematical theory of communication», Bell System Technical Journal, 27 (1948), 379–423 and 623–56.
[15]Исследовательское подразделение AT&T, занимавшееся проблемами телекоммуникаций. – Примеч. пер.
[16]Двоичная система (0 и 1) впервые была введена немецким математиком и философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем в XVII веке. Двоичный код хорошо работает, поскольку имеет дело только с двумя состояниями «вкл.» и «выкл.», что идеально подходит для электрических систем.
[17]E. Ruppin, E.L. Schwartz and Y. Yeshurun, «Examining the volume-efficiency of the cortical architecture in a multi-processor network model», Biological Cybernetics, 70:1 (1993), 89–94.
[18]M. Abeles, Corticonics: Neural Circuits of the Cerebral Cortex (Cambridge: Cambridge University Press, 1991).
[19]В оригинале «fire together, wire together». – Примеч. пер.
[20]Паттерн – ансамбль нейронов, возбужденных в данный момент, т. е. общая картина «включенных» (и «выключенных») нейронов в данной ситуации. – Примеч. ред.
[21]M.A. Arib, The Handbook of Brain Theory and Neural Networks (Cambridge, MA: MIT Press, 2002).
[22]Количество атомов в обозримой Вселенной оценивается приблизительно числом 1081. Я в долгу перед Дэном Уолпертом за это невероятное математическое сравнение.
[23]W. Penfield, The Mystery of the Mind (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1975).
[24]P. MacLean, The Triune Brain in Evolution: Role of Paleocerebral Functions (New York, NY: Plenum, 1990).
[25]Рефлекс подскакивания голени при ударе медицинским молоточком по коленке. – Примеч. пер.
[26]Помимо среднего мозга еще выделяют передний, промежуточный и конечный мозг. Кора больших полушарий относится к конечному мозгу. – Примеч. ред.
[27]Azevedo et al. (2009).
[28]I.J. Atkinson, The Developing Visual Brain (Oxford: Oxford University Press, 2000).
[29]B.M. Hood, «Shifts of visual attention in the human infant: A neuroscientific approach», in L. Lipsitt and C. Rovee-Collier (eds), Advances in Infancy Research, vol. 9 (Norwood, NJ: Ablex, 1995), 163–216.
[30]A. Diamond, «Neuropsychological insights into the meaning of object concept development», in S. Carey and R. Gelman (eds.), The Epigenesis of Mind: Essays on Biology and Cognition (Cambridge, MA: MIT Press, 1991), 433–72.
[31]F. Bertossa, M. Besa, R. Ferrari and F. Ferri, «Point zero: A phenomenological inquiry into the seat of consciousness», Perceptual and Motor Skills, 107 (2008), 323–35.
[32]Латинский вариант имени Декарта – Renatus Cartesius, отсюда термин «картезианство». – Примеч. пер.
[33]P. Rakic, «Intrinsic and extrinsic determinants of neo-cortical parcellation: A radial unit model», in M.H. Johnson, Y. Munakata and R. Gilmore (eds), Brain Development and Cognition: A Reader (2nd ed., Oxford: Blackwell, 2002), 57–82.
[34]Y. Brackbill, «The role of the cortex in orienting: Orienting reflex in an anencephalic human infant», Developmental Psychology, 5 (1971), 195–201.
[35]A.J. DeCasper and M.J. Spence, «Prenatal maternal speech influences newborns» perception of speech sounds», Infant Behavior and Development, 9 (1986), 133–150; J.A. Mennella, C.P. Jagnow and G.K. Beauchamp, «Prenatal and postnatal flavor learning by human infants», Pediatrics 107:6 (2001), E88; P.G. Hepper, «An examination of fetal learning before and after birth», Irish Journal of Psychology, 12:2 (1991), 95–107.
[36]M.H. Johnson, Developmental Cognitive Neuroscience (Oxford: Wiley-Blackwell, 2011).
[37]J.L. Conel, The Postnatal Development of the Human Cerebral Cortex, Vols I–VIII (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1939–67).
[38]W.T. Greenough and J.E. Black, «Induction of brain structures by experience: Substrates for cognitive development», in M. Gunnar and C. Nelson (eds), Minnesota Symposium on Child Psychology: Vol. 24. Developmental Behavioral Neuroscience (Hillsdale, NJ: Erlbaum (1992), 155–200.
[39]P.R. Huttenlocher, C. de Courten, L.G. Garey and H. Van der Loos, «Synaptogenesis in human visual cortex. Evidence for synapse elimination during normal development», Neuroscience Letters, 33 (1982), 247–52.
[40]Депривация (лат. Deprivato – потеря, лишение) – психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей. – Примеч. ред.
[41]J. Zihl, D. von Cramon and N. Mai, «Selective disturbance of movement vision after bilateral brain damage», Brain, 106 (1983), 313–40.
[42]D.H. Hubel, Eye, Brain and Vision, Scientific American Library Series (New York: W.H. Freeman, 1995).
[43]J. Atkinson, The Developing Visual Brain (Oxford: Oxford University Press, 2002).
[44]Периоды развития, когда повышена восприимчивость к определенного рода воздействиям и опыту и результат полученного в этот период опыта сказывается в дальнейшем. Например, есть период особой восприимчивости к усвоению языка. – Примеч. ред.
[45]W.T. Greenough, J.E. Black and C.S. Wallace, «Experience and brain development», Child Development, 58:3 (1987), 539–59.
[46]Лоренц назвал этот феномен запечатлением (импринтинг). – Примеч. ред.
[47]Konrad Lorenz, King Solomon's Ring, trans. Marjorie Kerr Wilson (London: Methuen, 1961).
[48]На русском языке вышла под названием «Язык как инстинкт». – Примеч. пер.
[49]S. Pinker, The Language Instinct (Harmondsworth: Penguin, 1994).
[50]Это мнение автора отнюдь не бесспорно: сензитивные периоды не сводятся целиком к биологии (нейрофизиологии). – Примеч. ред.
[51]J.S. Johnson and E.L. Newport, «Critical period effects in second language learning: The influence of maturational state on the acquisition of English as a second language», Cognitive Psychology, 21 (1989), 60–99.
[52]J. Werker, «Becoming a native listener», American Scientist, 77 (1989), 54–69.
[53]«Мы в Японии очень заинтересованы в эрекции Клинтона». Японский лингвист неправильно произнес английское слово «election» – избрание. Изменение одной буквы превратило избрание президента в его половое возбуждение. – Примеч. пер.
[54]«Эффект Моцарта» – идея, популяризированная Доном Кэмпбеллом в его книге, вышедшей в 1997 году (Don Campbell, «The Mozart Effect: Tapping the Power of Musicto Healthe Baby, Strengthen the Mind, and Unlock the Creative Spirit»), и состоящая в том, что слушание классической музыки повышает коэффициент интеллекта. Сила этого весьма спорного заявления была такова, что Зелл Миллер (Zell Miller), губернатор штата Джорджия, провозгласил, что он предполагает ежегодно выделять из бюджета штата 105 000 долларов на то, чтобы обеспечить каждого ребенка, рожденного в Джорджии, кассетой или компакт-диском с классической музыкой. Чтобы донести свою мысль до законодателей, он проиграл им на магнитофоне отрывок из «Оды к радости» Бетховена и спросил: «Ну, разве вы не почувствовали, что уже стали умнее?»
[55]Ассоциация восьми наиболее престижных частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Название происходит от побегов плюща, обвивающих старые здания этих университетов, что является символом их солидного возраста. – Примеч. пер.
[56]Разговорное название Оксфорда и Кембриджа. – Примеч. пер.
[57]Название можно перевести как «Миф первых трех лет». – Примеч. пер.
[58]J.T. Bruer, The Myth of the First Three Years: A New Understanding of Early Brain Development and Lifelong Learning (New York, NY: Free Press, 1999).
[59]F.J. Zimmerman, D.A. Christakis and A.N. Meltzoff, «Associations between media viewing and language development in children under age two years», Journal of Pediatrics, 51 (2007), 364–8.
[60]Azevedo et al. (2009).
[61]S. Herculano-Houzel, B. Mota and R. Lent, «Cellular scaling rules for rodent brains», Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 103 (2006), 12138–43.
[62]R.I.M. Dunbar, «The social brain hypothesis», Evolutionary Anthropology, 6 (1998), 178.
[63]R. Sapolsky, «The uniqueness of humans.» http://www.ted.com/talks/robert_sapolsky_the_uniqueness_of_humans.html (TED talk, 2009).
[64]R.I.M. Dunbar and S. Shultz, «Evolution in the social brain», Science, 317 (2007), 1344–7.
[65]S.R. Ott and S.M. Rogers, «Gregarious desert locusts have substantially larger brains with altered proportions compared with the solitarious phase», Proceedings of the Royal Society, B, 277 (2010), 3087–96.
[66]Из личного общения с Данбаром.
[67]A. Whiten and R.W. Byrne, Machiavellian Intelligence: Social Expertise and the Evolution of Intellect in Monkeys, Apes and Humans. (Oxford: OUP, 1988).
[68]Течение в анабаптизме (движении сторонников повторного крещения в сознательном возрасте), которое возникло в XVI веке. Названо по имени одного из первых лидеров – Якоба Гуттера. Отличительной чертой гуттеритов является общность имущества. – Примеч. пер.
[69]На русском языке вышла под названием «Переломный момент». – Примеч. пер.
[70]M. Gladwell, The Tipping Point. How Little Things Can Make a Big Difference (London: Little, Brown and Co, 2000).
[71]T. Nagel, «What is it like to be a bat?», Philosophical Review, 83 (1974), 433–50.
[72]Эта история рассказана А. Гопник в книге The Philosophical Baby: What Children's Minds Tell Us About Truth, Love, and the Meaning of Life (New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2009).
[73]J.M. Baldwin, Development and Evolution (Boston, MA: Adamant Media Corporation, 1902/2002).
[74]J. Locke, An Essay Concerning Human Understanding (London, 1690).
[75]См. о нем подстраничное примечание 2 на стр. 12. – Примеч. ред.
[76]W. James, Principles of Psychology (New York, NY: Henry Holt, 1890).
[77]Специалисты по поведению животных. – Примеч. ред.
[78]A. Gopnik, «What are babies really thinking?» http://blog.ted.com/2011/10/10/what-are-babies-really-thinking-alison-gopnik-on-ted-com/ (TED talk, 2011).
[79]R. Byrne and A. Whiten, Machiavellian Intelligence (Oxford: Oxford University Press, 1988).
[80]Дон Вито Корлеоне (1891–1955) по прозвищу Крестный отец – главный герой романа Марио Пьюзо «Крестный отец» и основанного на нем фильма Фрэнсиса Форда Копполы. – Примеч. пер.
[81]N. Kanwisher, J. McDermott, and M. Chun, «The fusiform face area: A module in human extrastriate cortex specialized for the perception of faces», Journal of Neuroscience, 17 (1997), 4302–11. На самом деле на данный момент продолжается спор о том, отвечает ли эта зона только за лица или за любую категорию хорошо известных объектов. С учетом того, что лица являются наиболее распространенными разновидными объектами, с которыми мы сталкиваемся, можно предположить, что область изначально развивалась для работы с лицами.
[82]M.H. Johnson, S. Dziurawiec, H. Ellis and J. Morton, «Newborns» preferential tracking for face-like stimuli and its subsequent decline», Cognition, 40 (1991), 1–19.
[83]O. Pascalis, M. de Haan and C.A. Nelson, «Is face processing species-specific during the first year of life?», Science, 296 (2002), 1321–23.
[84]Y. Sugita, «Face perception in monkeys reared with no exposure to faces», Proceedings of the National Academy of Science, USA, 105 (2008), 394–98.
[85]R. Le Grand, C. Mondloch, D. Maurer and H.P. Brent, «Early visual experience and face processing», Nature, 410 (2001), 890.
[86]M. Heron-Delaney, G. Anzures, J.S. Herbert, P.C. Quinn and A.M. Slater, «Perceptual training prevents the emergence of the other race effect during Infancy», PLoS ONE, 6:5 (2011): e19858, doi:10.1371/journal.pone.0019858.
[87]A.N. Meltzoff and M.K. Moore, «Imitation of facial and manual gestures by human neonates», Science, 198 (1977), 75–8.
[88]P.F. Ferrari, E. Visalberghi, A. Paukner, L. Fogassi, A. Ruggiero and S.J. Suomi, «Neonatal imitation in rhesus macaques», PLoS Biology, 4:9 (September 2006): e302, doi:10.1371/journal.pbio.0040302.
[89]J. Panksepp, Affective Neuroscience: The Foundations of Human and Animal Emotions (Series in Affective Science. New York, NY: Oxford University Press, 1998).
[90]Улыбка, возникающая у младенца в ответ на голос матери или на ее появление в поле его зрения. Однако в английском языке выражение «social smile » имеет также значение «дежурная улыбка». Возможно, автор подразумевал оба значения. – Примеч. пер.
[91]D. Leighton and C. Kluckhohn, Children of the People; the Navaho Individual and His Development (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1947/69).
[92]A.B. Fries, T.E. Ziegler, J.R. Kurian, S. Jacoris and S.D. Pollack, «Early experience in humans is associated with changes in neuropeptides critical for regulating social interaction», Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 102 (2005), 17237–40.
[93]F. Strack, L.L. Martin and S. Stepper, «Inhibiting and facilitating conditions of the human smile: A non-obtrusive test of the facial feedback hypothesis», Journal of Personality and Social Psychology, 54 (1988), 768–77.
[94]R.E. Kraut and R.E. Johnston, «Social and emotional messages of smiling: An ethological account», Journal of Personality and Social Psychology, 37 (1979), 1539–53.
[95]O. Epstein, G.D. Perkin and J. Cookson, Clinical Examination (Edinburgh: Elsevier Health Sciences, 2008), 408.
[96]S.H. Fraiberg, «Blind infants and their mothers: An examination of the sign system», in M. Lewis and L. Rosenblum (eds), The effect of the Infant on Its Caregiver (New York, NY: Wiley, 1974 pp. 215–232).
[97]C. Darwin, The Expression of the Emotions in Man and Animals (London: John Murray, 1872).
[98]Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990; V. Frankl, Man's Search for Meaning (New York, NY: Simon and Schuster, 1959), 54–56.
[99]T. Anderson, Den of Lions (New York, NY: Ballantine Books, 1994).
[100]R.R. Provine, Laughter: A Scientific Investigation (New York, NY: Penguin 2001).
[101]J. Panksepp and J, Burgdorf, «Laughing» rats and the evolutionary antecedents of human joy?», Physiology and Behavior, 79 (2003), 533–47.
[102]L. Weiskrantz, J. Elliott and C. Darlington, «Preliminary observations on tickling oneself», Nature, 230 (1971), 598–9.
[103]S.J. Blakemore, D.M. Wolpert and C.D. Frith, «Central cancellation of selfproduced tickle sensation», Nature Neuroscience, 1 (1990), 635–40.
[104]S.J. Blakemore, D.M. Wolpert and C.D. Frith, «Why can't you tickle yourself?», NeuroReport, 11 (2000), R11–16.
[105]J.M.S. Pearce, «Some neurological aspects of laughter», European Neurology, 52 2004), 169–71.
[106]Существует много литературы о предпочтениях младенцев, связанных с матерью. Относительно запаха матери: J.M. Cernack and R.H. Porter, «Recognition of maternal axillary odors by infants», Child Development, 56 (1985), 1593-8. О материнском лице: I.M. Bushnell, F.Sai and J.T. Mullen, «Neonatal recognition of the mother's face». Голос матери: A.J. DeCasper and M.J. Spence, «Parental maternal speech influences newborns» perception of speech sounds», Infant Behavior and Development, 9 (1986), 133–50.
[107]W.C. Roedell and R.G. Slaby, «The role of distal and proximal interaction in infant social preference formation», Developmental Psychology, 13 (1977), 266–73.
[108]C. Ellsworth, D. Muir and S. Han, «Social-competence and person-object differentiation: An analysis of the still-face effect», Developmental Psychology, 29 (1993), 63–73.
[109]L. Murray, A. Fiori-Cowley, R. Hooper and P. Cooper, «The impact of postnatal depression and associated adversity on early mother-infant interactions and later infant outcome», Child Development, 67 (1996), 2512–26.
[110]H.R. Schaffer, The Child's Entry into a Social World (London: Academic Press, 1984).
[111]M. Lewis, «Social development», in A.M. Slater and M. Lewis (eds) (Oxford: Oxford University Press, 2007). Эта работа дает хорошее общее представление о раннем социальном развитии, с. 233–252.
[112]Лоренц относил сюда не просто большие головы, но и характерные выпуклые лбы всех детенышей, курносые носы и относительно уплощенную поверхность лица (морды) в сравнении со взрослыми особями. – Примеч. ред.
[113]K. Lorenz, «Die Angebornen Formen mogicher Erfahrung», Zeitschrift fur Tierpsychologie, 5 (1943), 233–409.
[114]Чрезвычайно большеголовая и большеглазая сексапильная девушка из американских рисованных мультфильмов, впервые появившаяся еще в 1930-х годах. – Примеч. пер.
[115]W. Fullard and A.M. Reiling, «An investigation of Lorenz's babyness», Child Development, 50 (1976), 915–22.
[116]S.E. Taylor, The Tending Instinct (New York, NY: Henry Holt, 2001).
[117]S. Levine, D.F. Johnson and C.A. Gonzalez, «Behavioral and hormonal responses to separation in infant rhesus monkeys and mothers, Behavioral Neuroscience, 99 (1985), 399–410.
[118]В частности, пищеварение и восстановление тканей. – Примеч. ред.
[119]M.C. Larson, M.R. Gunnar and L. Hertsgaard, «The effects of morning naps, car trips and maternal separation on adrenocortical activity in human infants», Child Development, 62 (1991), 362–72.
[120]P.S. Zeskind and B.M. Lester, «Analysis of infant crying», in L.T. Singer and P.S. Zeskind (eds), Biobehavioral Assessment of the Infant (New York, NY: Guilford, 2001), 149–66.
[121]Baby It's You: The First Three Years, Emmy Award-winning series produced by Wall to Wall for UK's Channel 4 (1994).
[122]J. Bowlby, Attachment and Loss, vol. 1 Attachment (London: Hogarth Press 1969).
[123]R.A. Spitz, «Motherless infants», Child Development, 20 (1949), 145–55.
[124]M.D.S. Ainsworth, «Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love» (Baltimore, MD: John Hopkins University Press, 1967).
[125]M.D.S. Ainsworth, M.C. Blehar, E. Waters and S. Wall, Patterns of Attachment: A Psychological Study of the Strange Situation (Hillsdale, NJ: Erlbuam, 1978).
[126]Это подразумевает, что и сам ребенок подспудно уверен в надежности своих отношений с матерью: уверен, что она его не бросит, что она его любит и всегда заботится о нем, поэтому он ведет себя довольно спокойно. – Примеч. ред.
[127]M.H. van IJzendoorn and P.M. Kroonenberg, «Cross-cultural patterns of attachment: A meta-analysis of the strange situation», Child Development, 59 (1988), 147–56.
[128]J. Kagan, «Temperament and the reactions to unfamiliarity», Child Development, 68 (1997), 139–43.
[129]C. Hazan and P. Shaver, «Romantic love conceptualized as an attachment process», Journal of Personality and Social Psychology, 52 (1987), 511–24.
[130]J.A. Simpson, «Influence of attachment style on romantic relationships», Journal of Personality and Social Psychology, 59 (1990), 971–80.
[131]H. Lane, The Wild Boy of Aveyron (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979).
[132]J.M.G. Itard, An Historical Account of the Discovery and Education of a Savage Man or of the First Developments, Physical and Moral of the Young Savage Caught in the Woods Near Aveyron in the Year 1798 (London: Richard Phillips, 1802), 17.
[133]G. Bremner, Infancy (2nd ed., Oxford: Wiley-Blackwell, 2004), 2.
[134]P.E. Jones, «Contradictions and unanswered questions in the Genie case: A fresh look at the linguistic evidence», Language and Communication, 15 (1995), 261–80.
[135]U. Firth, Autism: Explaining the Enigma (2nd ed., Oxford: Wiley-Blackwell, 2003).
[136]Alvin Powell, interview with Chuck Nelson, «Breathtakingly awful», Harvard Gazette (5 October 2010).
[137]D.E. Johnson, D. Guthrie, A.T. Smyke, S.F. Koga, N.A. Fox, C.H. Zeanah and C.A. Nelson, «Growth and associations between auxology, caregiving environment, and cognition in socially deprived Romanian children randomized to foster vs ongoing institutional care», Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine, 164 (2010), 507–516.
[138]M. Rutter, T.G. O'Connor and the English and Romanian Adoptees (ERA) Study Team, «Are there biological programming effects for psychological development? Findings from a study of Romanian adoptees», Developmental Psychology, 40 (2004), 81–94.
[139]H.F. Harlow and M.L. Harlow, «The affectional systems», in A.M. Schrier, H.F. Harlow and F. Stollnitz (eds), Behavior of Nonhuman Primates, vol. 2 (New York, NY: Academic Press, 1965).
[140]T. Field, M. Hernandez-Reif and J. Freedman, «Stimulation programs for preterm infants», Social Policy Report, 18 (2004), 1–19.
[141]D.O. Hebb, «The effects of early experience on problem solving at maturity», American Psychologist, 2 (1947), 306–7.
[142]J.T. Cacioppo, J.H. Fowler and N.A. Christakis, «Alone in the crowd: The structure and spread of loneliness in a large social network», Journal of Personality and Social Psychology, 97 (2009), 977–91.
[143]H. Ruan and C.F. Wu, «Social interaction-mediated lifespan extension of Drosophila Cu/Zn superoxide dismutase mutants», Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 105: 21 (2008), 7506–10.
[144]R.S. Kempe and C.H. Kempe, Child Abuse (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978).
[145]D.G. Dutton and S. Painter, «Emotional attachments in abusive relationships. A test of traumatic bonding», Violence and Victims, 8 (1993), 105–120.
[146]G.A. Morgan and H.N. Ricciuti, «Infants» responses to strangers during the first year», in B.M. Foss (ed.), Determinants of Infant Behaviour, vol. 4 (London: Methuen, 1967).
[147]A.N. Meltzoff, P.K. Kuhl, J. Movellan and T.J. Sejnowski, «Foundations for a new science of learning», Science, 325 (2009), 284–8.
[148]A.N. Meltzoff, «Infant imitation and memory: Nine-month-olds in immediate and deferred tests», Child Development, 59 (1988), 217–25.
[149]G. Gergely, H. Bekkering and I. Kirly, «Rational imitation of goal directed actions in preverbal infants», Nature, 415 (2002), 755.
[150]A.N. Meltzoff and R. Brooks, «Self-experience as a mechanism for learning about others: A training study in social cognition», Developmental Psychology, 44 (2008), 1257–65.
[151]S. Itakura, H. Ishida, T. Kanda, Y. Shimada, H. Ishiguro and K. Lee, «How to build an intentional android: Infants» imitation of a robot's goal-directed actions», Infancy, 13 (2008), 519–32.
[152]V. Gallese, L. Fadiga, L. Fogassi and G. Rizzolatti, «Action recognition in the premotor cortex», Brain, 119 (1996), 593–609.
[153]V. Gallese, M.A. Gernsbacher, C. Heyes, G. Hickok and M. Iacoboni, «Mirror Neuron Forum», Perspectives on Psychological Science, 6 (2011), 369–407.
[154]This claim was made by the eminent neuroscientist Vilayanur Ramachandran and is related in C. Keysers, The Empathic Brain (Los Gatos, CA: Smashwords e-book, 2011).
[155]D.T. Neal and T.L. Chartrand, «Embodied emotion perception: Amplifying and dampening facial feedback modulates emotion perception accuracy», Social Psychological and Personality Science (2011): doi: 10.1177/ 1948550611406138.
[156]«Бешеный бык» (англ. «Raging Bull») – художественный фильм режиссера Мартина Скорсезе, вышедший на экраны в 1980 году. Снят по мотивам мемуаров известного американского боксера, чемпиона мира среди профессионалов Джейка Ламотты. – Примеч. пер.
[157]S.-J. Blakemore, D. Bristow, G. Bird, C. Frith and J. Ward, «Somatosensory activations during the observation of touch and a case of vision-touch synaesthesia», Brain, 128 (2005), 1571–83.
[158]J. Ward, The Frog Who Croaked Blue: Synesthesia and the Mixing of the Senses London: Routledge (2008).
[159]M.J. Richardson, K.L. Marsh, R.W. Isenhower, J.R.L. Goodman and R.C. Schmidt, «Rocking together: Dynamics of intentional and un‑ intentional interpersonal coordination», Human Movement Science, 26 (2007), 867–91.
[160]M.S. Helt, I.-M. Eigsti, P.J. Snyder and D.A. Fein, «Contagious yawning in autistic and typical development», Child Development, 81 (2010), 1620–31.
[161]Англ. «Stand by Me» – драма 1986 года, снятая Робом Райнером по повести Стивена Кинга «Тело». Мальчики отправляются на поиски тела погибшего ребенка. Горди – один из этой компании. – Примеч. пер.
[162]T.J. Cox, «Scraping sounds and disgusting noises», Applied Acoustics, 69 (2008), 1195–1204.
[163]O. Sacks, The Man Who Mistook His Wife for a Hat (New York, NY: Harper Perennial, 1987), 123.
[164]Примерно к 25 годам. – Примеч. ред.
[165]В этом контексте тиком называют любое повторяющееся неконтролируемое движение или поведение. – Примеч. ред.
[166]На русском языке вышел под названием «Образцовый самец». – Примеч. пер.
[167]C.H. Cooley, Human Nature and the Social Order (New York, NY: Scribner's, 1902).
[168]N. Breen, D. Caine and M. Coltheart, «Mirrored-self misidentification: Two cases of focal onset dementia», Neurocase, 7 (2001), 239–54.
[169]J. Cotard, Etudes sur les Maladies Cerebrales et Mentales (Paris: Bailliere, 1891).
[170]E.C.M. Hunter, M. Sierra and A.S. David, «The epidemiology of depersonalisation and derealisation: A systematic review, Social Psychiatry Psychiatric Epidemiology, 39 (2004), 9–18.
[171]A.J. Barnier, R.E. Cox, M. Connors, R. Langdon and M. Coltheart, «A stranger in the looking glass: Developing and challenging a hypnotic mirrored-self misidentification delusion», International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 59 (2011), 1–26.
[172]G.B. Caputo, «Strange-face-in-the-mirror illusion», Perception, 39 (2010), 1007–8.
[173]G.G. Gallup, «Chimpanzees: Self-recognition», Science, 167 (1970), 86–7.
[174]B.I. Bertenthal and K.W. Fischer, «Development of self-recognition in the infant», Developmental Psychology, 14 (1978), 44–50.
[175]P. Rochat, Others in Mind: Social Origins of Self-Consciousness (Cambridge: Cambridge University Press, 2009).
[176]D. Bruce, A. Dolan and K. Phillips-Grant, «On the transition from childhood amnesia to the recall of personal memories», Psychological Science, 11 (2000), 360–64.
[177]M.J. Eacott, «Memory for the events of early childhood», Current Directions in Psychological Sciences, 8 (1999), 46–9.
[178]Название книги можно перевести как «Вечное сегодня». – Примеч. пер.
[179]D. Wearing, Forever Today: A Memoir of Love and Amnesia (London: Doubleday, 2005).
[180]Wearing (2005), 158.
[181]J. Piaget, The Child's Construction of Reality (London: Routledge and Kegan Paul, 1955).
[182]C. Rovee and D.T. Rovee, «Conjugate reinforcement of infant exploratory behavior», Journal of Experimental Child Psychology, 8 (1969), 33–9.
[183]D.B. Mitchell, «Nonconscious priming after 17 years: Invulnerable implicit memory?», Psychological Science, 17 (2006), 925–9.
[184]E. Tulving, Elements of Episodic Memory (Oxford: Clarendon Press, 1983).
[185]M.A. Conway and C.W. Pleydell-Pearce, «The construction of autobiographical memories in the self-memory system», Psychological Review, 107 (2000), 261–88.
[186]H.L. Roediger III and K.B. McDermott, «Tricks of memory», Current Directions in Psychological Science, 9 (2000), 123–7.
[187]F.C. Bartlett, Remembering (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1932).
[188]E.F. Loftus, «Leading questions and eyewitness report», Cognitive Psychology, 7 (1975), 560–72.
[189]E.F. Loftus, «Lost in the mall: Misrepresentations and misunderstandings», Ethics and Behaviour, 9 (1999), 51–60.
[190]Историю ложных воспоминаний Пиаже можно найти в: C. Tavris, «Hysteria and the incest-survivor machine», Sacramento Bee