Распространение фототрофных эубактерий в природе

Три основных фактора определяют распространение фототрофных эубактерии в природе: свет, молекулярный кислород и пита­тельные вещества. Потребности в разных частях солнечного спек­тра для фотосинтеза определяются набором светособирающих пигментов. Эубактерии с кислородным типом фотосинтеза погло­щают свет в том же диапазоне длин волн, что водоросли и выс­шие растения. Пурпурные и зеленые бактерии часто развиваются в водоемах под более или менее плотным поверхно­стным слоем, состоящим из цианобактерий и водорослей, эф­фективно поглощающих свет до 750 нм.

Фотосинтез пурпурных и зеленых бактерий в этих условиях свя­зан со способностью бактериохлорофиллов поглощать свет в крас­ной и инфракрасной областях спектра за пределами поглощения хлорофиллов. Некоторые фотосинтезирующие эубактерии могут расти в водоемах на глубине до 20—30 м, что осуществляется за счет активности другой груп­пы пигментов — каротиноидов. Известно, что различные лучи солнечного спектра поглощаются водой с разной интенсивностью. Глубже всего проникает свет голубой и зеленой частей спектра (450—550 нм), сильнее поглощается ультрафиолет и красный свет. Содержащиеся в клетках некоторых фототрофных эубактерии каротиноиды активно поглощают свет с длиной волны в области 460 нм, обеспечивая этим бактериям рост на значительных глуби­нах, куда проникает только свет этой части спектра.

В отношении к молекулярному кислороду среди фототрофных эубактерии на одном полюсе располагаются строгие анаэробы, на другом — организмы, у которых О2 образуется внутриклеточно. Многие виды — факультативные анаэробы, есть аэротолерантные формы и микроаэрофилы. У фотосинтезирующих эубактерий мо­лекулярный кислород часто выступает как фактор, регу­лирующий их метаболизм: в аэробных условиях у пурпурных и зеленых бактерий репрессируется синтез фотосинтетических пиг­ментов и тем самым уничтожается основа для фототрофного спо­соба существования.

Значительны различия в питательных веществах, необходи­мых для построения веществ клетки, и донорах электронов. Диапазон — от облигатной зависимости от органических соедине­ний, характерной для гелиобактерий и некоторых пурпурных бак­терий, до способности расти на минеральной среде, свойствен­ной цианобактериям и несимбиотическим прохлорофитам. К дру­гим факторам внешней среды, определяющим рост фототрофных эубактерии, относятся рН, температура, концентрация солей.

Пурпурные и зеленые серобактерии, характеризующиеся близ­кими потребностями в факторах среды, часто сосуществуют вме­сте в освещенных анаэробных водных средах (пресных или соле­ных), богатых сульфидом. Пурпурные несерные бактерии имеют свою экологическую нишу. Как правило, они не развиваются в зонах активного роста фототрофных серобактерий.

Первый представитель зеленых нитчатых бактерий Chloroflexus aurantiacus был выделен из термального источника, где рос, фор­мируя пленку толщиной несколько миллиметров. Позднее термо­фильные штаммы этого вида были найдены во многих нейтраль­ных и щелочных горячих источниках с температурой от 45 до 75 °С, где условия, как правило, микроаэробные. Часто Chloroflexus образует смешанные популяции с некоторыми термофильными цианобактериями.

В группе цианобактерий достигнуто наибольшее среди фото­трофных эубактерии приспособление к широкому диапазону вне­шних условий, определившее их почти повсеместное распростра­нение. Эти организмы встречаются во льдах и горячих источниках с температурой до 70—80 °С, обитают в пресных водоемах разно­го типа, морях и океанах, в почвах и пустынях. Чрезмерное мас­совое развитие цианобактерий имеет отрицательный эффект, так как многие виды токсичны для беспозвоночных, рыб и домашних животных. Подобные явления описаны для ряда внутренних водо­емов нашей страны и других стран мира.

Некоторые фототрофные эубактерии существуют в ассоциаци­ях с другими организмами. Таковы ассоциации ряда зеленых серо­бактерий с хемоорганотрофными бактериями, прохлорофит с асцидиями, цианобактерий с грибами, мхами, папоротниками, водорослями, высшими растениями. Если в симбиозах один из компонентов — азотфиксирующие цианобактерий, они в первую очередь снабжают партнера связанным азотом. В других случаях конкретная природа связей между симбионтами неясна.

Фототрофные эубактерии, особенно цианобактерий, играют значительную роль в круговороте углерода и азота, а серобактерии — и серы. Сделаны определенные шаги на пути практиче­ского использования фототрофных эубактерий, например, при­менения азотфиксирующих цианобактерий для повышения пло­дородия рисовых полей, культивирования пурпурных бактерий и цианобактерий в промышленных масштабах для получения кор­мового белка и перспективного источника энергии — молекуляр­ного водорода.

В научном плане фототрофные эубактерий представляют инте­рес для изучения механизма фотосинтеза и азотфиксации. На прокариотном уровне сформировался тип фотосинтеза, сопровожда­ющийся выделением в атмосферу О2. С этого момента начался но­вый этап в эволюции жизни, решающим фактором в котором явился молекулярный кислород. Это означало существенную перестройку всего, что сформи­ровалось на Земле в «докислородную» эпоху, и в первую очередь касалось живых организмов.

Образование О2 в возрастающих количествах сделало возмож­ным протекание окислительных реакций в широких масштабах. Изменился характер атмосферы: из восстановительной она стала окислительной. Последнее повлекло за собой существенные изме­нения в отношении донор-акцепторной проблемы. Если в услови­ях бескислородной атмосферы доминирующим было решение проблемы акцептора электронов, то в условиях кислородной ат­мосферы основной становится проблема донора электронов, по­скольку с появлением О2 в атмосфере Земли образовался источ­ник превосходного акцептора электронов.

СПЕЦКУРС «ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ. СИСТЕМАТИКА МИКРООРГАНИЗМОВ»

Наши рекомендации